Пролог
Всё недолговечно - красота, молодость, слава, любовь публики.
Все заменимы - актеры, руководители, даже родители. Горькая история о страданиях нарциссической личности, о страхе потери любви, восхищения публики. О страхах нарциссической личности быть разоблаченным в его внутреннем безобразии и обнаружении этого внутреннего монстра при внешней красоте и очаровательном ложном self. У таких личностей происходит замена понятий: восхищение равно любовь. И в этом ловушка. Любовь незаменима, восхищение недолговечно. Публика потребительская, также распотрошит и сожрет, как продюсер опустошает креветки.
К сожалению, таких историй множество, и это не зависит от поколений или эпох. От Клеопатры до Людмилы Гурченко, от принцессы Сиси до Веры Алентовой. Возможно, Мерилин Монро осталась в памяти миллионов людей самой желанной женщиной потому, что ушла из жизни молодой. К сожалению, эта история во все времена.
Фильм французской постановщицы Корали Фаржа на Каннском кинофестивале получил награду за лучший сценарий. «Быть женщиной — это боди-хоррор», — писали кинокритики в рецензиях. Эта формулировка точно отражает смысл «Субстанции» и жизнь современной нарциссической женщины. По сюжету женщина, бывшая звезда экрана, не может смириться со старением и проходит процедуру радикального омоложения, но так и не может принять и полюбить себя. Фильм мне очень понравился. В первую очередь фильм интересен выбором на главную роль Деми Мур, которая блестяще сыграла эту роль. Возможно, эта роль будет самой знаковой в её списке. Если посмотреть на трансформацию героинь Деми Мур, то начинается ее карьера с фильма «Непристойное предложение» с Робертом Редфордом, где её женская красота и привлекательность настолько соблазняют мужчину, что он теряет голову и предлагает за ночь с нею миллион долларов. В фильме «Солдат Джейн» героиня Деми Мур отказывается от женщины в себе, чтобы выживать в мире мужчин. А в последнем её фильме «Субстанция» героиня Деми Мур не может смириться с потерей молодости и привлекательности, которая сводила с ума мужчин. Так часто бывает: по молодости девушки не всегда ценят свою соблазнительность, повышенный сексуальный интерес мужчин напрягает и пугает их, а по мере того как молодость и очарование угасают, женщина начинает осознавать огромную потерю, даже катастрофическую. Как женщина и актриса современности, Деми Мур — символ нестареющей красавицы, которая доказала это, снимаясь в «Субстанции» совершенно обнаженной в очень откровенных сценах. Она в реальности антипод героини, известная красивая актриса, мать троих взрослых дочерей, живёт активной творческой и любовной жизнью, она сама доказательство того, что и на седьмом десятке можно быть сексуальной и привлекательной. При этом играет роль актрисы в отчаянии, потерянной из-за увядающей красоты и панически цепляющейся за молодость.
Фильм о современной женщине, которая так же, как и Деми Мур или Элизабет Спаркл, гонится за пролонгированием и поддержанием молодости. Возможно, эта история немного перекликается с известной экранизацией фильма «Федора». Ну и немало реальных историй, помешанных на своей внешности и молодости женщин, хотя бы жуткая история венгерской Кровавой Барыни или нашей Салтычихи. Да, наше поколение, наша эпоха очень нарциссична. Весь инстаграм, тик-ток, телеграмм, ютуб — вся жизнь, в том числе личная, интимная, нон-стоп на виду, под свет софитов, все и всё оценивают и комментируют — с фильтром ты или без, ругают или восхищаются, оценки и отзывы, всё вываливается бесцеремонно и жестоко. Жизнь современного человека напряжённая, потому что при том, что есть сверхвозможности пластической хирургии, стволовых клеток и можно что угодно в себе изменить, чтобы максимально дотянуться до эталонов красоты, если ты не следуешь веянию моды и желаешь оставаться «неисправленным», твоему упрямству удивляются и не принимают. Это количество видеообзоров «косметологов-правдолюбов», кто хотел бы попасть в ленту инстаграм, о том, как бы выглядела какая-нибудь очередная звезда, вовремя вколи она себе ботокс, нити или употребив «Оземпикс». Люди переходят границы дозволенного в отношении других. Зрители также потрошат и высасывают своих любимчиков, сегодня он кумир, а завтра разоблачённый на помойке.
И есть другая сторона медали — природа женского, формирование женской психосексуальности всегда сопровождается борьбой за свою привлекательность, женственность и сексапильность. Женщины разными способами украшали и улучшали себя ради привлечения внимания мужчин. Даже слишком рискованными, неоправданными жертвами. Женщины племени Огайо точили себе зубы ради того, чтобы соответствовать эталону красоты «акулья улыбка», а женщины племени Мьянмы надевали себе кольца и вытягивали себе шеи настолько, что могли быть парализованы от перелома шейных позвонков. А в китайской культуре женщины носили калечащие себе стопы обувь, чтобы иметь маленькие ножки и семенящую сексуальную походку.
Сложно представить, что человек со здоровой психикой может добровольно пойти на обточку зубов без анестезии и жить с обточенными зубами! И история Элизабет за «лучшую версию себя» — про историю человека с нарциссическим расстройством личности, тема вечного недовольства собой. Люди нарциссические, которые пережили в очень раннем детстве свои нарциссические травмы, глубоко не любящие сами себя, поэтому так нуждаются в любви других. У них нет своего наполнения, они сами внутри как пустой сосуд, поэтому им так важно получить эту любовь извне.
Жёлтое пальто
Жёлтое пальто — один из основных символов Элизабет Спаркл. Желтый цвет — символ желтка, яйцеклетки. Желтый цвет — символ переходный, как в светофоре: зеленый — газуй, молодость, желтый — притормози, замедление, красный — остановка. Желтый цвет символически про осенний листопад, цветение подходит к концу, в том числе репродуктивной функции, фертильности. Но при этом осень — период сбора урожая, полноценности и наполненности. Да, возможно, переход к зиме и символическому умиранию, но все равно осень — период красивой и достойной поздней молодости. Это уже тот возраст, когда мужчина или женщина имеет стабильные отношения, семью, подросших детей, возможно, уже есть внуки, карьера ради удовольствия, друзья и много других интересов. Этот период еще не про пенсию и сидеть на диванчике перед телевизором. Этот период активности для себя, когда большая часть жизни прожита, много сделано, и теперь пришло время собирать урожай предыдущих лет. Но опять-таки… Кто как его встречает и проживает.
Отсутствие позвоночника
И следующий интересный символ — это отсутствие позвоночника. Именно его отсутствие у Элизабет и привлекло внимание санитара, потому он и сказал: «Отличный кандидат». Да, такие бесхребетные люди, то есть без внутренней опоры на себя, и есть те люди, которые ужасно проходят период поздней молодости и зрелости. Поэтому такие люди нуждаются в отношении других людей для укрепления своего ложного self. Потому что истинное self они максимально прячут под ложным self, которое спасает, но и пугает одновременно. Под ним они виртуозно прячут свое истинное лицо, прячут своё безразличие к другим, свой холодный истинный внутренний мир.
Змея — символ бесхребетности и поедания самого себя
Далее бесхребетность символически выражается в виде змеи на халате, который ярко контрастирует в ванной-операционной. Змея — символ пресмыкающегося, хладнокровного и бесхребетного. Наверное, каждая обычная змея хотела бы быть мистическим божественным Драконом, с большими крыльями и огненным дыханием, парящим в небесах, перед которым преклоняются и почитают. Но бывает, что змея сама себя ест. Уроборос — змея, кусающая себя за хвост.
Это самоедство и саморазрушение прослеживается и у Элизабет. Её разрывает — то ли надеть красное декольтированное платье с красной помадой, то ли чёрное со спокойным макияжем. В какой-то момент приходит озарение — она уже давно не розового цвета, как Сью. Розовое, юное, молодое, нежно-девчачье давно ушло, прикрой грудь платком! Но эта мысль не выносима, и она расстроенная совсем отказывается от поездки.
Она как та выпотрошенная курица, которую то ли намазывают приправами, то ли начиняют изнутри, чтобы подать поаппетитней. Но она уже давно мертвая и пустая. И Элизабет внутри пустая.
Да, она желает любви публики, и для артиста это вполне нормально. Без этой жажды любви зрителя трудно в мире лицедейства и актёрства. Но в случае Элизабет видно нарциссическое расстройство личности, НРЛ, сопровождающийся маниакально-депрессивным психозом. Нарциссическая влюбленность в себя, в свой образ — единственное, что ее наполняет.
Поэтому квартира ровно на том этаже, которое соответствует уровню билборда, на котором ее изображение. Этим она живет. Её взгляд плавно переходит с портрета на всю стену на окно с билбордом. Она не может на себя насмотреться. Она и зеркало неразлучны на протяжении всего фильма. Да и в аварию она попала потому, что смотрела пока в зеркало на себя, а потом на билборд со своим изображением. Вся её личность заполнена самообожанием, не самолюбием, а нарциссическим самообожанием.
Это единственное, что ее наполняет. И от того, довольна она собой или нет, зависит ее состояние. Маниакально-депрессивные состояния, когда она символически то как в гробу, как в склепе замурована в стене своей квартиры, то маниакальные когда пляшет, танцует и ходит на вечеринки. Также цикличность проявляется в состояниях булимии-анорексии, что и есть самонаказание и пожирание себя. Элизабет не любит и не может любить себя. Всё, что она может, — это страдать по потере розовощекой Сью. Она потратила всю жизнь ради славы и признания, но когда пришло время осеннего урожая, она оказалась совсем одна с портретом себя на всю стену. Её квартира символизирует её саму: холодно, неуютно, пустые коридоры, ванная как процедурная. Только в гостиной вид на себя, портрет себя и телевизор, который включает только, чтобы видеть себя. Всё, что её наполняло, — она сама.
Потеря молодости — потеря себя
Ни друзей, ни семьи, ни интересов, ни детей, никого и ничего. Пустота… Человек на протяжении всей своей жизни через индивидуацию и трансформацию приходит к Самости. Интеграция всех своих частей, себя разной и есть путь к Самости. У Элизабет расщепление, но даже их объединение не приводит к Самости, потому что её обеднённая и скудная личность может при этом объединении сотворить только монстра.
Объединение её частей — это фактически её одна часть — главная Элизабет, и от неё происходит Сью и Новая часть. Это не разные её части, а производные одной. Поэтому одна часть в квадрате или кубе — монстр. Самость — про интеграцию разных частей человека, разных граней и возможностей личности. Работа только над внешним без внутреннего духовного развития может создать только монстра. И когда этот монстр выходит на сцену в голубом воздушном платье Золушки из диснеевского фильма, все воспринимают её поверхностно, по внешнему, а не по содержанию.
Сигарета — символ угасающей потенции, либидо
Искусство, лишённое духовности, превращается в пустую оболочку, служащую лишь для грубого возбуждения и поверхностного впечатления. Харви – воплощение импотентной публики, которая жаждет не духовно-нравственного содержания, а агрессивно-вульгарной, громкой формы, способной лишь кратковременно заполнить внутреннюю пустоту. Харви по ту сторону баррикад, со зрителями и стариками пускающими слюни по розовощекому мясу. И зрители так же опустошают любимчиков публики, они также забирают жизни друг у друга. Когда монстр поливает их своей кровью, символически это как передача субстанции через капельницы. Все взаимосвязаны, в одном энергообмене, в сотворении друг друга. Они все одновременно монстры по обе стороны баррикад. Как продюсер Харви опустошает своих молодых лучезарных девушек, "которые должны всё время улыбаться", так и публика опустошает своих любимцев своей бездуховностью и очень условной любовью.
Кровь — символ обмена субстанцией
И когда монстр брызжет кровью, как будто происходит тот же самый обмен субстанцией, как было между Элизабет и Сью, только теперь между монстром Элизабет-Сью-Новое и зрителями.
Оранжевый коридор — дорога в рай или ад?
Оранжевый коридор в фильме — символ яркого и заманчивого пути к мечте о славе. Но этот путь не всегда дорога в рай, для многих эта дорога, ведущая в ад, к опустошению и потере себя. Режиссёр создаёт единую концепцию бездуховности и потребления, связывая оранжевый коридор, Харви в оранжевом костюме и распотрошенные креветки. Харви также в числе жертв, превращаясь в символ пустой, разрушающей силы, скрытой под маской успеха.
Грудь — про безусловную любовь
Когда в конце из монстра выпадает грудь — это символическая потребность в безусловной материнской любви, которую ищут всю жизнь.
Взгляд матери, полный любви, который наполнит малыша уверенностью, согреет любовью, материнское молоко, переданное в любви и заботе, бесценно. Тогда не будет нужды в суррогатной субстанции, восхищении — подмене любви, за которое готовы отдать не только годы жизни, но и саму жизнь. История грустная, но для многих поучительная. Потому что слава и признание — дурманящая ловушка, как для мухи вино.