Часть 1.
Конечно, после публикации статьи про седан в комментарии посыпалась уйма вопросов. Мол, как же так получается, что вообще все автомобили в мире можно назвать седаном?!
Конечно, нет. Здесь требуется разъяснение. Раз уж сказал А, нужно продолжать и с остальными буквами. Да, четко выраженной и одинаково верной в любой ситуации системы кузовов не существует. Ни в мире, ни в отдельно взятой стране.
Всё, что можно сделать, – систематизировать данные и, руководствуясь разрозненными знаниями и здравым смыслом, самому построить классификацию кузовов легковых автомобилей.
Конечно, это не истина в последней инстанции, а всего лишь попытка разобраться в запутанном клубке фактов. Надеюсь, она поможет пролить немного света на такую интересную и всегда спорную тему, как автомобильные кузова.
Итак, все кузова или, если угодно кузовы, подразделяются на три основные группы: закрытые, открытые и грузопассажирские.
Начнем, как водится, сначала.
Автомобили с закрытым кузовом
Различают три основные разновидности. Это знакомые всем и каждому купе, универсал и седан.
Итак, что же такое седан?
Те, кто знаком с предыдущим материалом, возможно, помнят, что так принято называть закрытый пассажирский кузов, у которого предусмотрено как минимум два основных ряда сидений.
Что значит закрытый? Значит, с жесткой крышей. Количество дверей, повторюсь, не столь важно. Их может быть и четыре, и две, и шесть, и даже более. Двухдверный седан? Да, такое тоже возможно, если и передний и задний ряд считать полноценными. Вот, например, Ford Taunus отличный пример.
Кстати, в разных странах седан называют по-разному. У британцев в ходу вариант saloon, французы говорят berline, итальянцы – berlina, а немцы используют слово limousine. Причем не имеют в виду именно лимузин. Американцы и русские говорят именно седан.
Да, всё сложно…
Сегодня многие считают, что седан — это строго трехобъемный кузов с четко выраженными капотом, салоном и багажником. Правильнее сказать, что седанами являются и двухобъемные модели.
Давайте разберем подробнее производные седана. Их, кстати, немало.
Перво-наперво вспомним нотчбек (Notchback), он же классический седан. Да, вот он, архитипичный трехобъемный седан. Вся вазовская «классика», «Волги», «Москвичи», BMW 7-й серии, Volkswagen Bora, Mercedes-Benz W123. Классических седанов — миллионы. И у каждого у них должно быть два полноценных ряда сидений, как минимум одна пара боковых дверей и отдельный объем багажника.
Но сейчас гораздо популярнее другие разновидности седана. Например, хэтчбек. Правильнее называть такой кузов седан-хэтчбек, но слишком длинное название не прижилось. Тем не менее, хэтч — это именно, что разновидность седана с двумя основными рядами сидений, а не отдельный тип кузова.
Вместо отдельного багажника, как у нотчбека, грузовой отсек здесь объединен с салоном. Кузов получается двухобъемным, а доступ к нему осуществляется через заднюю дверь. Не просто крышку, а крышку со стеклом.
Хэтчбек — это такой гибрид седана и универсала, который взял понемногу от обоих кузовов. Кстати, у этого кузова есть и другие имена. Иногда его называют «Комби», а немцы говорят Heckklappen Limousine.
Быват ли разновидность у разновидности? Многие считают, что да, и выделяют лифтбек в отдельный вид. Хотя по мне, это тот же хэтчбек. Вся разница в более пологой форме задней двери. А еще иногда лифтбеками кличут двухобъемные модели, которые выглядят как классический седан. Как такое может быть? Вспомните, например, Skoda Superb или посмотрите на открытый багажник Peugeot 309 и сразу всё поймете.
Те же яйца, вид сбоку. Фастбэк, или, как вы уже поняли, седан-фастбэк, отличается от хэтча и лифта более плавно ниспадающей линией крыши. Вот, скажем, ГАЗ-М20 «Победа» — это фастбек.
Впрочем, разновидности седана определяются не только формой багажной двери. Скажем, хардтоп — седан-хардтоп — это автомобиль без центральной стойки крыши. Очень эффектное с точки зрения стиля решение, но здесь есть вопросики к безопасности. Жесткости кузова отсутствие центральной стойки явно не добавляет. Поэтому хардтопы по большей части вымерли в 80-х.
Ну и, конечно, нельзя забыть про лимузин. Его статусное отличие от седана в перегородке между водительским отсеком и пассажирским салоном. Напрямую к делу не относится, но лимузины во всем мире считаются автомобилями для наемного водителя. В том смысле, что владельцу сидеть за рулем — это моветон.
На этом с производными седана покончено. Следующая остановка – универсал, он же вагон.
Что такое универсал?
Ключевой момент здесь – это увеличенный объем багажника плюс наличие задней двери. Вагону/ универсалу положено два полноценных ряда сидений, а вот количество дверей опционально. Обычно их пять, хотя может быть и три.
Важный момент: почти все внедорожники и кроссоверы – это универсалы. Это логично – типа кузова «внедорожник» просто не существует. Чем универсал принципиально отличается от хэтчбека? Это тонкая материя. Кто-то считает, что большим объемом багажника, другие видят различие в линии крыши, которая обычно доходит до заднего бампера, а не пикирует вниз, как на хэтче/лифте/фасте.
Среди международных названий универсала встречаются такие варианты: wagon, break, station wagon, estate, giardiniera.
Часто автомобильные бренды выбирали для линейки универсалов фирменное обозначение. Например, Turnier (Ford), Caravan (Opel), Panorama (FIAT), SW (Peugeot).
Надо сказать, что у вагонов меньше родни, чем у седанов. Но всё же она есть. Различают «Шутинг брэк», то есть «охотничий универсал» – трехдверный вагон недешевого бренда. Вот, скажем, Lynx Eventer на базе Jaguar XJ-S — это типичный британский шутинг.
В стародавние времена в Америке встречались хардтоп-универсалы, лишенные центральной стойки крыши. Ее еще называют B-pillar. Но такие вагоны ныне совсем редкое племя.
Заключительный участник закрытого клуба – это купе.
Что такое купе?
Чем купе принципиально отличается от седана? Во-первых и в главных – купе не может быть четырехдверным. Чтобы там ни придумывали маркетологи VW и Mercedes-Benz, называя Passat CC и CLS-класс четырехдверными купе, это бред. У купе только две боковые двери, бывает и третья – задняя. Но редко. А перечисленные модели это просто классические седаны.
Другой маркер – наличие только одного основного ряда сидений. То есть купе может быть строго двухместным или с формулой сидений 2+2, то есть 2 взрослых + 2 детских.
Мы вновь подходим к очень тонкому льду. Ведь к купе можно отнести не только Porsche 911 и Jaguar X-type, но и при желании, например, «Таврию» или «Оку». Если не считать задний ряд этих машин полноценным, то так и будет!
У купе тоже бывают свои вариативы. Фастбэк-купе или хардтоп-купе, для которых действуют те же правила, что и для аналогичных седанов. Любопытнее забытые ныне клаб-купе и бизнес-купе. У первого более просторный задний ряд. У второго багажник побольше. Вот почему на Club coupe любили ездить американские коммивояжеры середины прошлого века.
Окончание следует…