Если бы сегодня мы вдруг услышали, что компания EMI или SONY собрали собственный оркестр, то для нас это бы было если не удивительно, то, во всяком случае, странно. Но тогда, на заре 20го столетия, для звукозаписывающей компании иметь собственный, так сказать, домашний оркестр было вполне обычным делом. Таким весьма преуспевающим и прожившим долгую и славную жизнь был, основанный в 1925 году студией Victor, коллектив Orquesta Tipica Victor, конкурировавший с лэйблом Odeon Макса Глюксманна, который на тот момент уже имел подписанными эксклюзивные контракты со всеми звездами того времени: с Франсиско Канаро, с Роберто Фирпо и, конечно же, с Карлосом Гарделем.
Позже в конкурентную борьбу включились Orquesta Tipica Columbia и замечательный, но, увы, недолговечный Orquesta Tipica Brunswick.
Orquesta Tipica Victor или OTV записал за время своего существования 449 вещей, почти все в период до конца 1941 года. К этому времени идея домашних оркестров себя изжила. Этот коллектив не играл на танцплощадках или в ресторанах, не давал концертов, а только записывался. Состав его формировался из законтрактованных лэйблом артистов под управлением поставленного компанией руководителя. До своего отъезда в США в 1929 году с коллективом Франсиско Канаро этим руководителем был бандонеонист Луис Петручелли.
Ему на смену Victor нанял Адольфо Карабелли.
Любопытно то, что сей Карабелли тогда же собрал свой собственный оркестр, который тоже только записывался. Эти ребята играли джаз и танго - именно в таком порядке.
Эти коллективы состояли из одних и тех же людей, так что неудивительно, что обладали они сходным звучанием. Так RCA Victor имели в своем штате замечательного скрипача Эльвино Вардаро. Его легко узнаваемые интонации доминируют во вступлении классической композиции Alma.
А вот аранжировки несколько отличаются от тех, в каких играет OTV. Вот, к примеру, запись 1932 года композиции C.T.V.
Хотя даже записывающие компании путались кто есть кто. Так на CD OTV "RCA Victor 100 Años" (матрицы которого были впоследствии уничтожены звукозаписывающей компанией) BMG по ошибке тиснула композицию Rodriguez Peña Карабелли.
OTV записывали музыку гораздо дольше, чем Карабелли, и репертуар их гораздо шире. Поэтому не стоит удивляться, что записи OTV во сто крат разнообразнее.
Совершенно в иной манере звучит композиция 1929 года Vieja Calesita. Она фокусирует слушателя на бите и была одной из наиболее часто используемой парой милонгерос Родольфо и Марией Сьери во время их выступлений с номерами канженге.
В 1935 году деятельность OTV приостановилась. Тогда они ограничились лишь двумя записями.
Эстафетную палочку по руководству оркестром в то время Victor передали Федерико Скортикати, который оставался у руля почти до самого 1941 года, когда коллектив делал свои последние, казалось бы, записи. К тому времени танго-оркестры расплодились настолько, что нужда в содержании домашних оркестров у звукозаписывающих компаний просто отпала.
И все же в период 1943-1944 гг. оркестр под управлением пианиста Марио Маурано исполняет свой финальный аккорд - записывает 18 треков.
Сириако Ортис
Начиная с 1931 года бандонеонист Сириако Ортис, игравший в составе оркестра с самого его основания, записал 34 композиции с домашним оркестром компании Victor под названием Orquesta Tipica Los Provincianos. Большинство этих записей датируются периодом 1931-1934 гг. Однако Сириако Ортис никогда не был руководителем OTV.
В это время оркестром все еще управлял Карабелли и коллектив продолжал штамповать записи под собственным именем. И тут встает вопрос на 50000 убитых енотов: был ли этот оркестр клоном OTV? Ответ - да. Однако, если сравнивать их записи то выходит любопытная штука: треки Los Provincianos зачастую звучат изощреннее. Или, если хотите, они лучше. И думается, что Ортис вынуждал Карабелли поднимать ставки.
Пример? Дерзкая аранжировка El distinguido cindadano. Эта запись 1932 года - того же самого года, что и прослушанной ранее записи Карабелли. Почти в самом начале мелодии Ортис исполняет сольную вариацию на бандонеоне, и когда в дело вступают остальные инструменты, скрипка (это никто иной, как Эльвино Вардаро) перехватывает внимание слушателя, вплетая пассажное кружево на фоне грохочущего контрабаса и фортепианных басов, вызывающих ощущение присутствия малого барабана.
Определенно ощущается внутренний трепет Вардаро, исполняющего эту аранжировку, использующую полное преимущество того факта, что оркестру нет нужды оглядываться на танцующую публику. Хотя, по существу, композиция являет собой прекрасный образчик танцевальной музыки, а вставка сольной партии бандонеона лишь чуть более затянута и лишь на краткий миг нарушает комфорт танцоров.
Бандонеон Ортиса еще лучше слышен в трио, которое он собрал вместе с гитаристами Андресом Менедесом и Висенте Спина (автором классического вальса Tu olvido). В записях этого трио легко различимы уникальные интонации и фразировка. Сириако не был портеньо, а родился в одной из деревень провинции Кордова, и в его игре чувствуются сельские мотивы.
В частности, скорбное настроение вальса Soledad (собственное сочинение Сириако) напоминает манеру, в какой Атауальпа Юпанки вызывает образы необъятности и тишины Аргентинской пампы. Записи трио чувственны и нежны и в высшей степени танцевабельны.
По материалам книги Michael Lavocah "Tango Stories: Musical Secrets"
Уроки танго и милонги по средам и субботам в г. Алматы:
тел. +7 777 024 3846
мы в instagram - уроки танго в г. Алматы
мы в instagram - милонги в г. Алматы