Первые шаги описывала здесь:
На следующий день я запланировала посетить три музея, три храма и посмотреть две старинные водонапорные башни. Чтобы не петлять, построила маршрут от адреса съёмной квартиры.
Рядом с первым пунктом, обозначающим бесплатный Музей почты находится старейший монастырь бригиток, основанный в первой половине 17-го века литовским маршалком Кшиштофом Веселовским. Найденные в подвале и отреставрированные в Санкт-Петербурге портреты его самого, жены и приёмной дочери можно теперь увидеть в Минске, в Национальном художественном музее (все трое являются историческими личностями).
А гродненский художник-доминиканец изобразил их в образе святого семейства. Произведение хранится сейчас в местном Музее истории религии, и туда я тоже зайду.
В этот монастырь принимали девушек из семей с высоким положением. За свою долгую историю помещения комплекса побывали тюрьмой, школой, детским садом и даже психиатрической больницей. Тем не менее Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии дожил в неизменном виде до нашего времени, скоро ему 400 лет исполнится.
В тот день в храме проходило какое-то мероприятие, поэтому фотографировать интерьер я не стала. Это — главный алтарь. Потихоньку восстанавливается исторический внутренний вид.
Во дворе стоит ещё одна реликвия Гродно — самое старое деревянное здание. Единственное в своём роде. Лямус сейчас ждёт реставрации.
Я же иду дальше, к Музею почты. На самом деле, это магазин, при котором организована выставка экспонатов, рассказывающих о почтовом деле, как осуществлялась связь между адресатами с давних лет.
Материал экспозиции разбит на отдельные исторические периоды (российский, польский, немецкий, советский). На стенде времен СССР представлен интересный документ, где говорится о наказании работников, допустивших брак при выполнении своих обязанностей. За некоторые должностные нарушения виновного сажали под арест сроком до 15 суток. На работы в таком случае выводили под конвоем. Много редких старинных вещей, документов, писем, марок можно увидеть в витринах.
А это машины для пересчёта мелочи.
Интересно посмотреть-сравнить, как одевались почтовые гонцы Речи Посполитой в 16 веке, и какая форма была, например, 50 лет назад. Кстати, первая в мире(!) система тарифов на передачу послания в зависимости от веса и расстояния была придумана именно Стефаном Баторием.
Почтовый ящик 👀. Выемка писем два раза в день! Много писали… В советское время сортировка писем производилась прямо в вагоне почтового поезда.
Есть здесь и аппарат самообслуживания, в котором можно было купить открытки и конверты.
В пяти минутах ходьбы ещё одна, вернее две гродненские достопримечательности. В народе эти водонапорные башни прозвали Кася и Бася (производные от польских имён Катажина и Барбара). Одна построена во второй половине 19-го века, когда потребовалось усовершенствовать водоснабжающую систему города, вторая — в начале 20-го.
Во дворе устроен сад камней-скульптур. Не знаю, чьё это творчество. Возможно, результаты каких-то мастер-классов, ведь здесь проводятся подобные мероприятия от Союза гродненских художников (башни теперь в их распоряжении).
Следующий объект в моей прогулке – архитектурный комплекс костёла и монастыря бернардинцев – встретил цветами.
Костёл Обретения Святого Креста является старейшим католическим храмом. Сам монастырь основан в 1495 году. В Гродно бернардинцы прибыли спустя сто с небольшим лет, где им предоставили один из участков бывшего великокняжеского двора. Каменный мужской монастырь возведён на щедрые пожертвования короля и шляхты. Конечно, были в его истории повреждения и разорения, что-то восстанавливали, переделывали, надстраивали (фасад асимметричный изначально). В богоборческие времена здесь размещались СЭС, архив, библиотека. Сегодня костёл действующий, и при нём находится одна из двух белорусских Высших духовных семинарий.
Полюбоваться интерьером может любой желающий.
Ограничений в передвижениях между мессами нет. Тихо, спокойно, торжественно. Много лепного декора.
Над главным алтарём возвышается скульптурное изображение Бога Отца.
Барельефы из искусственного мрамора украшают боковые алтари.
Напротив мужского монастыря когда-то существовал и женский. Бернардинкам повезло меньше. Сейчас на том месте Гродненский драматический театр.
Необычное здание построено в 1984 году в стиле советского модернизма. Забавный факт — на мысль сделать его в таком виде натолкнуло событие запуска лунохода. Архитектором был Геннадий Мачульский, создавший по всему Советскому Союзу ряд общественных зданий (во Владивостоке, Омске, Воркуте…).
С пространства вокруг монастыря театра открываются замечательные виды на Гродно.
Ещё пять минут по улице Давида Городенского — и я у ворот Музея религии (единственного в Беларуси). По пути встретился православный Рождество-Богородничный монастырь со своей историей переходов к разным конфессиям.
Музей был открыт в 1985 году и до 1992-го располагался в стенах монастыря, позже получив здание дворца 18-го века магнатского рода Хрептовичей.
Выставки расскажут о культуре и религиозных взглядах разных национальностей, проживавших в Беларуси. В музейном фонде находится более 90 тысяч раритетов, входящих в коллекции в 13 залах.
Старинные книги, произведения искусства, посуда, утварь, предметы быта помогают ощутить атмосферу семейной жизни городской элиты 18-начала 20 столетий.
Религия являлась важнейшей составляющей в жизненном укладе и устоях семьи.
Праздничные традиции в честь крещения ребёнка, Рождества Христова, Пасхи, именин представлены в витринах вещами того времени.
Принято было совершать паломничества в монастыри. Оттуда привозили «сувениры».
Экспозицию «Эпоха. Время. Здание» сменяет «Религия и культура в Беларуси». Она знакомит с дохристианскими верованиями, сущностью христианства (введенного по византийскому обряду в 10-м веке), историей православия, отражает особенности принятия католицизма в 14-м веке.
Интересна история исповедующих ислам татар и созданная ими в белорусской среде культура.
Один из залов даёт представление о сущности иудаизма.
Отдельная экспозиция «Из истории евреев Гродненщины» находится в здании Большой хоральной синагоги на соседней улице.
Но я пошла в другую сторону — по плану меня ждал Новый замок, о котором рассказывала в отдельной статье:
Заключительным пунктом прогулки стала Коложа с её уникальной древней Борисоглебской церковью.
Она была храмом небольшого княжеского монастыря, основанная в честь первых древнерусских святых — князей Бориса и Глеба.
Внутри церкви по второму этажу шел с трех сторон деревянный балкон, на котором помещались хоры.
В стены выходят многочисленные отверстия голосников, расположенных в шахматном порядке. К сожалению, не сохранились фресковые росписи. По низу идет ряд небольших ниш. В одной из них удивит фрагмент мозаичного изображения. Это реликвия была вывезена из Варшавы после уничтожения православного собора Александра Невского в 1920-е. Его в своё время украшали работы знаменитого петербургского мозаичиста Владимира Фролова (чьи мозаики мы можем видеть в храме Спаса на Крови) по эскизам русских художников, в том числе Васнецова В.М. Часть демонтированных изображений попала в Беларусь (больше всего их в Покровском соборе в Барановичах).
В другой нише помещён список чудотворной Коложской иконы Божьей матери.
Раньше в храме было много колонн, но часть из них оказалась разрушена. Основание одной из них сейчас накрыли специальным стеклом.
Построенная в конце 12-го века на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа на привычные православные храмы. Необычны декорации фасадов. Они украшены вставленными в кирпичную кладку глыбами разноцветных камней с отполированной поверхностью и цветной майоликой.
Но самое поражающее в облике храма даже не это, а странное раздвоение: одна половина состоит из древней кладки, а вторая — из досок! 👀 И крыша, явно, не родная.
Причина причудливого дизайна в обрушении крутого берега, на краю которого и стоит церковь.
Произошло это 170 лет назад. Позже обрыв укрепили, но стену сделали из более лёгкого материала. Ну и крышу тоже. Она была разрушена ещё в 15 веке. Как выглядел верх здания уже известно. Так что, возможно, когда-нибудь ему вернут исторический вид (по крайней мере, разговоры на эту тему ведутся).
Кто неравнодушен к филатуризму, может отправить прямо отсюда послание с уникальным почтовым штемпелем, созданным специально для Коложи.
Напоследок я прошлась ещё немного по прилегающему парку, к обелиску, установленному в 1978 году в честь 850-летия города (через четыре года, получается, снова юбилей будет 🥳🎂).
На этом я заканчиваю описание своих похождений по Гродно. Отмечу, что гулять было приятно. Много сохранившихся довоенных зданий, храмов, музеев, выставок, арт-объектов и зеленых уголков отдыха.
При том, что город популярен у туристов, он умудряется сохранять спокойный ритм и невероятную чистоту, которая так свойственна Беларуси.