Найти в Дзене

Оранжевый коридор - дорога в рай или в ад? Психоаналитический разбор фильма «Субстанция»

Пролог
Всё недолговечно - красота, молодость, слава, любовь публики.
Все заменимы - актеры, руководители, даже родители. Горькая история о страданиях нарциссической личности, о страхе потери любви, восхищения публики. О страхах нарциссической личности быть разоблаченным в его внутреннем безобразии и обнаружении этого внутреннего монстра при внешней красоте и очаровательном ложном self. У таких личностей происходит замена понятий: восхищение равно любовь. И в этом ловушка. Любовь незаменима, восхищение недолговечно. Публика потребительская, также распотрошит и сожрет, как продюсер опустошает креветки. К сожалению, таких историй множество, и это не зависит от поколений или эпох. От Клеопатры до Людмилы Гурченко, от принцессы Сиси до Веры Алентовой. Возможно, Мерилин Монро осталась в памяти миллионов людей самой желанной женщиной потому, что ушла из жизни молодой. К сожалению, эта история во все времена. Фильм французской постановщицы Корали Фаржа на Каннском кинофестивале получил награ

Пролог
Всё недолговечно - красота, молодость, слава, любовь публики.
Все заменимы - актеры, руководители, даже родители. Горькая история о страданиях нарциссической личности, о страхе потери любви, восхищения публики. О страхах нарциссической личности быть разоблаченным в его внутреннем безобразии и обнаружении этого внутреннего монстра при внешней красоте и очаровательном ложном self. У таких личностей происходит замена понятий: восхищение равно любовь. И в этом ловушка. Любовь незаменима, восхищение недолговечно. Публика потребительская, также распотрошит и сожрет, как продюсер опустошает креветки.

К сожалению, таких историй множество, и это не зависит от поколений или эпох. От Клеопатры до Людмилы Гурченко, от принцессы Сиси до Веры Алентовой. Возможно, Мерилин Монро осталась в памяти миллионов людей самой желанной женщиной потому, что ушла из жизни молодой. К сожалению, эта история во все времена.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Фильм французской постановщицы Корали Фаржа на Каннском кинофестивале получил награду за лучший сценарий. «Быть женщиной — это боди-хоррор», — писали кинокритики в рецензиях. Эта формулировка точно отражает смысл «Субстанции» и жизнь современной нарциссической женщины. По сюжету женщина, бывшая звезда экрана, не может смириться со старением и проходит процедуру радикального омоложения, но так и не может принять и полюбить себя. Фильм мне очень понравился. В первую очередь фильм интересен выбором на главную роль Деми Мур, которая блестяще сыграла эту роль. Возможно, эта роль будет самой знаковой в её списке. Если посмотреть на трансформацию героинь Деми Мур, то начинается ее карьера с фильма «Непристойное предложение» с Робертом Редфордом, где её женская красота и привлекательность настолько соблазняют мужчину, что он теряет голову и предлагает за ночь с нею миллион долларов. В фильме «Солдат Джейн» героиня Деми Мур отказывается от женщины в себе, чтобы выживать в мире мужчин. А в последнем её фильме «Субстанция» героиня Деми Мур не может смириться с потерей молодости и привлекательности, которая сводила с ума мужчин. Так часто бывает: по молодости девушки не всегда ценят свою соблазнительность, повышенный сексуальный интерес мужчин напрягает и пугает их, а по мере того как молодость и очарование угасают, женщина начинает осознавать огромную потерю, даже катастрофическую. Как женщина и актриса современности, Деми Мур — символ нестареющей красавицы, которая доказала это, снимаясь в «Субстанции» совершенно обнаженной в очень откровенных сценах. Она в реальности антипод героини, известная красивая актриса, мать троих взрослых дочерей, живёт активной творческой и любовной жизнью, она сама доказательство того, что и на седьмом десятке можно быть сексуальной и привлекательной. При этом играет роль актрисы в отчаянии, потерянной из-за увядающей красоты и панически цепляющейся за молодость.

Фильм о современной женщине, которая так же, как и Деми Мур или Элизабет Спаркл, гонится за пролонгированием и поддержанием молодости. Возможно, эта история немного перекликается с известной экранизацией фильма «Федора». Ну и немало реальных историй, помешанных на своей внешности и молодости женщин, хотя бы жуткая история венгерской Кровавой Барыни или нашей Салтычихи. Да, наше поколение, наша эпоха очень нарциссична. Весь инстаграм, тик-ток, телеграмм, ютуб — вся жизнь, в том числе личная, интимная, нон-стоп на виду, под свет софитов, все и всё оценивают и комментируют — с фильтром ты или без, ругают или восхищаются, оценки и отзывы, всё вываливается бесцеремонно и жестоко. Жизнь современного человека напряжённая, потому что при том, что есть сверхвозможности пластической хирургии, стволовых клеток и можно что угодно в себе изменить, чтобы максимально дотянуться до эталонов красоты, если ты не следуешь веянию моды и желаешь оставаться «неисправленным», твоему упрямству удивляются и не принимают. Это количество видеообзоров «косметологов-правдолюбов», кто хотел бы попасть в ленту инстаграм, о том, как бы выглядела какая-нибудь очередная звезда, вовремя вколи она себе ботокс, нити или употребив «Оземпикс». Люди переходят границы дозволенного в отношении других. Зрители также потрошат и высасывают своих любимчиков, сегодня он кумир, а завтра разоблачённый на помойке.

И есть другая сторона медали — природа женского, формирование женской психосексуальности всегда сопровождается борьбой за свою привлекательность, женственность и сексапильность. Женщины разными способами украшали и улучшали себя ради привлечения внимания мужчин. Даже слишком рискованными, неоправданными жертвами. Женщины племени Огайо точили себе зубы ради того, чтобы соответствовать эталону красоты «акулья улыбка», а женщины племени Мьянмы надевали себе кольца и вытягивали себе шеи настолько, что могли быть парализованы от перелома шейных позвонков. А в китайской культуре женщины носили калечащие себе стопы обувь, чтобы иметь маленькие ножки и семенящую сексуальную походку.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Сложно представить, что человек со здоровой психикой может добровольно пойти на обточку зубов без анестезии и жить с обточенными зубами! И история Элизабет за «лучшую версию себя» — про историю человека с нарциссическим расстройством личности, тема вечного недовольства собой. Люди нарциссические, которые пережили в очень раннем детстве свои нарциссические травмы, глубоко не любящие сами себя, поэтому так нуждаются в любви других. У них нет своего наполнения, они сами внутри как пустой сосуд, поэтому им так важно получить эту любовь извне.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Жёлтое пальто
Жёлтое пальто — один из основных символов Элизабет Спаркл. Желтый цвет — символ желтка, яйцеклетки. Желтый цвет — символ переходный, как в светофоре: зеленый — газуй, молодость, желтый — притормози, замедление, красный — остановка. Желтый цвет символически про осенний листопад, цветение подходит к концу, в том числе репродуктивной функции, фертильности. Но при этом осень — период сбора урожая, полноценности и наполненности. Да, возможно, переход к зиме и символическому умиранию, но все равно осень — период красивой и достойной поздней молодости. Это уже тот возраст, когда мужчина или женщина имеет стабильные отношения, семью, подросших детей, возможно, уже есть внуки, карьера ради удовольствия, друзья и много других интересов. Этот период еще не про пенсию и сидеть на диванчике перед телевизором. Этот период активности для себя, когда большая часть жизни прожита, много сделано, и теперь пришло время собирать урожай предыдущих лет. Но опять-таки… Кто как его встречает и проживает.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Отсутствие позвоночника
И следующий интересный символ — это отсутствие позвоночника. Именно его отсутствие у Элизабет и привлекло внимание санитара, потому он и сказал: «Отличный кандидат». Да, такие бесхребетные люди, то есть без внутренней опоры на себя, и есть те люди, которые ужасно проходят период поздней молодости и зрелости. Поэтому такие люди нуждаются в отношении других людей для укрепления своего ложного self. Потому что истинное self они максимально прячут под ложным self, которое спасает, но и пугает одновременно. Под ним они виртуозно прячут свое истинное лицо, прячут своё безразличие к другим, свой холодный истинный внутренний мир.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Змея — символ бесхребетности и поедания самого себя

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Далее бесхребетность символически выражается в виде змеи на халате, который ярко контрастирует в ванной-операционной. Змея — символ пресмыкающегося, хладнокровного и бесхребетного. Наверное, каждая обычная змея хотела бы быть мистическим божественным Драконом, с большими крыльями и огненным дыханием, парящим в небесах, перед которым преклоняются и почитают. Но бывает, что змея сама себя ест. Уроборос — змея, кусающая себя за хвост.

Это самоедство и саморазрушение прослеживается и у Элизабет. Её разрывает — то ли надеть красное декольтированное платье с красной помадой, то ли чёрное со спокойным макияжем. В какой-то момент приходит озарение — она уже давно не розового цвета, как Сью. Розовое, юное, молодое, нежно-девчачье давно ушло, прикрой грудь платком! Но эта мысль не выносима, и она расстроенная совсем отказывается от поездки.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Она как та выпотрошенная курица, которую то ли намазывают приправами, то ли начиняют изнутри, чтобы подать поаппетитней. Но она уже давно мертвая и пустая. И Элизабет внутри пустая.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Да, она желает любви публики, и для артиста это вполне нормально. Без этой жажды любви зрителя трудно в мире лицедейства и актёрства. Но в случае Элизабет видно нарциссическое расстройство личности, НРЛ, сопровождающийся маниакально-депрессивным психозом. Нарциссическая влюбленность в себя, в свой образ — единственное, что ее наполняет.

Поэтому квартира ровно на том этаже, которое соответствует уровню билборда, на котором ее изображение. Этим она живет. Её взгляд плавно переходит с портрета на всю стену на окно с билбордом. Она не может на себя насмотреться. Она и зеркало неразлучны на протяжении всего фильма. Да и в аварию она попала потому, что смотрела пока в зеркало на себя, а потом на билборд со своим изображением. Вся её личность заполнена самообожанием, не самолюбием, а нарциссическим самообожанием.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Это единственное, что ее наполняет. И от того, довольна она собой или нет, зависит ее состояние. Маниакально-депрессивные состояния, когда она символически то как в гробу, как в склепе замурована в стене своей квартиры, то маниакальные когда пляшет, танцует и ходит на вечеринки. Также цикличность проявляется в состояниях булимии-анорексии, что и есть самонаказание и пожирание себя. Элизабет не любит и не может любить себя. Всё, что она может, — это страдать по потере розовощекой Сью. Она потратила всю жизнь ради славы и признания, но когда пришло время осеннего урожая, она оказалась совсем одна с портретом себя на всю стену. Её квартира символизирует её саму: холодно, неуютно, пустые коридоры, ванная как процедурная. Только в гостиной вид на себя, портрет себя и телевизор, который включает только, чтобы видеть себя. Всё, что её наполняло, — она сама.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Потеря молодости — потеря себя
Ни друзей, ни семьи, ни интересов, ни детей, никого и ничего. Пустота… Человек на протяжении всей своей жизни через индивидуацию и трансформацию приходит к Самости. Интеграция всех своих частей, себя разной и есть путь к Самости. У Элизабет расщепление, но даже их объединение не приводит к Самости, потому что её обеднённая и скудная личность может при этом объединении сотворить только монстра.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Объединение её частей — это фактически её одна часть — главная Элизабет, и от неё происходит Сью и Новая часть. Это не разные её части, а производные одной. Поэтому одна часть в квадрате или кубе — монстр. Самость — про интеграцию разных частей человека, разных граней и возможностей личности. Работа только над внешним без внутреннего духовного развития может создать только монстра. И когда этот монстр выходит на сцену в голубом воздушном платье Золушки из диснеевского фильма, все воспринимают её поверхностно, по внешнему, а не по содержанию.          

Сигарета — символ угасающей потенции, либидо
Искусство, лишённое духовности, превращается в пустую оболочку, служащую лишь для грубого возбуждения и поверхностного впечатления. Харви – воплощение импотентной публики, которая жаждет не духовно-нравственного содержания, а агрессивно-вульгарной, громкой формы, способной лишь кратковременно заполнить внутреннюю пустоту. Харви по ту сторону баррикад, со зрителями и стариками пускающими слюни по розовощекому мясу. И зрители так же опустошают любимчиков публики, они также забирают жизни друг у друга. Когда монстр поливает их своей кровью, символически это как передача субстанции через капельницы. Все взаимосвязаны, в одном энергообмене, в сотворении друг друга. Они все одновременно монстры по обе стороны баррикад. Как продюсер Харви опустошает своих молодых лучезарных девушек, "которые должны всё время улыбаться", так и публика опустошает своих любимцев своей бездуховностью и очень условной любовью.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Кровь — символ обмена субстанцией
И когда монстр брызжет кровью, как будто происходит тот же самый обмен субстанцией, как было между Элизабет и Сью, только теперь между монстром Элизабет-Сью-Новое и зрителями.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Оранжевый коридор — дорога в рай или ад?
Оранжевый коридор в фильме — символ яркого и заманчивого пути к мечте о славе. Но этот путь не всегда дорога в рай, для многих эта дорога, ведущая в ад, к опустошению и потере себя. Режиссёр создаёт единую концепцию бездуховности и потребления, связывая оранжевый коридор, Харви в оранжевом костюме и распотрошенные креветки. Харви также в числе жертв, превращаясь в символ пустой, разрушающей силы, скрытой под маской успеха.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Грудь — про безусловную любовь
Когда в конце из монстра выпадает грудь — это символическая потребность в безусловной материнской любви, которую ищут всю жизнь.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»

Взгляд матери, полный любви, который наполнит малыша уверенностью, согреет любовью, материнское молоко, переданное в любви и заботе, бесценно. Тогда не будет нужды в суррогатной субстанции, восхищении — подмене любви, за которое готовы отдать не только годы жизни, но и саму жизнь. История грустная, но для многих поучительная. Потому что слава и признание — дурманящая ловушка, как для мухи вино.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»