К 100-летию со дня рождения драматурга, сценариста и прозаика Леонида Зорина.
Краткая биография
Леонид Генрихович Зорин (настоящая фамилия Зальцман) писатель, драматург, сценарист родился в 1924 году. До конца сороковых годов жил в Баку. Стихи начал писать в детстве, а в 1934 году вышла его первая книга, в которую вошла поэма «Человеки». Юного поэта принял на подмосковной даче Максим Горький, который похвалил его работу. Окончил Азербайджанский университет имени Кирова, а потом заочно — Литературный институт имени Горького в Москве.
Первая пьеса Зорина — «Соколы» — была поставлена в 1941 году в Бакинском русском драматическом театре. В конце 40-х драматург переехал в Москву, его пьесы начали ставить ведущие московские театры — так, в Малом театре шли спектакли по пьесам «Молодость» и «Откровенный разговор».
В 1954 году творчество Зорина подверглось резкой критике после постановки «Гости» в театре имени Ермоловой. Спектакль был закрыт после единственного показа, режиссер Андрей Лобанов был уволен и вскоре умер. В интервью изданию «Театрал» Зорин сказал, что винит в этом себя. Его тоже критиковали, называли в печати «клеветником» на советский строй, но вскоре он всё же вернулся к работе.
Впрочем, проблемы с постановками пьес преследовали Зорина многие годы. Георгий Товстоногов так и не смог «продавить» спектакль «Римские каникулы», который должен был выйти в БДТ в 1965; три года шла работа над «Царской охотой» в театре имени Моссовета. В начале 70-х во МХАТе была сорвана постановка «Медной бабушки», которую делал Михаил Казаков. Перед этим с роли Пушкина по настоянию министра культуры СССР Екатерины Фурцевой сняли Ролана Быкова.
В 1961 году Зорин написал сценарий к комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Прокат этой картины оказался недолгим — из-за критических нападок и обвинений в безыдейности фильм был убран из кинотеатров и положен на «полку».
Непросто пробивался к зрителю и фильм Казакова по пьесе «Покровские ворота» — пожалуй, наиболее известной работе Зорина. Причем спектакль, поставленный в театре на Малой Бронной, шел спокойно. Драматург вспоминал, что «Покровские ворота» были «сугубо автобиографичными» — он описал историю своей жизни сразу после приезда в Москву.
Несмотря на пристальное внимание цензоров («После „Гостей“ мне вообще ни одной пьесы не удалось написать, чтобы она спокойно вышла», — вспоминал Зорин), он получал правительственные награды (в 1974-м его наградили орденом «Знак Почета»), выигрывал литературные конкурсы, а в 1985-м ему дали Почётную грамота Президиума Верховного Совета РСФСР — «за многолетнюю плодотворную литературную и общественную деятельность».
//
Со своей первой пьесой, «Молодость», Зорин пришёл в Малый театр. Её зарегистрировали под четырёхзначным номером. Он тогда мысленно обругал себя дураком – на что надеяться при такой конкуренции. Но случилось чудо! Когда через месяц без особых надежд Зорин позвонил в театр просто узнать о судьбе пьесы, то от удивления едва не выронил из рук трубку: «Куда вы пропали? Мы вас по всей Москве ищем! Ваша пьеса готовится к постановке!»
Но после этого сумасшедшего успеха, свалившегося на Зорина в 17 лет, когда он сразу же стал членом Союза писателей СССР, его ещё ждали годы скитаний по подъездам. Рассветы, которые он встречал на лестнице после ночи, проведённой на ступеньках, и вздрагивая от каждого шороха. А пьеса «Гости» едва не стала поводом для ареста.
«Невозможно было открыть газету или включить радио – на меня отовсюду сыпались проклятия, – рассказывал Леонид Генрихович. – Совершенно жуткие! От переживаний я заработал чахотку и из одной больницы перебирался в другую. Мне случалось ночевать на лестнице в подъезде, на ступеньках! Потому что порой, разыскивая меня, милиция приходила ко мне по ночам, но мои добрые соседи меня предупреждали, завидев у дома милицейскую машину, я убегал по лестнице на верхние этажи и прятался там до утра.
Эта история могла меня уничтожить. Но не уничтожила, потому что у меня был характер. Недавно я беседовал с молодыми писателями, и они спросили меня, что я считаю самым главным. Я, практически не задумываясь, ответил: «У писателя должен быть характер. Это важнее, чем талант».>>
//
Книжная подборка
//
«Авансцена»
Книга известного писателя и драматурга мемуарный роман по сути. Замысел автора по - своему уникален - встроить в сюжет человеческой жизни сюжет биографии всей страны. В книге наряду с важнейшими событиями и общественными драмами показаны их участники - и те, кто с нами, и те, кого уже нет. Перед читателем проходит яркая галерея виднейших деятелей наший жизни и нашего искусства - артисты, писатели, режиссеры, политические деятели. Книга обнимает огромный период - от 1934 до 1994 г.
//
«Осенний юмор»
Рассказы, вошедшие в сборник, были в разное время опубликованы в периодической печати. Они представляют автора читателю как человека наблюдательного и остроумного, которому небезразличен моральный климат нашего общества. Юмористическая проза Л.Зорина афористична; наряду с забавными, чисто комическими положениями в произведениях писателя присутствует и глубокое раздумье.
//
«Выкрест»
Новая книга от автора легендарных "Покровских ворот"! Первый роман о Зиновии Пешкове, человеке потрясающей судьбы и неистовых "ветхозаветных" страстей. Родной брат Якова Свердлова, усыновленный Максимом Горьким. Крещеный еврей, отказавшийся от веры отцов, но так и не ставший христианином. Герой обеих Мировых войн, потерявший руку на Западном фронте и удостоенный ордена Почетного Легиона.Этот роман - "одиссея Выкреста, вечного странника на земле". Подобно Агасферу, он повидал весь мир. Подобно Моисею, полжизни воевал в пустыне, прокладывая путь в Землю Обетованную. Подобно Соломону, не просто любил, а поклонялся женщинам, был осчастливлен многими красавицами и обрел новый символ веры: "Женщина - это спасение Господне! Моей религией на всю мою жизнь осталась женщина..."
//
«Под занавес тысячелетия: Театр 1985-2000»
Пьесы Леонида Зорина отличает свойственное ему сочетание сильного чувства и интеллекта. Именно этот мощный сплав определил его особое место в драматургии, а его комедиям и драмам обеспечил долгую счастливую жизнь и в театре, и в литературе. В настоящем однотомнике собраны пьесы, написанные за последние годы и не вошедшие в предыдущие издания.
//
«Завещание Гранда: книга юмора»
"...Его "маленькие романы" последних лет стали в своем роде сенсацией - "Господин Друг", "Трезвенник", "Кнут", "Тень слова", "Юпитер", "Забвение", "Сансара", "Завещание Гранда" - выгодно отличаются от основного литературного потока динамикой сюжета, ясностью композиции, рельефно прописанными характерами". Александр Агеев. "Оглянемся еще раз на зоринских героев. Разные люди. Порой - слабые, колючие, раздражающие близких (да и нас), очень часто - виноватые (и ведь не без вины). Но... достойные нашего сочувствия. Той милости, в которой так нуждаемся мы сами... которая в сознании человека русской культуры всегда ассоциируется с Пушкиным." Андрей Немзер.
С одной стороны, нормальный студент всегда считает, что штурм наук – это досадная издержка той отсрочки, что предоставила жизнь, прежде чем окунуть его в прорубь. С другой стороны, нельзя забывать, что передышка когда-нибудь кончится и нужно хоть несколько подготовиться к переходу в новое состояние. // Ироническая трилогия. Трезвенник. Кнут. Завещание Гранда (сборник) Леонид Зорин
//
Проза : в 2 т.
Т. 1. Забвение / Т. 2. Юпитер
Леонид Зорин - писатель всемирно прославленный, но если спросить нашего читателя, кто он такой, то ответом, скорее всего, будет недоуменное молчание. А стоит произнести названия трех его сочинений, и мы получим иной результат.
Кто не помнит «Варшавскую мелодию», «Покровские ворота», «Царскую охоту»? Изнанка популярности — «затенение» фигуры автора. Одолеть эту несправедливость разумными суждениями невозможно, но, оставив «парадокс Зорина» без внимания, мы рискуем опустить главное - сопряжение жадного интереса к окружающему миру и лирической сосредоточенности. Писатель предан своим ключевым темам, последовательно соотносит экстравагантные и разнородные сюжеты сличным опытом, ищет и находит «свое» в обаятельных, вздорных, смешных и зловещих персонажах.
//
Читка пьесы / Варшавская мелодия / Леонид Зорин
//