Найти в Дзене
Запах новой машины

Как научиться разбираться в автомобильных кузовах за пять минут: иллюстрированная инструкция

Конечно, после публикации статьи про седан в комментарии посыпалась уйма вопросов. Мол, как же так получается, что вообще все автомобили в мире можно назвать седаном?! Конечно, нет. Здесь требуется разъяснение. Раз уж сказал А, нужно продолжать и с остальными буквами. Да, четко выраженной и одинаково верной в любой ситуации системы кузовов не существует. Ни в мире, ни в отдельно взятой стране. Всё, что можно сделать, – систематизировать данные и, руководствуясь разрозненными знаниями и здравым смыслом, самому построить классификацию кузовов легковых автомобилей. Конечно, это не истина в последней инстанции, а всего лишь попытка разобраться в запутанном клубке фактов. Надеюсь, она поможет пролить немного света на такую интересную и всегда спорную тему, как автомобильные кузова. Итак, все кузова или, если угодно кузовы, подразделяются на три основные группы: закрытые, открытые и грузопассажирские. Начнем, как водится, сначала. Различают три основные разновидности. Это знакомые всем и каж
Оглавление

Часть 1.

Конечно, после публикации статьи про седан в комментарии посыпалась уйма вопросов. Мол, как же так получается, что вообще все автомобили в мире можно назвать седаном?!

Конечно, нет. Здесь требуется разъяснение. Раз уж сказал А, нужно продолжать и с остальными буквами. Да, четко выраженной и одинаково верной в любой ситуации системы кузовов не существует. Ни в мире, ни в отдельно взятой стране.

Всё, что можно сделать, – систематизировать данные и, руководствуясь разрозненными знаниями и здравым смыслом, самому построить классификацию кузовов легковых автомобилей.

Конечно, это не истина в последней инстанции, а всего лишь попытка разобраться в запутанном клубке фактов. Надеюсь, она поможет пролить немного света на такую интересную и всегда спорную тему, как автомобильные кузова.

Итак, все кузова или, если угодно кузовы, подразделяются на три основные группы: закрытые, открытые и грузопассажирские.

Начнем, как водится, сначала.

Автомобили с закрытым кузовом

Три классических седана Audi, Mercedes-Benz, BMW
Три классических седана Audi, Mercedes-Benz, BMW

Различают три основные разновидности. Это знакомые всем и каждому купе, универсал и седан.

Итак, что же такое седан?

Те, кто знаком с предыдущим материалом, возможно, помнят, что так принято называть закрытый пассажирский кузов, у которого предусмотрено как минимум два основных ряда сидений.

Что значит закрытый? Значит, с жесткой крышей. Количество дверей, повторюсь, не столь важно. Их может быть и четыре, и две, и шесть, и даже более. Двухдверный седан? Да, такое тоже возможно, если и передний и задний ряд считать полноценными. Вот, например, Ford Taunus отличный пример.

Ford Taunus 15M это яркий представитель довольно редкого племени 2-дверных седанов
Ford Taunus 15M это яркий представитель довольно редкого племени 2-дверных седанов

Кстати, в разных странах седан называют по-разному. У британцев в ходу вариант saloon, французы говорят berline, итальянцы – berlina, а немцы используют слово limousine. Причем не имеют в виду именно лимузин. Американцы и русские говорят именно седан.

Да, всё сложно…

Сегодня многие считают, что седан — это строго трехобъемный кузов с четко выраженными капотом, салоном и багажником. Правильнее сказать, что седанами являются и двухобъемные модели.

Давайте разберем подробнее производные седана. Их, кстати, немало.

Кузов W210 — типичный классический седан, он же нотчбек. Три объема как на ладони
Кузов W210 — типичный классический седан, он же нотчбек. Три объема как на ладони

Перво-наперво вспомним нотчбек (Notchback), он же классический седан. Да, вот он, архитипичный трехобъемный седан. Вся вазовская «классика», «Волги», «Москвичи», BMW 7-й серии, Volkswagen Bora, Mercedes-Benz W123. Классических седанов — миллионы. И у каждого у них должно быть два полноценных ряда сидений, как минимум одна пара боковых дверей и отдельный объем багажника.

Но сейчас гораздо популярнее другие разновидности седана. Например, хэтчбек. Правильнее называть такой кузов седан-хэтчбек, но слишком длинное название не прижилось. Тем не менее, хэтч — это именно, что разновидность седана с двумя основными рядами сидений, а не отдельный тип кузова.

Трехдверный Ford Focus первого поколения мы привычно зовем просто хэтчбеком. Но правильнее сказать седан-хэтчбек
Трехдверный Ford Focus первого поколения мы привычно зовем просто хэтчбеком. Но правильнее сказать седан-хэтчбек

Вместо отдельного багажника, как у нотчбека, грузовой отсек здесь объединен с салоном. Кузов получается двухобъемным, а доступ к нему осуществляется через заднюю дверь. Не просто крышку, а крышку со стеклом.

Хэтчбек — это такой гибрид седана и универсала, который взял понемногу от обоих кузовов. Кстати, у этого кузова есть и другие имена. Иногда его называют «Комби», а немцы говорят Heckklappen Limousine.

Быват ли разновидность у разновидности? Многие считают, что да, и выделяют лифтбек в отдельный вид. Хотя по мне, это тот же хэтчбек. Вся разница в более пологой форме задней двери. А еще иногда лифтбеками кличут двухобъемные модели, которые выглядят как классический седан. Как такое может быть? Вспомните, например, Skoda Superb или посмотрите на открытый багажник Peugeot 309 и сразу всё поймете.

Те же яйца, вид сбоку. Фастбэк, или, как вы уже поняли, седан-фастбэк, отличается от хэтча и лифта более плавно ниспадающей линией крыши. Вот, скажем, ГАЗ-М20 «Победа» — это фастбек.

Сами немцы называли такой вариант Opel Kadett четырехдверным фастбеком
Сами немцы называли такой вариант Opel Kadett четырехдверным фастбеком

Впрочем, разновидности седана определяются не только формой багажной двери. Скажем, хардтоп — седан-хардтоп — это автомобиль без центральной стойки крыши. Очень эффектное с точки зрения стиля решение, но здесь есть вопросики к безопасности. Жесткости кузова отсутствие центральной стойки явно не добавляет. Поэтому хардтопы по большей части вымерли в 80-х.

Edsel Corsair в драматичном красно-черном сочетании. Это седан-хардтоп. Видите центральную стойку крыши? Правильно. Ее нет
Edsel Corsair в драматичном красно-черном сочетании. Это седан-хардтоп. Видите центральную стойку крыши? Правильно. Ее нет

Ну и, конечно, нельзя забыть про лимузин. Его статусное отличие от седана в перегородке между водительским отсеком и пассажирским салоном. Напрямую к делу не относится, но лимузины во всем мире считаются автомобилями для наемного водителя. В том смысле, что владельцу сидеть за рулем — это моветон.

Lincoln Town Car Limousine 1986 модельного года – архитипичный лимузин
Lincoln Town Car Limousine 1986 модельного года – архитипичный лимузин

На этом с производными седана покончено. Следующая остановка – универсал, он же вагон.

Что такое универсал?

Ключевой момент здесь – это увеличенный объем багажника плюс наличие задней двери. Вагону/ универсалу положено два полноценных ряда сидений, а вот количество дверей опционально. Обычно их пять, хотя может быть и три.

Важный момент: почти все внедорожники и кроссоверы – это универсалы. Это логично – типа кузова «внедорожник» просто не существует. Чем универсал принципиально отличается от хэтчбека? Это тонкая материя. Кто-то считает, что большим объемом багажника, другие видят различие в линии крыши, которая обычно доходит до заднего бампера, а не пикирует вниз, как на хэтче/лифте/фасте.

Универсал как он есть – ГАЗ-24-02. Увеличенный багажник и длинная линия крыши
Универсал как он есть – ГАЗ-24-02. Увеличенный багажник и длинная линия крыши

Среди международных названий универсала встречаются такие варианты: wagon, break, station wagon, estate, giardiniera.

Часто автомобильные бренды выбирали для линейки универсалов фирменное обозначение. Например, Turnier (Ford), Caravan (Opel), Panorama (FIAT), SW (Peugeot).

Надо сказать, что у вагонов меньше родни, чем у седанов. Но всё же она есть. Различают «Шутинг брэк», то есть «охотничий универсал» – трехдверный вагон недешевого бренда. Вот, скажем, Lynx Eventer на базе Jaguar XJ-S — это типичный британский шутинг.

Просто нечеловеческая красота. Шутинг-брейк Lynx Eventer на базе Jaguar XJ-S
Просто нечеловеческая красота. Шутинг-брейк Lynx Eventer на базе Jaguar XJ-S
Что-то на прекрасном... Buick Century Wagon 1957 года. И не просто вагон, а хардтоп-вагон
Что-то на прекрасном... Buick Century Wagon 1957 года. И не просто вагон, а хардтоп-вагон

В стародавние времена в Америке встречались хардтоп-универсалы, лишенные центральной стойки крыши. Ее еще называют B-pillar. Но такие вагоны ныне совсем редкое племя.

Заключительный участник закрытого клуба – это купе.

Что такое купе?
Чем купе принципиально отличается от седана? Во-первых и в главных – купе не может быть четырехдверным. Чтобы там ни придумывали маркетологи VW и Mercedes-Benz, называя Passat CC и CLS-класс четырехдверными купе, это бред. У купе только две боковые двери, бывает и третья – задняя. Но редко. А перечисленные модели это просто классические седаны.

Забавно, что Audi Coupe вполне можно назвать автомобилем с полноценным задним рядом сидений. Но сами немцы считали его купе.
Забавно, что Audi Coupe вполне можно назвать автомобилем с полноценным задним рядом сидений. Но сами немцы считали его купе.

Другой маркер – наличие только одного основного ряда сидений. То есть купе может быть строго двухместным или с формулой сидений 2+2, то есть 2 взрослых + 2 детских.

Мы вновь подходим к очень тонкому льду. Ведь к купе можно отнести не только Porsche 911 и Jaguar X-type, но и при желании, например, «Таврию» или «Оку». Если не считать задний ряд этих машин полноценным, то так и будет!

У купе тоже бывают свои вариативы. Фастбэк-купе или хардтоп-купе, для которых действуют те же правила, что и для аналогичных седанов. Любопытнее забытые ныне клаб-купе и бизнес-купе. У первого более просторный задний ряд. У второго багажник побольше. Вот почему на Club coupe любили ездить американские коммивояжеры середины прошлого века.

Окончание следует…