Как можно поставить "Мастера и Маргариту" на театральной сцене?
Удастся ли передать магию всех основных сцен величайшего произведения?
И какой будет Маргарита в исполнении "папиной дочки" Мирославы Карпович?
Такие вопросы крутились у меня в голове перед спекталем "Мастер и Маргарита", с которым в наш ДК "Туламашзавод" приехал Московский театр комедии. Я понимала, что невольно буду сравнивать эту постановку с выдающимся сериалом В. Бортко. Обожаю этот фильм! На меня он оказывает гипнотическое воздействие.
Хотя опять же сериал и спектакль - трудно сопоставимые вещи.
Но всё же мне очень не хотелось разочаровываться, а такая вероятность была.
На спектакль мы с подругой пришли минут за 40 до начала, народ уже толпился на улице, но не обращая внимание на плохую погоду, не спешил заходить внутрь.
В фойе возле гардероба был организован буфет с выпечкой и чаем. Очень правильное решение! Спектакль был в будний день и многие люди приехали сразу после работы, не успев поесть. А тут пирожки с капустой, повидлом и прочим!
Когда в основном фойе ДК я увидела такое ⬇️ количество людей, у меня закрались сомнения: а спектакль точно состоится?
Но к назначенному времени зал был битком! Я специально встала, чтобы оглядеться и пустых кресел не увидела.
А вот свою подругу с дочерью увидела! Потом в антракте Людмила рассказала, что обожает "Мастера и Маргариту" и узнав, что Московский театр едет в Тулу, купила билеты. Стоимость билета в партере 2200 рублей.
Как можно передать мистическую сторону этого произведения, имея в загашнике скудные возможности театральной сцены? Этот вопрос меня волновал ровно до начала спектакля. А потом всё стало ясно. Оказалось, что будут использовать спецэффекты. На протяжении всего спектакля к этому приёму прибегали неоднократно и каждый раз это было уместно и интригующе.
Первая сцена (палата сумашедшего дома) сопровождается проекцией на большом белом полотне. И потом проекций было немало, а самая впечатляющая сцена со спецэффектами - это полёт Маргариты в ночном небе.
Сцена разговора прокуратора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри⬇️ из зала выглядела масштабно и немного ужасающе.
Мастера играл Евгений Банифатов (на фото он сидит). Смотрела я на его игру и думала: а что Мастер может быть таким? 🤔 Очень непривычный образ. Мастер в исполнении Александра Галибина - отчаявшийся и сломленный человек, а этот⬇️ Мастер совсем другой, он видит проблему и ждёт ее решения. Живенький такой.
В роли Воланда был Вячеслав Разбегаев. Причём, признаюсь честно, я об этом узнала уже в самом конце спектакля😄 Играл великолепно! Сложно, конечно, переплюнуть мощную игру О. Басилашвили в сериале В. Бортко, но В. Разбегаев с ролью тёмной личности справился. Внушительный, строгий, глубокий.
Теперь о Маргарите. Перед спектаклем один человек мне сказал: ну ты что? Ну какая из Мирославы Карпович Маргарита? Не жди от неё чего-то особенного! Она же легкомысленная "папина дочка"!
Так вот, Мирослава Карпович погружением сразу в две роли в этой постановке сломала все стереотипы! Оказывается, она не легкомысленная стрекоза, а в начале несчастная, а потом уверенная и гордая, но всегда любимая и любящая женщина. Играла очень проникновенно и эмоционально!
Костюмы у актёров менялись регулярно, в соответствии с сюжетом сцен. Как мне потом рассказали организаторы, артисты привезли 10 (!) чемоданов с одеждой и другим реквизитом. И это много, учитывая, что в спектакле принимали участие всего 8 актёров
Мне кажется, что у Карпович однозначно есть талант комедийной актрисы. Так в сцене из Варьете она играла роль зрительницы (той, мужа которой уличили в измене) и многие в зале распознали её далеко не сразу. Полное перевоплощение! Оба героя часть этой сцены отыграли в зрительском зале. И нам, зрителям, такой приём пришёлся по душе. Да и сама сцена в целом получилась довольно смешной.
Спектакль шел 2 часа 20 минут с 20- минутным антрактом. Время пролетело незаметно.
Музыкальное сопровождение спектакля такое же, как и в сериале В. Бортко. А те, кто смотрел этот сериал, знают, что музыка там мощная, мистическая и легко узнаваемая. Звукорежиссёр со своей задачей справился. Причём, как мне потом опять же рассказали, звукорежиссёр был наш, местный, из ДК "Туламашзавод".
И мне, и моим подругам постановка очень понравилась. И даже какое-то время не отпускала. Актёры очень старались передать все эмоции, характеры героев и с этой задачей справились. Но, конечно, идти на спектакли с таким сложным смыслом надо со знанием сюжета, иначе трудно понять о чем идет речь. Я думаю, что тем, кто не читал "Мастера и Маргариту", либо читал, но забыл или не понял роман, на таких спектаклях делать нечего, он покажется лишённым смысла и скомканным.
Мне, например, потом даже захотелось освежить в памяти некоторые сцены романа, так как возникли вопросы: а как это было там? И ещё я почитала про Мирославу Карпович, и оказалось, что у неё довольно таки приличный список театральных ролей.
Ниже на фото открытка с автографами всех актёров этой постановки. По словам организаторов, в Туле всей труппе понравилось, и они уже запланировали следующий приезд, хотят привезти "Собачье сердце".
P. S. На днях ходила со своими студентами на спектакль "Пиковая дама" в наш Тульский драмтеатр. И совсем скоро об этом обязательно расскажу.