Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Гибель путейского инженера, подзабытый композитор, поражение барда Городницкого и другие истории дом №5 по Петровскому бульвару

Про дом №5 по Петровскому бульвару пишут- Городская усадьба Ренквист- Глиер. - Какая же это усадьба? – скажет читатель. Глядя на этот двухэтажный домик. Зажатый в тесном ряду своих собратьев. Усадьба может и была. Но давно. И чья- никто уже не помнит. Этот дом построил в 1846 году некий Н.С.Цыганов. - Моряк, наверное – скажет читатель. Увидев окно- иллюминатор. Нет. Портной. Дом при портном тогда поуже был. Проходы были между домами. Слева и справа. Последующие владельцы этот недочет исправили. В 1899 году владение переходит к последним хозяевам – семье Ренквистов. Роберт Олафович (или Роман Алексеевич)- путейский инженер. Из обрусевших шведов. Профессия помотала его по стране. Десять лет на Кавказе дороги строил. Параллельно, потихоньку бизнесом занимался. Чугуноплавильном заводик приобрел. Кто был основным заказчиком его изделий? Правильно. Закавказская железная дорога. Наконец, в Москву назначение получил. На неплохую должность. Как вспоминала его внучка, «Роберт Олафович мог в

Про дом №5 по Петровскому бульвару пишут- Городская усадьба Ренквист- Глиер.

- Какая же это усадьба? – скажет читатель. Глядя на этот двухэтажный домик. Зажатый в тесном ряду своих собратьев.

Усадьба может и была. Но давно. И чья- никто уже не помнит.

Этот дом построил в 1846 году некий Н.С.Цыганов.

- Моряк, наверное – скажет читатель. Увидев окно- иллюминатор.

-2

Нет. Портной.

Дом при портном тогда поуже был. Проходы были между домами. Слева и справа. Последующие владельцы этот недочет исправили.

В 1899 году владение переходит к последним хозяевам – семье Ренквистов.

Роберт Олафович (или Роман Алексеевич)- путейский инженер. Из обрусевших шведов.

Профессия помотала его по стране. Десять лет на Кавказе дороги строил. Параллельно, потихоньку бизнесом занимался. Чугуноплавильном заводик приобрел. Кто был основным заказчиком его изделий? Правильно. Закавказская железная дорога.

Наконец, в Москву назначение получил. На неплохую должность.

Как вспоминала его внучка, «Роберт Олафович мог в любой момент заказать свой вагон и прицепить его к любому отходящему поезду».

Вот тогда и поселились Ренквисты в этом доме.

В апреле 1904 года супруги выдают замуж старшую дочь Марию. За начинающего- 29 лет-, но уже достаточно известного композитора Глиэра.

Рейнгольд Морицович был из «понаехавших». Киевлянин. Поэтому жил примаком. У тестя с тещей. Но не в главном доме. А в доме во дворе. Сейчас это строение 2. Некоторые считают, что его уже Ренквисты построили.

Тесть- Роберт Олафович- через пару лет помер. Сгинул в сибирской тайге.

Что понесло зажиточного менеджера от сытой жизни в Москве в таежные дебри?

После катастрофы в русско- японской войне решили. Надо срочно транссибирскую магистраль до океана дотянуть.

Посулами или в приказном порядке направили и немолодого уже г-на Ренквиста. Мол, надо Родине послужить.

Напрасно г-жа Ренквист писала письма дочери в Берлин. С отчаянным зовом о помощи погибающему в тайге отцу.

Не повод для молодых прерывать свадебное турне.

В 1913 году Глиер увез семью на свою малую родину. В Киев.

В Москве Рейнгольд Морицевич преподавал в училище сестер Гнесиных. Частными уроками перебивался. А в нынешней столице незалежной должность директора консерватории предложили.

После революции, в 1920 году, Глиэры возвращаются в Москву. На Петровский бульвар. Теперь уже в главный дом. На втором этаже. С окнами на бульвар.

При новой власти сразу получает должность профессора московской консерватории.

Активно в общественную жизнь включился. Был заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудником музыкального отдела Наркомпроса, членом этнографической секции Пролеткульта.

Неудивительно, что даровитый композитор с активной жизненной позицией стал председателем Союза советских композиторов.

Естественно, председатель Союза композиторов одним из первых получил ордер на новую квартиру в построенном в 1938 году «композиторском» доме на нынешней улице Чаянова.

Детишки остались жить по старому адресу. Что им делать в «доме композиторов»? Рейнгольд Морицевич не только не поощрял, но даже запрещал своим детям музыкой заниматься.

Потомки композитора продолжали жить в прадедовской усадьбе еще до 1970-х годов.

В одной из статей в Дзене прочитал. Мол, «Сегодня в бывшей квартире Р.Л. Глиэра на Петровском бул., 5, стр.1 размещается мемориальный музей его имени». И одна из внучек- его смотрительница.

Никаких табличек о музее на фасаде не обнаружил. Других подтверждений этой информации- тоже.

Хотя заслужил. Плодовитый композитор. 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 поэмы, концерт для голоса и 4 инструментальных концерта.

В свое время, на всех кремлевских концертах главные номера- танец с саблями из «Гаяне» Хачатуряна и «Яблочко» из «Красного мака» Глиэра.

Тот же «Красный мак» за первые четыре года со дня премьеры балет был показан на сцене Большого театра более трехсот раз. Куда там Чайковскому. С его «Лебединым озером».

Сейчас Глиэр подзабыт.

Хотя жители северной столицы каждый день его музыку слушают. Так же как и пассажиры «Красной стрелы».

Для тех, кто не бывал в культурной столице, напомню. Гимн Санкт- Петербурга- на музыку Глиэра. Из балета «Медный всадник».

А вот кто автор слов- даже в Питере не знают.

Первый текст принадлежал Александру Городницкому. Тогда еще не доктору наук и знаменитому на всю страну барду. В 1953 году.

В 2000-х объявили конкурс на новый текст. Мол, старый- хороший. Но надо, чтобы без Ленина и революций.

В конкурсе принял участие и Александр Моисеевич. Уже доктор наук и знаменитый на всю страну бард. Но потерпел поражение. Видимо, не достаточно хорошо Ленина и революцию убрал. Один балл проиграл. Олегу Чупрову.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь