В последние годы яркой приметой многих исторических и, что не менее важно, туристических городов России стали небольшие частные музеи, основанные отдельными энтузиастами и инициативными личностями. С одной стороны, оно и неудивительно, учитывая то, сколь велико количество всевозможных промыслов и ремесел, которыми славится наша страна. С другой – невозможно не восхититься, встретив человека, не пожалевшего уйму сил, времени и денег на то, чтобы собрать коллекцию тех или иных предметов и выставить ее на всеобщее обозрение в своем собственном музее. А ведь многие крупнейшие музеи России неразрывно связаны с именами своих основателей, начиная с Эрмитажа и Русского музея, появившихся благодаря богатым императорским коллекциям живописи, и заканчивая ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереей, созданным на основе частных коллекций. Невероятно, но факт: основать музей в России можно и сегодня, а все, что для этого потребуется, это кропотливый труд, долгие годы усердного коллекционирования и бескрайняя преданность любимому делу. Об одном удивительном частном музее и его основателе и пойдет речь в сегодняшней статье.
Во время своих поездок по малым городом России я стараюсь обязательно выкроить немного времени для посещения местных музеев. Зачастую мой выбор ожидаемо падает на краеведческие музеи: они почти всегда расположены в самом центре города, в каком-нибудь старинном здании, билеты обычно стоят совсем недорого, а экспозиция дает максимально полное впечатление об истории и культуре города и всего региона. Вот и в ходе подготовки к поездке в город Енисейск, что в Красноярском крае, я тоже запланировал посетить главный городской музей, в данном случае историко-архитектурный, отметив его на карте. Сам город совсем небольшой, а его исторический центр и того меньше, все достопримечательности в пешей доступности. Но, отметив на карте все из них и составив примерный пешеходный маршрут, я вдруг заметил на дальней городской окраине, минутах в 15 ходьбы от центра, Музей рубанка. И заодно на всякий случай отметил и его тоже.
Увы, но на осмотр Енисейска у меня было не так много времени: перемещаться по городу приходилось в быстром темпе, не особо заглядываясь на достопримечательности. Но когда примерно половина из них уже была осмотрена, я обратил внимание на отметку на карте напротив Музея рубанка и после недолгих сомнений решил прогуляться и до него тоже. Помню, шел и думал: 15 минут идти до музея, еще 15 обратно, там тоже походить, посмотреть надо, а через три часа уже в Красноярск автобус... Даже на полпути думал, а не повернуть ли обратно. Но, к счастью, не повернул. Исторические здания Енисейска довольно быстро остались позади, а город начал напоминать скорее село, где на проселочных дорогах даже не лежал асфальт. Но на одной из них он внезапно вновь возник, а вскоре передо мной появился и сам музей, деревянные ворота которого украшены декоративным резным рубанком.
Сказать, что, войдя внутрь, испытываешь шок, значит не сказать ничего. Уместно было предположить, что в музее представлены 100 или 200 рубанков, от силы три-четыре сотни. Вот только здесь их свыше 1500(!), и главное, нет двух одинаковых. Полки в несколько ярусов, вплотную заставленные рубанками разных форм, видов и предназначения, тянутся вдоль двух музейных залов и производят поистине неизгладимое впечатление. Не каждый коллекционер собирает в таком количестве монеты или марки... А здесь настоящие рубанки! Исправные, рабочие и приведенные в порядок.
Признаюсь честно, сам я бесконечно далек от плотницкого или столярного мастерства и связанных с ними рабочих инструментов. А рубанок, кажется, так и вовсе последний раз держал в руках на школьных уроках труда. Да и в целом, для чего в наше время данный инструмент может понадобиться городскому жителю, не имеющему дачи? Отчасти с этим и были связаны мои сомнения относительно того, стоит ли тратить время на поход в музей. Впрочем, рассматривая богатую экспозицию и едва не раскрывая рот от изумления, оставалось лишь порадоваться, что я все же им не поддался.
В моем обывательском представлении рубанок – это простейший инструмент для выравнивания деревянной поверхности путем строгания. Честно говоря, я и представить не мог, что существует так много всевозможных видов рубанков, различающихся по своим функциям и тому, какую форму они придают поверхности деревянных деталей. Как следствие, у каждого вида рубанков есть еще и свое название: фуганок, полуфуганок, зензубель, шерхебель, галтель, шпунтубель, федергобель... К слову, многие названия, как нетрудно заметить, имеют немецкое происхождение, ведь считается, что столярные инструменты из Европы в Россию привез Петр I.
Рискну предположить, что среди уважаемых читателей даже те, кто не понаслышке знаком с плотницким делом, вполне вероятно, не в курсе столь огромного разнообразия рубанков. А о том, чтобы увидеть такое количество рубанков, собранных в одном месте, не приходится и говорить. Второго такого попросту нет. Музей рубанка был и остается единственным на всю Россию, хотя в нашей стране есть другие музеи столярных инструментов, в том числе и старинных, экспозиция которых среди прочего включает в себя и собрание рубанков.
В это трудно поверить, но Музей рубанка обязан своим появление одному-единственному человеку, жителю Енисейска – Виталию Алексеевичу Ислентьеву. Свою коллекцию он начал собирать относительно недавно, в 2008 году, случайно обнаружив в сарае коробку со столярными инструментами отца, среди которых нашлось место и десятку стареньких рубанков. Однако, данная находка настолько приглянулась Виталию Алексеевичу и вызвала интерес к дальнейшему пополнению тогда еще скромного семейного собрания рубанков, что в последующие годы он начал активно приобретать рубанки по всему Красноярскому краю, в других регионах России и даже из-за рубежа, собственноручно их реставрировать и приводить в надлежащий вид.
Коллекция быстро пополнялась: в интернете и сейчас можно найти старые статьи о музее, где говорится о том, что количество здешних уникальных экспонатов превысило 500, 1000 и 1300 штук. На сегодняшний же день их общее количество равняется примерно 1500 экземпляров и продолжает расти. Многие люди безвозмездно приносят или присылают Виталию Алексеевичу свои рубанки, однако, по его словам, намного чаще пытаются выручить за них деньги. «Бывает, увидишь у кого-нибудь бесполезный сломанный рубанок валяется, – рассказывает основатель музея, – а как спросишь, можно ли взять, сразу нужен оказывается, и начинают денег просить». В итоге, по словам Виталия Алексеевича, начав собирать свою коллекцию, он использовал «все возможные способы [законные, разумеется] приобретения рубанков».
Мне повезло: субботним утром я был единственным посетителем в музее, прямо передо мной закончили осмотр двое других индивидуальных туристов, а вскоре после ожидался приезд туристической группы, так что все свое внимание Виталий Алексеевич уделил мне. С большим энтузиазмом он рассказывал о своей коллекции, время от времени останавливаясь на отдельных экспонатах и даже показывая их в действии. Я поначалу пару раз сфотографировал незаметно, но затем попросил разрешения и уже делал фотографии в открытую, и даже уговорил коллекционера попозировать мне, пообещав прислать ссылку на статью после ее публикации.
Уж не знаю, существует ли какие-либо редкие виды рубанков, не представленные в музейной коллекции, но и от тех многочисленных разновидностей, являющихся ее частью, буквально голова идет кругом. Есть здесь и самодельные инструменты, и выпускавшиеся в промышленных масштабах, и старинные экспонаты XVIII века, чудом дошедшие до наших дней, и раритеты с клеймами и знаками качества различных стран, заводов и артелей, и совсем крошечные рубанки, помещающиеся на ладони, и крупные инструменты длиной почти что в полтора метра.
Особое восхищение вызывает то, как Виталий Алексеевич во время своего рассказа для того, чтобы проиллюстрировать тот или иной факт, подходит к нужному стеллажу и моментально находит нужный рубанок, запрятанный среди десятков и сотен других. Редкий музейный гид-экскурсовод [если вообще] сможет столь же уверенно ориентироваться среди тысяч представленных экспонатов. Вот что значит собственноручно собрать коллекцию и по-настоящему вложить в нее душу.
А ведь мало просто собрать, нужно еще привести все рубанки в достойный вид (как минимум достойный для демонстрации широкой публике), отсортировать инструменты по видам, размерам и другим параметрам, разместить их в рамках экспозиции в подходящем для этого помещении, в конце концов ухаживать за музеем и проводить в нем экскурсии. Совершенно очевидно, что все это весьма и весьма непросто, а уж для человека почтенного возраста – особенно. Вот и Виталий Алексеевич, вспоминая времена наиболее активного пополнения музейной коллекции, рассказывает, что пять лет буквально не разгибался, стоя за станком, реставрируя многочисленные рубанки и едва успевая заказывать новые.
Но, по словам мастера, однажды задавшись целью, он твердо решил довести дело до победного конца, не просто сделав небольшой частный музейчик, а собрав крупнейшую в России и мире коллекцию рубанков и основав единственный в своем виде, уникальный музей, посвященный этому инструменту. При этом, будучи весьма скромным человеком, Виталий Алексеевич часто начинает свои истории со слов «Не хочу хвастаться»... Но хвастаться и не нужно, достаточно просто констатировать факты, а они в данном случае неоспоримы: Музей рубанка удостоен диплома Книги рекордов России и международного сертификата Книги рекордов Гиннесса за самую большую в мире коллекцию рубанков. Причем процесс получения второго, как оказалось, предельно забюрократизирован и в итоге занял более полутора лет.
Но в данном случае как нельзя лучше подходит фраза о том, что дело мастера боится. Коллекции и музею быть! И вот уже более десяти лет Музей рубанка является одной из главных достопримечательностей Енисейска, даром что находится на некотором отдалении от исторического центра города, а еще входит во многие официальные путеводители по Енисейску, Красноярскому краю и даже всей Сибири. В музей регулярно привозят туристические группы, в том числе и прибывающие в город на теплоходе, и в этом случае сильно ограничивают по времени экскурсии Виталия Алексеевича. А как тут перескажешь за 10 минут историю не только самого рубанка, но и полуторатысячной коллекции, собранной в музее?
Я и сам, каюсь, буквально с порога заявил, что у меня в распоряжении есть около 10-15 минут, но так увлекся темой рубанков, что провел здесь почти 40, не успев в итоге заглянуть в историко-архитектурный музей города (остался на следующий раз). Но и этого времени, кажется, недостаточно для обстоятельного осмотра и изучения темы рубанков. Что ж, если мне посчастливится вновь оказаться в Енисейске, с радостью загляну и сюда тоже.
Ведь каждый рубанок по заверениям коллекционера уникален. Оно и понятно: в большинстве своем российские мастера делали рубанки для себя сами. Отсюда и утверждение о том, что двух одинаковых рубанков в музее нет. Промышленный инструмент начал поступать в нашу страну лишь в XVIII веке через открытое Петром окно в Европу. Впрочем, уже вскоре последовал ответ от наших фабрикантов, основавших несколько артелей по производству рубанков. Одна из них принадлежала русскому промышленнику Шитову, наладившему массовый выпуск инструментов, о чем напоминает клеймо на рубанке на фото выше.
Есть в коллекции Виталия Алексеевича и два рубанка с выгравированными на них датами производства, обе – конец XIX века. Мне, как человеку, потратившему уйму времени на то, чтобы найти и сфотографировать более сотни зданий Москвы, на фасадах которых можно найти даты их строительства, увидеть такое было особенно интересно.
На фото ниже – уникальный экземпляр, выполненный из черного железного дерева, или свинцовой древесины. Место производства впечатляет особенно: Южная Африка.
А вот так в своем первоначальном виде выглядят вновь прибывшие инструменты, еще только готовящиеся стать будущими музейными экспонатами. Хлипкие, наполовину сгнившие деревяшки, болтающиеся на стареньких заклепках. Восстановить такой инструмент, вновь сделать его рабочим и достойным быть продемонстрированным широкой публике – большой труд.
А на фото ниже в руках Виталия Алексеевича топор, главный и едва ли не единственный столярный инструмент, широко распространенный в России до Петра I. Топор, правда, не обычный, а наточенный до такой степени остроты, что без проблем перерезает тонкий лист бумаги, словно лезвие.
Полагаю, у уважаемых читателей может сложиться впечатление, что мои отзывы о Музее рубанка и деятельности Виталия Алексеевича излишне восторженные. На это я могу ответить следующее: просто попробуйте найти на просторах интернета какие-либо другие. Ну, или не пробуйте и поверьте на слово: их попросту нет. Музей никого не оставляет равнодушным и дарит исключительно положительные, добрые впечатления абсолютно всем посетителям, вне зависимости от степени их погружения в тему плотницких и столярных инструментов. Просто место здесь очень светлое, вобравшее в себя созидательную атмосферу и энергетику тысяч рук, прежде использовавших в работе рубанки, ныне ставшие музейными экспонатами.
Уже в завершение экскурсии Виталий Алексеевич демонстрирует еще несколько ретро-экспонатов, никак не связанных с рубанками, но тоже очень душевных и ностальгических, от пластинок, одну из которых мы даже послушали, до баянов, пианино и авторской мебели из дерева.
Уже на прощание Виталий Алексеевич провел меня по большому залу с деревянной мебелью и всевозможной деревенской утварью, который он построил на месте бывшего двора перед домом. Здесь тоже собрано и приведено в порядок большой количество удивительных артефактов.
На фото ниже – сам Виталий Алексеевич Ислентьев, коллекционер, основатель, гид-экскурсовод и бессменный руководитель первого и единственного в России и мире Музее рубанка.
Ну, а последним увиденным мной экспонатом стала карта мира, на которую нанесены два типа флажков: синие – на месте тех стран и регионов России, откуда в Музей рубанка приезжали туристы, и красные – на месте стран и регионов, где были произведены собранные в музее рубанки. Самый большой красный флажок, разумеется, закреплен на месте Енисейска, старинного сибирского города, где помимо множества исторических достопримечательностей есть и как минимум одна новая, но, несомненно, заслуживающая внимания – Музей рубанка.
На этом наша виртуальная экскурсия по енисейскому Музею рубанка подошла к завершению. И в этом месте можно было бы порекомендовать всем тем, кто отправится в Енисейск, при случае заглянуть и в данный музей, чтобы своими глазами увидеть его обширную экспозицию. Однако, вместе этого я от души рекомендую всем, вне зависимости от возраста и сферы ваших интересов, отправиться в Енисейск как минимум ради удивительного Музей рубанка. Ничего подобного лично я не видел ни в одном другом из более чем 300 посещенных городов России. Впрочем, и сам Енисейск чрезвычайно хорош (отдельная статья о городе еще впереди). Виталию Алексеевичу я передаю большой привет и желаю крепкого здоровья и всяческого процветания ему и его детищу – замечательному Музею рубанка!
UPD. Я отправил ссылку на статью Виталию Алексеевичу и уже получил ответ от него. С радостью и даже гордостью публикую его: «Спасибо, Максим! Статья понравилась! Про музей было снято и написано много фильмов и статей. Вашу я бы поставил в один ряд из лучших. Спасибо!»
И на этом о Музее рубанка в Енисейске на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, вам было интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.