Найти в Дзене
Ноль повдоль

Северо-западный обход Кемерова

29 октября в Кемерово был большой праздник. И хотя транспарантов и украшений на улицах не висело, но всё равно каждый осознавал, что в эти мгновения происходит нечто важное: событие, затрагивающее каждого жителя областной столицы, открывающее новую, светлую страницу в истории города. Где-то там, в паре десятков километров от центра, правительственная комиссия откравала северо-западный обход Кемерова. Дорога, о необходимости которой так долго говорили большевики, открылась! (Какие ещё большевики?! Наверно это я к 107-летию революции готовлюсь). Насколько долго мы ждали эту объездную? Сколько лет мечтали чтобы проезжающие по трассе Байкал фуры покинули наш город? Пишут, что около 50-ти. Но здесь речь о проекте, в 70-х такого движения по трассе не было. Скорее всё же лет 40, с тех пор, как открылась южная часть кольцевой дороги, связавшая федералку с главной артерией Кузбасса - дорогой Кемерово-Новокузнецк. Казалось, сейчас город обойдут ещё и с запада, и с востока, ждать осталось недолго

29 октября в Кемерово был большой праздник. И хотя транспарантов и украшений на улицах не висело, но всё равно каждый осознавал, что в эти мгновения происходит нечто важное: событие, затрагивающее каждого жителя областной столицы, открывающее новую, светлую страницу в истории города. Где-то там, в паре десятков километров от центра, правительственная комиссия откравала северо-западный обход Кемерова. Дорога, о необходимости которой так долго говорили большевики, открылась! (Какие ещё большевики?! Наверно это я к 107-летию революции готовлюсь).

Под этим виадуком, на который вывели дорогу Топки-Юрга, начинается северо-западный обход
Под этим виадуком, на который вывели дорогу Топки-Юрга, начинается северо-западный обход

Насколько долго мы ждали эту объездную? Сколько лет мечтали чтобы проезжающие по трассе Байкал фуры покинули наш город? Пишут, что около 50-ти. Но здесь речь о проекте, в 70-х такого движения по трассе не было. Скорее всё же лет 40, с тех пор, как открылась южная часть кольцевой дороги, связавшая федералку с главной артерией Кузбасса - дорогой Кемерово-Новокузнецк. Казалось, сейчас город обойдут ещё и с запада, и с востока, ждать осталось недолго, но времена сменились и реализация проекта затянулась по максимуму. Кемерово к 2020-м годам остался единственным крупным городом без объездной дороги на трассе, связывающей запад и восток страны.

Девяностые прогрохатали эхом великих потрясений, тучные нулевые утекли впустую кому-то в карман и лишь на рубеже десятых начали со скрипом воплощаться идеи о сибирских автострадах. Первым делом за долгих тринадцать лет построили 70 километров дороги от Кемерово до Ленинска, добавив её к южному участку, сделанному при СССР. Обход Кемерова на федеральной трассе реализовываться никак не хотел. Только смена руководства области привела к каким-то подвижкам. В итоге за три года, вместо положенных шести, дорога была построена. Хотя и это не совсем честно: накапливать нерудные материалы для строительства будущего обхода начали сильно заранее, видимо решение уже назревало.

Приближаемся к развязке со старой трассой на Юргу. Её сдали первой из всех объектов обхода
Приближаемся к развязке со старой трассой на Юргу. Её сдали первой из всех объектов обхода

До новой дороги я добрался 2-го ноября. Была рабочая суббота, сокращённый предпраздничный день. Впервые за полмесяца я решил тогда выбраться в лес, посмотреть поздние ноябрьские грибочки. Немного погуляв в районе села Топки и поняв, что ничего особо отыскать не удастся, поехал я кругом через Топкинское кольцо, новый обход города и Рудничный район до дома. Погода в тот день была не очень. Природа не отошла ещё от ночного морозца в -8 градусов, деревья покрывала симпатичная изморозь, а на правобережье вообще посыпал снег.

Первая часть пути по новой объездной довольно скучна. Попадается лишь одно место отдыха в районе деревни Дедюево. Известная своей железнодорожной станцией, теперь она обзавелась ещё и пунктом отдыха для проезжающих мимо автопутешественников и дальнобоев. Вот только ни пункта питания, ни заправки там пока нет, и неясно, будет ли? Пока что даже сотовая связь как следует на новом обходе работать не хочет. А меня, как краеведа, порадовали дорожные знаки с названиями самых мелких речушек, о существовании которых никто наверно и не догадывался.

Спуск к Томи. Вдали виден правый берег
Спуск к Томи. Вдали виден правый берег

На первой части пути промелькнула парочка проездов для автомобилей под шоссе на полевых дорожках, а затем я приблизился к самому интересному! Началось всё с развязки со старой Юргинской трассой. Немножко истории: автомобильные дороги развивались в наших краях по остаточному принципу. Существовал древний тракт от Томска к Кузнецку, который здесь, ниже будущего Кемерова, шёл по правому берегу Томи, но о нём я расскажу позже. Как альтернатива, с развитием Юрги наладился путь по левому берегу, называемый "старой дорогой". Он заасфальтирован-то был не так уж и давно, полностью уже в 2000-е. Но, как направление, появился конечно же раньше основной трассы от Топков до Юрги, которую строили на рубеже 60-х и 70-х.

Звёздный мост
Звёздный мост

А за двухуровневой развязкой объездная потихоньку начинает спускаться к Томи. И тут дорога заходит под широченный мост на множестве опор. Это - экодук, по которому над дорогой горделиво подняв голову будут проходить лоси. В тоннель под дорогой их не загонишь, а здесь как раз пути миграции. Для этого и построен был экодук. Сверху он будет выглядеть, как полянка, даже деревца на нём расти будут. А альтернативные выходы на трассу рядом с экодуком будут ограничены сеткой.

Небольшой поворот, и вот она - река! На ту сторону перекинут мост, названный по имени посёлка, что мы недавно пролетели мимо - Звёздный. Длиной он больше 800 метров, но это потому, что он продолжается и над небольшим низким прибрежным участком по правому берегу. Затем сразу начинается скала, которую взрывали и взрывали полтора года каждые две недели, перекрывая идущую по берегу трассу на Яшкино. Объём перемещённого грунта конечно впечатляет! Чуть поодаль на вершине насыпали новую гору из вывезенных с дороги каменюк. Даже мост построили не горизонтально, а чтобы он поднимался вверх уже над рекой. Впечатляет и развязка с дорогой на Яшкино: рукава-своротки уже после моста уходят вниз с горы по собственным выемкам, оставляя меж объездной и собой небольшие скальные останцы.

На вершине объездная резко поворачивает на восток. Её ждёт нелёгкий путь по местности сильно пересечённой, где каждая речушка выбила себе за тысячелетия либо глубокий овраг, особо впечатляющий у Каменки, либо широкую долину с высокими бортами, как более крупная Чесноковка. Прямо под поворотом трассы - труба скотопрогона, по которой наверно смогут ездить и автомобили, если такой вариант предусмотрен проектом. Пока что с запада к трубе подъезда нет. Здесь, примерно на том месте, откуда я фотографирую, трассу пересекает путь старинного тракта, который не шёл возле реки (по берегу дорогу проложили уже в 70-х, когда взорвали скалу у Старой Балахонки; её осколок до сих пор стоит над Томью, я на него лазал в конце прошлого года). Взбираясь на вершинку после Верхотомки, старинный тракт возвращался к Томи только у Подъяково. На речке Балахонке даже можно заметить следы разрушенного моста рядом с новым на дороге до Солнечного. Но это я опять отвлёкся...

Восточный берег Чесноковки, которую преодолевает новая трасса, также впечатляюще высок. За рекой дорога проходит по глубокой выемке, объём которой не сильно меньше, чем у Томи. Затем над дорогой пролетает мост от Борового до шахты Бутовской, выездов с трассы на него нет. Дорога эта так же историческая: из Боровушки по ней ездили до Кедровки, когда та ещё была деревней. Рядом была шахта Уклонка и посёлок Привольный, который ныне превратился в сплошные дачи. А Боровушку от объездной отделяет высокий экран, чтобы шум с дороги не беспокоил жителей.

Скоро объезд закончится. И опять видим серьезные выемки грунта по краям дороги
Скоро объезд закончится. И опять видим серьезные выемки грунта по краям дороги

За Боровым в низинке протекает речка Малая Чесноковка и проходит под трассой ветка железной дороги до шахты. Последние несколько метров объездной также обрамляет солидная выемка, и на повороте мы выходим на привычную трассу в город. Федералка же идёт дальше, до Берёзовского и Мариинска.

Здравствуй Кемерово. Я вернулся
Здравствуй Кемерово. Я вернулся

Ну и заключение: хоть количество автомобилей на объездной небольшое, ибо далеко не все автомобили едут мимо не останавливаясь в нашем областном центре, всё равно дорога очень полезна и востребована. Ведь заезжая в город, машины на тех самых пресловутых 44 перекрёстках теряли громадное количество времени, добавляли к нашей и так неблагоприятной экологической обстановке сотни килограммов вредных выбросов, а по снегу ещё и шлифовали крутые подъёмы после моста через Томь. Нынешняя объездная намного ровнее, надеюсь, её фуры смогут преодолевать без особых затруднений. 47 километров с ограничением скорости в 110 километров в час - это около 20 минут на проезд мимо большого города. Дальнобойщики, я вам завидую. Да и себе тоже!

А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#природа #Сибирь #Кемерово #осень 2024 #путешествия #Томь #Звёздный мост #северо-западный обход