Найти в Дзене
Письма из Ленинграда

Письма из Ленинграда. Семья Шулеповых. Сентябрь 1942 года

6 сентября 1942 года «6 сент. Добрый день, Женя! Ты сразу, наверно, не догадаешся, кто тебе пишит. Но, я думаю, что ты Нину с Тамарой не забыла. Мы сейчас работаем в Р.У. Я фрезер., а Нина токарем. Сегодня были у вас, тетя Оля очень похудела, но сейчас чувствует себя не чего. Женя, ты наверно знаешь, сколько нам пришлось пережить. Но мы рады, что хоть в Лен. осталась т. Оля с дядей Мишей, да наша т. Оля с Галей. И больше никого. Кира на Орловском фронте. Глеб под Курском. Мстят за то, что мы с вами мучимся. Погода сейчас стоит неважная. Ленинград после вашего отезда очень переминился, превратился в деревню, везде огороды. Мы почти никуда не ходим, т.к. очень устаем. Простите, что может есть ошибки в письме. Ну, пока, ждем ответа с нетерпением. Наш адрес: г. Ленинград, пр. Карла Маркса, общ. Р.У. №21, Шулеповым Н. или Т. Целуем крепко. Не теряю надежды встретиться в Ленинграде всем вместе». (При публикации письма сохранена авторская орфография) Судьба человека Двойняшки Шулепова Тама

6 сентября 1942 года

«6 сент.

Добрый день, Женя!

Ты сразу, наверно, не догадаешся, кто тебе пишит. Но, я думаю, что ты Нину с Тамарой не забыла. Мы сейчас работаем в Р.У. Я фрезер., а Нина токарем. Сегодня были у вас, тетя Оля очень похудела, но сейчас чувствует себя не чего.

Женя, ты наверно знаешь, сколько нам пришлось пережить. Но мы рады, что хоть в Лен. осталась т. Оля с дядей Мишей, да наша т. Оля с Галей. И больше никого. Кира на Орловском фронте. Глеб под Курском. Мстят за то, что мы с вами мучимся.

Погода сейчас стоит неважная. Ленинград после вашего отезда очень переминился, превратился в деревню, везде огороды. Мы почти никуда не ходим, т.к. очень устаем. Простите, что может есть ошибки в письме. Ну, пока, ждем ответа с нетерпением. Наш адрес: г. Ленинград, пр. Карла Маркса, общ. Р.У. №21, Шулеповым Н. или Т.

Целуем крепко.

Не теряю надежды встретиться в Ленинграде всем вместе».

(При публикации письма сохранена авторская орфография)

Судьба человека

Родители Шулеповы, умершие в апреле 1942 года - Константин Ефимович и Мария Васильевна
Родители Шулеповы, умершие в апреле 1942 года - Константин Ефимович и Мария Васильевна

Двойняшки Шулепова Тамара Константиновна и Нина, написавшие это письмо своей родственнице Евгении Заплаткиной в эвакуацию из блокадного Ленинграда, родились в ноябре 1925 года. Когда началась война, им было по 15 лет. Вся семья жила на Малой Посадской улице, дом №12, квартира №5. Там в апреле 1942 года умерли родители девочек: 58-летниий Константин Ефимович и 57-летняя Мария Васильевна, а также их старший брат Николай. Еще два брата Кирилл 1911 года рождения и Глеб 1915 года рождения ушли на фронт и вернулись с войны.

Сестры Нина и Тамара во время блокады после смерти старших переехали жить на Пушкинскую улицу, дом №14, квартира №9. Девочки пошли в училище №53 при заводе ЛОМО. Учились на механиков и фрезеровщиц по ускоренной программе. Осенью 1941 года, когда на заводе начались перебои с электричеством, их отправили на оборонные работы, рыть окопы и противотанковые рвы в районе Пулковского аэродрома. Здесь проходила линия фронта, и работы порой велись под обстрелами вражеской авиации. Самолеты противника летали так низко, что можно было увидеть летчиков и опознавательные знаки.

В марте 1942 года завод стали эвакуировать, часть рабочих уехала. Девочки и еще 26 подростков-ремесленников из их группы оставили в городе, перевели работать на Ленинградский машиностроительный завод имени Карла Маркса (с 2011 года ликвидирован, располагался на Большом Сампсониевском проспекте). К весне 1942 года на завод стали подавать электричество, там закипела работа, несмотря на холод и необходимость ходить в цехах в зимней одежде: изготавливали снаряды 76 мм и легендарные минометы «Катюша». Чтобы согреться, сестры клали под шинель за пазуху разогретые на станках болванки. А чтобы как-то прожить, обменяли на продукты золотые украшения, оставшиеся от родителей и даже свои церковные крестики. Девочки пережили блокаду, получили медали «За Оборону Ленинграда» и другие награды. Как рассказала в описании своей жизни Тамара Константиновна, передавшая в Музей обороны и блокады Ленинграда письма и документы того периода, «это был фронт в тылу врага».

Историческая справка

Информация о выдаче сладостей, сахара и масла по карточкам за сентябрь 1942 года, Ленправда № 212 (8318) от 6 сентября 1942 года
Информация о выдаче сладостей, сахара и масла по карточкам за сентябрь 1942 года, Ленправда № 212 (8318) от 6 сентября 1942 года

6 сентября 1942 года, несмотря на артиллерийский обстрел, в Ленинграде состоялся общегородской воскресник, посвященный Международному юношескому дню. 15 тысяч юношей и девушек чистили дымоходы, складывали печи, отепляли водопроводные и канализационные стояки, зашивали фанерой разбитые окна или вставляли стекла. Еще 20 тысяч молодых ленинградцев, разбирая деревянные строения, заготавливали на зиму дрова. А на стадионе в блокадном Ленинграде в этот день молодежь соревновалась в спортивных состязаниях по бегу, метанию диска и толканию ядра.

В Ленправде от 6 сентября говорили о нехватке столяров-бондарей и плотников-бондарей. Они были нужны для изготовления большого количества стеллажей, бочек и ящиков для заготовки и хранения овощей. Таких специалистов в срочном порядке готовило Ленинградское управление трудовых резервов. Около сотни учеников школ фабрично-заводского обучения были направлены на плодовоовощные комбинаты для прохождения практики и изготовления тары. «Выпуск столяров-бондарей и плотников-бондарей состоится во второй половине этого месяца», - обещали в газете.

Госбанк продолжал собирать добровольные взносы в фонд обороны страны. По данным на 1 сентября 1942 года в городскую казну поступило 165 миллионов рублей, сообщали в Ленправде от 6 сентября 1942 года. Еще в Ленинграде готовились в этот день к первому литературно-музыкальному концерту из нового цикла подобных мероприятий. Анонсировали участие поэтов Ольги Берггольц и Александра Прокофьева, заслуженной артистки РСФСР, оперной певицы Надежды Вельтер и исполнителя из Мариинского театра Валентина Легкова, некоторых мастеров художественного слова, а также ансамбля красноармейской песни и пляски политуправления Ленфронта.

По материалам книги военного журналиста, очевидца событий, Абрама Вениаминовича Бурова «Блокада день за днем» и публикаций газеты Ленинградская правда № 212 (8318) от 6 сентября 1942 года.

Изучить другие документы и материалы можно в проекте Парламентской газеты «Письма из Ленинграда»

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга