Неоновая ностальгия: как кассеты из детства и заброшенные вывески привели меня к ретровейву
В моей новой песне я решил окунуться в жанр ретровейв. По всей видимости, увлечение ретро-эстетикой давно стало частью моего творческого пути. Этот стиль словно оживляет ушедшую эпоху, возвращая нас к атмосфере 80-х и 90-х, с её неоновыми огнями, синтезаторными мелодиями и неповторимым духом ностальгии.
Возможно, моя любовь к этой эстетике зародилась ещё в детстве, на VHS кассетах, саундтреках к фильмам, или ещё раньше: когда улицы моего родного города украшали монументальные мозаики, витражи на окнах Домов культуры и яркие неоновые вывески, светящиеся над магазинами.
«Так почему же наше поколение действительно «помешано» на ретровейве? Записывая эту песню, я нашел для себя несколько ответов:
- Звуковой якорь. Эта музыка — наш билет в беззаботное время, когда мир был проще. Она возвращает нас в тот единственный момент из детства, когда ты счастлив.
- Эстетика, которую мы пропустили. Мы застали лишь самый хвост той эпохи: потрёпанные VHS-кассеты, выцветшие вывески. Ретровейв позволяет не просто вспомнить, а заново пережить и «дописать» эту эстетику в своём воображении.
- Протест против цифровой стерильности. В мире идеальных цифровых треков и автолюна нас подсознательно тянет к «тёплому ламповому» звуку, к живым шумам синтезаторов и той самой искренности, что слышна в музыке 80-90-х.
Мой эксперимент с песней подтвердил: ретровейв — это не просто ностальгия. Это способ вернуться домой, в то самое эмоциональное состояние, которое мы бессознательно ищем во взрослой жизни.»
Долгое время я даже собирал коллекцию фотографий арт объектов: среди неё заброшенные неоновые вывески, мозаики и витражи в моём родном городе. В местных соцсетях это была очень популярная рубрика #УголкиСтарогоКургана. А музыка, которую мы слышали в том самом детстве — на радио, телевизоре, дискотеках, свадьбах — наполнила часть моей души.
Однако, как и у многих подростков, моё увлечение не остановилось на одном жанре. Помню, как в школьные годы я искал альтернативу повсюду звучащим хитам. С появлением MTV я начал слушать таких артистов, как Децл и Eminem, а затем открыл для себя мир рок-музыки — от Nirvana до Limp Bizkit и Rammstein . В какой-то период жизни особое место в моём сердце занял Виктор Цой и группа КИНО, чьи песни я учился играть на гитаре вместе с друзьями. Мы вдохновлялись культовыми фильмами вроде «Брат», переслушивали альбомы с его саундтреками и находили новые любимые группы. Затем в мою душу плотно засели Ария, и Король и шут... Вся эта музыка формировала наш вкус, вбирая в себя и гранж, и хиты 90-х, и альтернативный рок.
Мой музыкальный вкус был настоящим винегретом — и в этом, я уверен, и кроется ключ к нашей общей любви к ретро. Наше поколение не зациклено на одном жанре, мы выросли на этом культурном разнообразии. И теперь ретровейв, вбирая в себя всё это, становится для нас идеальным звуковым порталом в прошлое.
Тем не менее, те самые популярные песни конца 80-х и 90-х, что звучали повсюду в моём детстве, оставались рядом. Постепенно они перешли в разряд «ретро», но не исчезли — наоборот, стали ещё ближе. Эта музыка и атмосфера, которую она создаёт, сегодня стали частью моего вдохновения.
Я оживил звучание 90-х в своей новой песне. Вот что из этого вышло
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решил провести эксперимент: вернуться к своим старым демо, записанным в студенческие годы на диктофон, и предать им новое звучание. Попытки привнести даже живые электрогитары привели к тому, что получалось что-то, напоминающее поп-музыку 90-х, с её характерным качеством и атмосферой. Об одной из таких песен я писал в прошлой статье, вот эта осенняя тема в стиле 90-х:
Этот творческий эксперимент привел меня к открытию: лучше всего мои мелодии звучали с виртуальными синтезаторами, настроенными на те самые ретро-пресеты.
В процессе я начал глубже изучать звуки, которые отражают то, что мне нравится. Я нашёл те самые (VST) синтезаторы и эффекты, которые звучат так, как звучали бы воспоминания из детства. Сочетая звуки и создавая гармонии, я постепенно выстраивал аранжировку, а затем и сведение — шаг за шагом, чтобы создать идеальную картину того, что я слышу у себя в голове.
О своей работе над аранжировками и сведением я расскажу в следующей статье, потому что это отдельная история. А пока приглашаю вас послушать небольшой отрывок новой песни, результат моих экспериментов с ретровейвом.
А что думаете вы? Почему наше поколение так тянется к ретровейву? Поделитесь в комментариях, согласны ли вы с моими выводами. И конечно, послушайте отрывок — сможете ли вы уловить в моём треке тот самый «звуковой якорь», который возвращает в прошлое?
А вот и сам трек в жанре 80-х: «пропадаешь в мечты» доступен на всех стриминговых площадках.