Найти в Дзене

"Пушка", конфликт с Израилем и перекрашенная корова! Эпоха фильма "Мимино".

Мастерство художника - в очевидных вещах замаскировать дух времени. Погрузить зрителя не только в историю героев, но в целую эпоху страны. Мне всегда хотелось заглянуть за кадр, увидеть, как же так создать то, от чего глаз не отведешь. В детстве, я думала, что это необыкновенно романтично. Когда столкнулась с киномиром, поняла, какой титанический труд стоит за каждым кадром. Сколько пота, крови и слез пролито до того, как зритель увидит легкую, непринужденную комедию. Надеюсь, сюжет фильма "Мимино" не стоит пересказывать. Те, кто его не знает, посмотрите! Получите массу удовольствия не смотря на то, что возраст киношедевра уже близится к 50. Такие фильмы, как Шекспир, интересны всегда. А вот поговорить "за нюансы съемок", как говорят в Одессе, - это я с удовольствием. У Валико Мизандари, главного героя фильма, в селе, где он жил, был преданный друг Зарбазан. В переводе с грузинского - "Пушка". Для съемок из Москвы специально привезли парочку породных, ухоженных и послушных псов. Дан
Кадр из х/ф "Мимино" (реж. Г Данелия. 1978 г.)
Кадр из х/ф "Мимино" (реж. Г Данелия. 1978 г.)

Мастерство художника - в очевидных вещах замаскировать дух времени. Погрузить зрителя не только в историю героев, но в целую эпоху страны. Мне всегда хотелось заглянуть за кадр, увидеть, как же так создать то, от чего глаз не отведешь. В детстве, я думала, что это необыкновенно романтично. Когда столкнулась с киномиром, поняла, какой титанический труд стоит за каждым кадром. Сколько пота, крови и слез пролито до того, как зритель увидит легкую, непринужденную комедию.

Надеюсь, сюжет фильма "Мимино" не стоит пересказывать. Те, кто его не знает, посмотрите! Получите массу удовольствия не смотря на то, что возраст киношедевра уже близится к 50. Такие фильмы, как Шекспир, интересны всегда.

А вот поговорить "за нюансы съемок", как говорят в Одессе, - это я с удовольствием.

У Валико Мизандари, главного героя фильма, в селе, где он жил, был преданный друг Зарбазан. В переводе с грузинского - "Пушка". Для съемок из Москвы специально привезли парочку породных, ухоженных и послушных псов. Данелия оценил старания кинологов, но отказал хвостатым актерам. Требовалась лохматая дворняга. По дороге на съемки кто-то из группы заметил идущего по своим делам местного пса. Схватил его в охапку и притащил Данелии. Режиссер оценил претендента на друга Валико: одно ухо торчит, другое висит, лохматый, неухоженный и голодный. То, что надо. Зарбазан сразу же вписался в съемки. Кикабидзе достаточно было пару кусочков колбасы, чтобы подружиться с новым актером. Хвостатый беспрекословно исполнял все, что от него требовали. После съемок директор картины Валерий Гандрабура забрал собаку с собой в Москву, где пес и прожил остаток жизни. Вроде как прах пса похоронили на Мосфильме, в яблоневом саду.

Сложнее было с коровой. И не потому, что актриса не хотела сниматься. Она была весьма покладиста. Вначале заартачился летчик. Мол, без разрешения руководства, корову не повезу. Режиссеру пришлось пойти на хитрость и взять гордого пилота "на слабо". Данелия сказал: "Эх... Надо было летчика из Москвы брать. Тут ас нужен". В небесном извозчике взыграла грузинская гордая кровь. Он тут же приказал вести корову и готовить к полету. Кстати, живая корова, естественно, не полетела. В кадре - муляж. Когда с пилотом удалось договориться, вступил в свои права оператор. Эту корову нельзя снимать, она сливается с небом. Слишком светлая. Корову пришлось перекрасить в коричневый цвет. А уже после съемок парнокопытную актрису отказывалась забирать хозяйка, не признав в бурой красавице свою любимицу. Пришлось буренку отмывать всей съемочной группой.

Непросто проходили съемки эпизода, когда Валико Мизандари и Рубик Хачикян, "заливали горе" в ресторане гостиницы "Россия". Первый грустил о несостоявшейся любви с Ларисой Ивановной. Второй поддерживал друга. Съемки проходили ночью. Когда съемочная группа прибыла в ресторан, то обнаружилось, что там задержалась загулявшая группа товарищей из Армении. Увидев своего национального героя - Фрунзика Мкртчана, веселая компания усадила за свой стол всех героев фильма. Когда дело дошло до съемок, Кикабидце и Мкртчан уже были на кураже. И тут пошел спор: кто лучше танцует - грузин или армянин. Никто не хотел уступать. Мкртчян пообещал сесть на шпагат и ртом поднять платок с пола. Но при каждом дубле падал. Данелия не выдержал и попросил Кикабидзе уже перехватить этот несчастный платок, что Буба и сделал. Фрунзик поддержал импровизацию и сцена, наконец-то, была снята.

Кстати, помните, в фильме того же Данелия "Афоня" есть сцена на танцплощадке. Главный герой знакомиться с роковой Людмилой, чья фраза "это энергичный танец" улетела сразу же в народ (см. фото №4). Та же самая "Людмила" танцевала с героями Мкртчана и Кикабидзе в ресторане гостиницы "Россия" (актриса Татьяна Распутина).

Кадр из х/ф "Мимино" (реж. Г Данелия. 1978 г.)
Кадр из х/ф "Мимино" (реж. Г Данелия. 1978 г.)

Фильм Данелия "Мимино" готовили к показу на XIX московском международном кинофестивале в 1977 году. В картине есть эпизод, когда Валико в Германии пытается дозвониться до Телави. Но телефонистка ошибочно соединяет его с Тель-Авивом. По воле случая на том конце провода оказывается грузин-эмигрант из Кутаиси, когда-то перебравшийся в Израиль. Трогательную сцену тоски по родине худсовет приказал вырезать. В те времена у СССР были очень напряженные отношения с Израилем. И чиновники усмотрели в эпизоде политическую подоплеку, которая могла стать поводом для скандала или пересуд на ММКФ. Данелия всячески пытался оставить сцену в фильме, убеждая непреклонных "вершителей киносудеб" в том, что тут нет ничего политического. В итоге пришлось пойти на компромисс. Данелия договорился с худсоветом, что для международного фестиваля он сделает вариант без эпизода про Израиль, но в прокат сцена вернется в фильм. Все согласились. По кинослухам, после ММКФ Данелия различными хитростями заполучил эту единственную урезанную копию и уничтожил ее без возможности восстановить. На что только не пойдешь ради искусства.

Я бы долго еще могла писать про то, как создавался шедевр, но, боюсь, вы заскучаете.

"Мимино" - мой фильм на все времена. Я не переживала чувств главного героя. Тоска по родине обошла меня стороной. Но игра актеров, гений режиссера, потрясающая работа всей съемочной группы: от коровы до Кикабидзе, передали мне душу фильма настолько реалистично, что иногда мне кажется, что я и есть тот самый сокол, который хочет вернуться домой из долгой эмиграции.

Пишите, какие у вас любимые фильмы. Обсудим.