- Проще говоря, напоминает в сегодняшней статье директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета профессор Джеффри Сакс большинство стран мира не желает и не принимает гегемонию США и готово противостоять ей, но не подчиняться ее диктату.
- Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Проще говоря, напоминает в сегодняшней статье директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета профессор Джеффри Сакс большинство стран мира не желает и не принимает гегемонию США и готово противостоять ей, но не подчиняться ее диктату.
Недавний саммит БРИКС в Казани должен был ознаменовать конец заблуждений неоконсерваторов, воплощенных в подзаголовке книги Збигнева Бжезинского 1997 года « Глобальная шахматная доска: американское превосходство и его геостратегические императивы». С 1990-х годов целью американской внешней политики было «превосходство», то есть глобальная гегемония. Избранными методами США были войны, операции по смене режима и односторонние принудительные меры (экономические санкции). Казань собрала 35 стран с населением более половины населения мира, которые отвергают запугивание США и которых не пугают претензии США на гегемонию.
В Казанской декларации страны подчеркнули «появление новых центров силы, принятия политических решений и экономического роста, которые могут проложить путь к более равноправному, справедливому, демократическому и сбалансированному многополярному мировому порядку». Они подчеркнули «необходимость адаптации нынешней архитектуры международных отношений для лучшего отражения современных реалий», одновременно заявив о своей «приверженности многосторонности и соблюдению международного права, включая цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве его неотъемлемого краеугольного камня». Они особо нацелились на санкции, введенные США и их союзниками, заявив, что «такие меры подрывают Устав ООН, многостороннюю торговую систему, соглашения об устойчивом развитии и охране окружающей среды».
Время заблуждений неоконсерваторов и войн по собственному выбору США истекло.
Неоконсервативные поиски глобальной гегемонии имеют глубокие исторические корни в вере Америки в свою исключительность. В 1630 году Джон Уинтроп сослался на Евангелие, описывая колонию Массачусетского залива как «Город на холме», и величественно заявляя, что «взоры всех людей устремлены на нас». В 19 веке Америка руководствовалась Явным Предначертанием, чтобы завоевать Северную Америку, вытесняя или истребляя коренные народы. В ходе Второй мировой войны американцы приняли идею «Американского века», что после войны США будут лидировать в мире.
Мания величия США была усилена распадом Советского Союза в конце 1991 года. После исчезновения врага Америки по Холодной войне восходящие американские неоконсерваторы задумали новый мировой порядок, в котором США были бы единственной сверхдержавой и мировым жандармом. Их излюбленными инструментами внешней политики были войны и операции по смене режимов для свержения правительств, которые им не нравились.
После 11 сентября неоконы планировали свергнуть семь правительств в исламском мире, начав с Ирака, а затем перейдя к Сирии, Ливану, Ливии, Сомали, Судану и Ирану. По словам Уэсли Кларка, бывшего Верховного главнокомандующего НАТО, неоконы ожидали, что США одержат победу в этих войнах через 5 лет. Однако сейчас, более 20 лет спустя, спровоцированные неоконами войны продолжаются, в то время как США не достигли абсолютно ни одной из своих гегемонистских целей.
Неоконы рассуждали еще в 1990-х годах, что ни одна страна или группа стран никогда не осмелится противостоять мощи США. Например, Бжезинский в «Великой шахматной доске» утверждал , что у России не будет иного выбора, кроме как подчиниться расширению НАТО под руководством США и геополитическому диктату США и Европы, поскольку не было никакой реальной перспективы успешного формирования Россией антигегемонистской коалиции с Китаем, Ираном и другими. Как выразился Бжезинский: «Единственный реальный геостратегический вариант России — вариант, который мог бы дать России реалистичную международную роль, а также максимизировать возможность ее трансформации и социальной модернизации — это Европа. И не просто Европа, а трансатлантическая Европа расширяющегося ЕС и НАТО». (выделено мной, издание Kindle, стр. 118).
Бжезинский был решительно неправ, и его неверное суждение помогло привести к катастрофе войны на Украине. Россия не просто не поддалась плану США по расширению НАТО на Украину, как предполагал Бжезинский. Россия сказала твердое «нет» и была готова вести войну, чтобы остановить планы США. В результате просчетов неоконов в отношении Украины Россия теперь преобладает на поле боя, и сотни тысяч украинцев погибли.
И — и это ясное послание Казани — санкции США и дипломатическое давление нисколько не изолировали Россию. В ответ на всепроникающую травлю США появился антигегемонистский противовес. Проще говоря, большинство мира не желает и не принимает гегемонию США и готово противостоять ей, а не подчиняться её диктату. США больше не обладают экономической, финансовой или военной мощью, чтобы навязывать свою волю, если когда-либо вообще ею обладали.
Страны, собравшиеся в Казани, представляют явное большинство населения мира. Девять членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка как первоначальная пятерка, плюс Египет, Эфиопия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты), в дополнение к делегациям 27 претендентов, составляют 57 процентов населения мира и 47 процентов мирового производства (измеренного по скорректированным ценам покупательной способности). США, напротив, составляют 4,1 процента населения мира и 15 процентов мирового производства. Добавьте сюда союзников США, и доля населения альянса под руководством США составит около 15 процентов мирового населения.
В ближайшие годы БРИКС будет набирать относительный экономический вес, технологическую и военную мощь. Совокупный ВВП стран БРИКС растёт примерно на 5 процентов в год, в то время как совокупный ВВП США и их союзников в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе растёт примерно на 2 процента в год.
Однако даже с его растущим влиянием БРИКС не может заменить США в качестве нового мирового гегемона. Его членам просто не хватает военной, финансовой и технологической мощи, чтобы победить США или даже угрожать их жизненно важным интересам. БРИКС на практике призывает к новой и реалистичной многополярности, а не к альтернативной гегемонии, в которой они будут править.
Американским стратегам следует прислушаться к в конечном счете позитивному посланию, исходящему из Казани. Неоконсервативные поиски глобальной гегемонии не только провалились, но и стали дорогостоящей катастрофой для США и всего мира, приведшей к кровавым и бессмысленным войнам, экономическим потрясениям, массовым перемещениям населения и растущим угрозам ядерной конфронтации. Более инклюзивный и справедливый многополярный мировой порядок предлагает многообещающий путь из нынешнего болота, который может принести пользу США и их союзникам, а также странам, встретившимся в Казани.
Таким образом, подъём БРИКС — это не просто упрёк США, но и потенциальный шанс для гораздо более мирного и безопасного мирового порядка. Многополярный мировой порядок, задуманный БРИКС, может стать благом для всех стран, включая Соединенные Штаты. Время неоконсервативных заблуждений и войн США по выбору истекло. Настал момент для возобновленной дипломатии, чтобы положить конец конфликтам, бушующим по всему миру.
© Перевод с английского Александра Жабского.