Счастливчики, которым удалось посетить таинственное геологическое образование, известное в географии как впадина Каттара, неоднократно выступали с проектом обустройства здесь искусственного моря. Исходя из положения, что северная часть Ливийской пустыни на северо-западе Египта лежит ниже уровня моря и поэтому может быть обращена в озеро, простирающееся на много квадратных километров, если связать эту местность со Средиземным морем посредством морского канала.
Впадина Каттара — это довольно обширное глубокое геологическое образование на теле Египта занимающее второе место в Африке по глубине (первое место у озеро Ассаль в Джибути). Длина впадины составляет 120 километров, а ширина — 80 километров. Благодаря высоким и обрывистым склонам впадины, путнику, случайно забредшему сюда, будет нелегко из неё выбраться. Дно впадины находится на 133 метра ниже уровня моря и покрыто солончаками, и песчаными дюнами. Площадь объекта составляет 19 605 км², что превышает территорию Калининградской области.
Одним из первых, кто увидел в безжизненной котловине серьёзные экономические перспективы, был немецкий геолог Альбрехт Пенк, почтивший своим присутствием Египет в 1916 году. Учёный предложил прорыть канал от Средиземного моря и отвести его воду в котловину. При этом, учитывая уклон гипотетического канала, предлагалось возвести на нём каскад ГЭС, где морская вода будет приводить в действие турбины, вырабатывающие электричество. Благодаря морской воде возникнет искусственное озеро, испарения которого будут выпадать в виде дождя и сделают раскалённую пустыню зелёной. Здесь добрые колонизаторы могли бы насадить табачные и банановые плантации, а местное население трудилось и производило новые товары для европейских потребителей.
В урагане Первой мировой войны идеи немецкого учёного никто не услышал. И о перспективах впадины Каттара вновь заговорили в 1930-х годах. Голос подал британский инженер на египетской службе Джон Болл, персонально посетивший геологическую депрессию в Ливийской пустыне в 1927 и 1933 годах. Инженер рассмотрел в котловине мощный энергетический потенциал и в «Географическом журнале» упомянул возможности использования данного образования в целях выработки электричества путём поступления в неё морской воды из Средиземного моря. С учётом перепада высот и высокой испаряемости Белл рассчитывал получить неиссякаемый источник энергии.
Идею Белла поддержал в 1964 году Фридрих Басслер, немецкий инженер-гидротехник, увидевший в отчётах британского коллеги намёк на «вечный» двигатель. По его мнению, в случае строительства канала впадина никогда не заполнится, потому что в пустыне так жарко, что вода испарится там едва ли не быстрее, чем успеет поступить.
Но чтобы все остались довольными, Басслер предложил в течение первых десяти лет пропускать больше воды, пока котловина не заполнится до уровня 60 метров ниже уровня моря. В результате поверхность озера будет медленно подниматься, а вместе с ним повышаться и уровень испарения. Когда будет достигнут желаемый уровень воды, его баланс начнут постоянно поддерживать в равновесии. Таким образом, будет вырабатываться энергия, и получено искусственное озеро для рыболовства, судоходства и курортного отдыха. Тогда же будут построены новые города, и Египет станет таким же богатым, как и страны Западной Европы.
Единственной проблемой является строительство канала. И дело не в его длине (в зависимости от маршрута от 55 до 80 км). Ведь Суэцкий канал в два раза протяжённее — 164 километра. Проблема заключается в скальном горном хребте между Средиземным морем и впадиной Каттара. На прокладку туннеля вместо рытья канала ушли бы десятилетия, что ещё и дорого. Но Фридрих Басслер, находясь под впечатлением от американского проекта «Лемех», предложил пробурить 213 скважин вдоль маршрута, по которому должен пройти водоток. И в каждой из них заложить и взорвать атомную бомбу мощностью 1,5 мегатонн.
Радиоактивное заражение местности и морской воды немецкого инженера не интересовало, равно как и сейсмическая активность в районе планируемых взрывов. Сам проект тихо угас ввиду недостаточности финансирования и потери интереса со стороны потенциального заказчика ввиду роста мощностей свежепостроенного Асуанского гидроузла.
Однако с ростом населения Египта и, соответственно, многократно возросшим уровнем энергопотребления идея поиска дополнительных источников электроэнергии приобретает всё большую актуальность. Особенно учитывая тот факт, что Эфиопия потихоньку перекрывает сток в верховьях Нила и Асуанский гидроузел теряет свои мощности. В связи с этим в 2023 году правительство Египта вновь обратило свои взоры на проект Болла-Басслера и заказало у компаний EGIT Consulting и Elite Capital & Co технико-экономическое обоснование заполнения морской водой впадины Каттара с целью выработки электроэнергии.
Эхаб Анвар, генеральный директор EGIT Consulting, сообщил, что проект по обводнению впадины Каттара внесёт большой вклад в экономику Египта, создав новые рабочие места и увеличив ВВП страны. Это новое технико-экономическое обоснование предоставит подробный анализ технических, экономических и экологических аспектов проекта, а также выявит любые потенциальные риски и разработает комплексный план реализации проекта.
Учитывая, какими темпами сейчас осваивается Средиземноморское побережье Египта, возведение его новой столицы и модернизация железных дорог, возможно, в скором будущем мы станем свидетелями появления рукотворного моря в Ливийской пустыне Египта.
Рубрика "Невероятные проекты":
________________________