Глава 11. Фигуранты
Получив в своё распоряжение три вида новых фигур, я на следующий вечер без особых затруднений разместил все виды фигур по крайнему ряду доски, максимально соблюдая, насколько это показалось мне возможным, классический стандарт построения фигур сообразно классической шахматной игре. Выстроив перед ними длинную шеренгу из 12 пешек, я обнаружил, что на такой доске количественный состав пешек очень сильно уступает общему потенциалу шахматных фигур. В силу существенного усиления потенциала всех линейных фигур на такой огромной доске, пешечный строй, хоть и увеличенный в 1,5 раза относительно классики, оказался слишком растянутым, если хотите, тонким и слабым для удержания первой линии обороны. В дополнение к этому плотность заполнения общефигурной массой всей огромной доски на старте розыгрыша партии стала довольно разряжённой в сравнении с фигурным насыщением в классической шахматной партии. Да, существует определённый эталон коэффициента плотности фигур в партии – и этот эталон... правильно!.. продиктовала классическая шахматная партия. Этот коэффициент равен величине 0,5. То есть общефигурная масса на старте розыгрыша партии занимает 50% клеток всей шахматной доски. К такому коэффициенту, наверное, надобно стремиться при проектировании строительства многих шахматных партий, если вы хотите оставаться в парадигме классических мировосприятий, однако, сей "золотой" коэффициент 0,5 – величина весьма условная и, конечно же, не может оставаться универсальной константой для всех партий и быть желательной для партий, строящихся на других игровых структурах. Например, в гексагональном мире, по моему вкусу классических восприятий, коэффициент строительства наиболее "технически эстетичен" в пределах 0,3 - 0,4.
Но, опять же, возвращаясь к напечатанному, можно констатировать, что коэффициент плотности фигур в любой другой партии, сообразно её лицу, есть величина индивидуально условная, а посему в Проекте заявлено множество партий в так называемых 3-х видах агрегатных состояний, а именно: легконагруженные партии; средненагруженные партии (с коэф. близким к 0,5) и тяжелонагруженные партии.
Однако, уважаемые исследователи, мы порядочно отвлеклись от первоначальной задачи строительства суперпартии "Юпитер" на 144-клеточной доске в те далёкие для меня годы. Ну-с, вернёмся и продолжим.
Конечно же, я хотел видеть на той огромной тетрагональной доске суперпартию с классическим коэффициентом в 0,5. При том же, первоначально набранном двурядном построении общефигурной массы, дальнобойные фигуры сразу, выдвигаясь в центр театра боевых действий, начинали бы рубку и масштабные динамичные телодвижения без особого внимания на присутствие 12 пешек. Да, кстати, и на короткоходных Коней и Рыб в такой разряжённой атмосфере тяжёлым и прочим дальнобоям можно было тоже не очень-то обращать внимание, ибо места, где развернуться, вокруг полным-полно и есть где разгуляться буйным головам. Попрыгунчики вообще стали бы оставаться всё чаще в тыловых соединениях, всё больше для защиты Короля, а их активное присутствие на огромной шахматной доске ставилось бы под большой вопрос актуальности и ценности их применения. Знаете ли, чтобы это первично понять, попробуйте-ка в порядке эксперимента в обычной классике убрать с доски где-то половину пешек перед стартом розыгрыша партии и смоделируйте дальнейшее развитие событий. Вот примерно контуры такой картины сразу обозначились при соблюдении традиции двурядного построения фигур на доске 12х12 с вышеупомянутыми факторами свободного пространства и увеличения удельной мощности дальнобойных фигур.
Для приведения масштабной игры в более-менее уравновешенную систему я принял решение строить третий ряд... из кого? Ну не из пешек же? А кто такие пешки вообще? Каков их статус? Это фигуры? Нет... Совсем же это не фигуры. Ибо статусные фигуры никогда и ни в кого не перерождаются. Да и ни в одной шахматной книжке или энциклопедии нигде точно не определено: а кто же такие в шахматной игре есть пешки? Да, мы часто говорим: "Ну-ка, друзья, расставим фигуры на доске!" Ну и все без лишних вопросов расставляют известное содержимое шахматной коробки на её парадный разворот. Потом в процессе розыгрыша говорят: "...поменял тяжёлую фигуру на лёгкую". Ага, понятно – потеря качества. Качества чего и из какого материала? А если поменял Слона на пешку, например, это может считаться потерей качества? Нет. Говорят в таком случае, что потеряна фигура. И на доске часто в позициях считают отдельно фигуры и отдельным счётом пешки. Так кто же всё-таки есть в фигурной номинации всем известные пешки? Да, ладно, скажут некоторые, отстаньте со своими примитивными вопросами. Пешки - не орешки!
собачки
Фигуранты собачки выступают в Проекте в виде шашечных фишек.
Размышляя о том, кого бы в помощь пешкам загрузить в авангардный свежий первый ряд, я, не затягивая процесс, в тот вечер выстроил перед ними шашечные фишки с мыслями о том, что они (эти кто-то) нужны здесь однозначно, но вот кто они и каковы их боевые функции – вот это вопрос. Разумеется, что главная причина их возникновения и рождения, если хотите, в этой гигантской суперпартии была в том, чтобы при помощи пешек всей своей массой урезонить буйство линейных шахматных фигур в начале розыгрыша партии. Нужно было создать определённую вязкость на обширной территории, а также дать возможность вступить в полноценную борьбу в дебюте с хорошей отдачей и короткоходным Коням, и Рыбам... ну, а потом, как говорится, в миттельшпиле разберёмся. Главное красиво начать.
Ладно. Хорошо. Уже стоят третьим рядом шашечные фишки. Как они будут помогать пешкам? Как ходить, как бить? Уже ясно и понятно, что это тоже не фигуры. А кто такие? Да такая же мелочь пузатая, как и пешки. А пешки кто? Да знаем уже кто! Во всяком случае, точно не фигуры. Ну, тогда буду их называть фигурантами моего шахматного космического мира. Хорошо, договорился сам с собой без внутреннего скандала.
Как будем работать дальше? Создавать полную функциональную альтернативу пешкам, а именно – всё наоборот? Например, ходить безударно по диагоналям, а бить соответсвенно по ортогоналям? Ну нет! Это уж слишком жестоко по отношению к пешкам. Такие "собачки" (а я, глядя на шашечные фишки, сразу увидел в них собачек в шахматном строю) во встречном бою с пешками им бы не оставили никаких шансов на выживание. Хорошо, тогда простой безударный ход для собачек утвердим, как у пешек, а ударный определим как альтернативный пешечным, то есть бить собачки будут по ортогоналям вокруг на одну клетку, кроме назад, разумеется. Получилась собачка в 1,5 сильнее в ударном потенциале, чем пешка. Тогда что делать при стартовом построении? Ставить авангардом пешки, а среднюю шеренгу заряжать такими буйными собачками? Ну, уж это чересчур не в шахматных традициях. Пешки, всё-таки, это древняя уважаемая каста ещё со времён Чатуранги. И они дожили в первородном состоянии до наших дней, не правда ли? Тут уж, господа, ситуация как с Ферзем, хотя он родом и не из Чатуранги, но всё же мы продолжаем, как можем, соблюдать все главные традиционные вехи становления устоев и порядков классической индоевропейской шахматной культуры: сильнее Ферзя фигур нет, вот и пешек сильнее никого не должно быть во внефигурной среде.
И тут мне приходит в голову мысль, что агрессивных собачек нужно изначально урезонить в своей потенциальной природе превращения, а именно: заложить им определённый комплекс неполноценности по отношению к пешкам. Собачки не должны превращаться как пешки в любые фигуры. Собачки никогда не превратятся в тяжёлые фигуры (если будут выступать в смешанном фигурантском составе) ! На тот момент в тяжёлом классе уже состояло таковых 3 вида: Ладья, Ферзь, Дракон. Но, так как в Ладью практически никто пешку не превращал в розыгрышах партий, разве что в порядке изощрённой сатисфакции и насмешки над соперником, то, по факту, ни Ферзь (Ладья), ни Дракон собачке уже никак не будут светить в процессе её возможной реинкарнации. И тут надо чётко понимать разницу потенциалов при разменной рубке между фигурантами: кто и с каким билетом в будущее подойдёт к финишному краю доски.
Нужно сказать, что в процессе практической работы в розыгрышах партий и модернизации Проекта некоторые первоначальные установки и положения в характере тех или иных нюансов взаимодействия фигур и фигурантов не редко претерпевали определённые изменения и дополнения. Так, изначально была установка на то, что брать на проходе собачки могли только собачек, в отличие от пешек, которые могли брать и тех, и других. Потом это правило было пересмотрено, и всем фигурантам стало разрешено брать друг друга на проходе. На досках от 100 клеток и более фигуранты получили возможность превращаться уже на предкрайнем горизонте шахматной доски, разумеется, не во всё то, во что дозволено на крайнем горизонте. Об этих нюансах, друзья, вы узнаете при знакомстве с современными Общими Правилами Проекта (ОПП) в конце книги. И, кстати, если уж говорить о взятии на проходе в среде фигурантов, то, как это ни парадоксально, но летучая фигура Птица не сразу, а спустя годы с того знаменательного утра, всё-таки была логично вознаграждена этим "фигурантским качеством" взятия на проходе любых фигурантов, но, разумеется, не настоящих фигур. Такая награда была присуждена Птице в силу её двоякой природы отдельных холостых и ударных ходов.
Мы знаем и уже давно привыкли к тому, что любая шахматная фигура куда ходит, туда и бьёт. Но с Птицей, как вы понимаете, такие единовременные положения не получаются в 99% случаев… С одной стороны, Птица в безударной полётной фазе перемещения не имеет себе равных, с другой стороны, по ударной силе занимает промежуточное положение между фигурантами и самыми слабыми фигурами. Птица – единственная шахматная фигура с разделением фазы простого и ударного хода, и этот факт её очень роднит с фигурантами.
Птица вообще может считаться самой близкой роднёй как почти всем фигурам, так и фигурантам во всех функциональных качествах. В то же время фигурный статус Птицы не позволяет ей становиться на одну ступень с фигурантами в положениях взятия на проходе. Ведь фигуранты всё-таки не способны брать на проходе настоящие фигуры? Ну, конечно же!
Возвращаясь к фигурантам и забегая наперёд, должен сказать, что выбор безударного холостого хода собачки по ортогональным направлениям был верен и в дальнейшем многократно положительно оценен при их эксплуатации на шахматных досках других игровых структур. И да, конечно же, соблюдая классические шахматные традиции, шахматные фигуранты Проекта имеют право на досках любых размеров динамично выдвигаться первым и любым последующим ходом до самой их середины. После "перевала", разумеется, пешки и собачки способны передвигаться только кратко, пошагово: один ход – одна соседняя клетка.
В дальнейшем, спустя дни и годы, наши новые фигуры и фигуранты разлетелись по всем новым доскам, большим и малым, и могли уже очень много и часто фигурировать как в совместных коллективах с классическими шахматными фигурами, так и в обособленных фигурных построениях в различных шахматных партиях.
Партия "Сингапур" № 1440 на 100-клеточной тетрагональной доске с широким видовым представительством фигур. Доска 100ТОП.
Забегая наперёд с того самого свежего июньского утра 2005 года в наши 20-е годы текущего столетия, когда, собственно, и пошло становление и развитие Проекта, сегодня уже можно констатировать факт наличия в Проекте шести видов космических шахматных фигур и одного подвида, с которым вы только что познакомились. К трём первенцам – Дракону, Рыбе и Птице – присоединились Змея, Медуза и Учитель. Последние две фигуры явились некоторым, так сказать, вторичным довеском к фигурам, ранее привлеченным к эксплуатации.
Самая большая двухсторонняя суперпартия "Китай" № 1500 на 144-клеточной тетрагональной доске с максимально заявленным видовым фигурным представительством. Доска 144ТОП.
И четвёрочка средних размеров ...
... продолжение следует ... см.главу 12 - https://dzen.ru/a/ZyZTNYgebhLlF0xY