Глава 10. Птица
Шахматная фигура Птица олицетворяет стихию Воздуха (Эфира).
Дизайн шахматной фигуры Птицы односоставный. На простом фигурном основании возвышается куполообразный корпус, переходящий в шпиль, в подобии с храмовыми куполами. Так сам корпус купола подразумевает сильное тело птицы, а шпиль подчёркивает её стремление к полёту в дали дальние.
Прообраз летающей фигуры меня в мечтах сопровождал ещё с ранней детской поры, когда мой отец предлагал играть в шахматы против него с монструозным Ферзем с дополнительными качествами Коня. И, когда в своём 5-6 летнем возрасте я умудрялся проигрывать отцу даже с таким бонусом, то в дикой обиде часто просил папу, чтобы мой "коне-ферзь" ещё и летал. На что отец с улыбкой мне предлагал: "Ну хорошо, сынок, пусть тогда летают все твои фигуры". Тогда на его деликатную улыбку я ещё больше обижался, и мы в знак примирения переходили к завершающему этапу сражений в добром вечере: к игре "в Чапаева". Кстати, друзья, а все ли в курсе сегодня, как играть "в Чапаева"? (тов. Чапаев, если что, герой-полководец времён Гражданской войны в Советской России 20-х г. ХХ в.) Для этого замеса каждый игрок должен по своему краю доски выстроить шеренгу шашечных фишек, а потом по очереди начинать щёлкать по ним щелбанами против соперника. Кто первым вышибет шашки противника с доски, тот интеллектуальный профи. Так-то.
Детский период моего "коне-ферзя" был относительно недолгим, и уже через пару-тройку годков мы от души смеялись и над моим сухопутным "коне-ферзём", и над крылатым его клоном, и таким образом вообще ухохатывались по-взрослому. Да, было дело. Однако, процесс идеи был однозначно запущен и преследовал в секрете меня все последующие годы.
И вот я уже пришёл в свой научный гараж ставить на большую доску свою виртуальную Птицу.
Главные вопросы её природы уже были давно мною разрешены. Фигура прежде всего – летающая. А раз она летающая, то, значит, она не может – не должна обладать мгновенными ударными свойствами, ибо это будет возврат в моё сказочное шахматное детство. Оставалось разрешить два технических вопроса:
1. Куда Птица будет бить потом, после приземления? Как далеко? Как многообразно?
2. Можно ли Птице летать по траекториям полётов над путями любых шахматных фигур Проекта или только по траекториям тех фигур, которые были изначально заявлены в конкретной шахматной партии?
Эти вопросы уже практически мгновенно, что называется на лету, решались одновременно с испытаниями Рыбы в то знаменательное утро. Что касается безударной фазы полёта Птицы, то в течение нескольких последующих лет эти ходы претерпевали те или иные изменения. Так, на начальном периоде её полётов, принятом тем же утром, Птице предполагалось разрешить летать по траекториям только тех фигур, которые были заявлены в начале конкретной шахматной партии. Забегая на годы вперёд, по прошествии последующих длительных испытаний, я пришёл к выводу, что нужно раз и навсегда стандартизировать перелётные ходы Птицы и закрепить за ней триединую основу направлений и точек перемещения ходов от фигур Чатуранги и их производных в современных классических шахматах. Так, невзирая на стартовый комплект фигур в любой шахматной партии, Птица получила окончательный вариант разрешённых ей ходов: перелётная фаза – любые свободные клетки от точки старта до конечной по выбору игрока в ортогональной и диагональной проекции, а также свободные клетки, предназначенные для Коня. Однако, рассматривая ударные варианты ходов Птицы уже когда её прототип опустился непосредственно на доску, принципиально "ударный вопрос" был положительно разрешён сразу. И вот что произошло.
Так как Птица получает практически беспрецедентную свободу в способах перемещения по шахматной доске, значит, её ударные функции должны быть компенсаторно ограничены и занимать промежуточное положение между потенциалом лёгкого статичного Коня и пешки. То есть, я не преследовал цель решить вопрос о наделении летающей фигуры какими-то сверхъестественными качествами, с какими мне в моём детстве позволял орудовать мой отец в пресловутом "коне-ферзе". В природе не бывает пустоты. Если где-то что-то прибавляется, то, значит, где-то что-то убывает. Таков всемирный Космический Закон сохранения энергии. Всё вышло само собой. Если фигура полетела над всеми практически куда захотела и приземлилась там, куда всем остальным, включая монстров, и не мечтать, то есть, стала самой сильной над всеми в свободе перемещений, то тогда, давайте, для диалектической справедливости наделим её самыми слабыми из всех фигур ударными качествами. Конь у нас здесь обладает 8 очками, а пешка 2, то, стало быть, Птице остается в ударном потенциале как-то условно определиться между ними. Логичный результат проявился в размере не более 4 очков на тетрагональной структуре. Принимая во внимание тот факт, что Птица фигура сверхмобильная как никто другой, и её подловить без согласия хозяина практически невозможно, разве только что через вилку, и то в очень редких случаях, то ударной функции в четыре близлежащие клетки на квадратной доске ей будет более чем достаточно для того, чтобы такую фигуру серьёзно воспринимать в диалектическом реализме. Оставались технические нюансы – куда растопырить острые когти птичьей лапы: по диагоналям или по ортогоналям? Ларчик открылся просто. Так как Рыба в конце испытаний к своим всенаправленным прыгающим ходам получила ещё и короткие ортогональные ходы, то естественно... ну, вы понимаете, почему... Птица определилась с диагонально-ударным цап-царапом, и, конечно же, в длину только до соседней клетки – больше не надо! Именно в то утро на новой необъятной доске появились прототипы двух новых фигур средней весовой категории. Обе эти фигуры впоследствии уже на разноформатных досках при эксплуатации доказали именно свою средневесовую сущность и, что очень внове, впервые учредили вместе с Ладьёй орден "Вольных рокировщиков", что позволило, как вы понимаете, им рокироваться с Королём по особым правилам вольных рокировок, принятым к эксплуатации в Проекте.
Таким образом, благодаря трём видам новых шахматных фигур, я приступил к постройке гигантской суперпартии "Юпитер" (№186).
Суперпартия "Юпитер" №186, год создания 2006. Доска 144ТОП.
... продолжение следует ... см. главу 11 - https://dzen.ru/a/ZyZUUkzFvzy4L8rB