Русская философия все последовательней и устойчивей обретает особое измерение для размышления: Войну и Мир. Я не оговорился, и сказал то, что хотел сказать: измерение. Не предмет размышления, который всегда далек от исследователя, отделен от него незримой стеной бытия. Не свойство или функция философии, которая всегда абстрактна, вещественно не ощутима, игриво абстрактна. А именно измерение. Это пространство-время где предмет исследования не отделен от исследователя, это функция одевающаяся в плоть бытия, это философия, которая не "трындит" и "играет в бисер", а живет осознает саму себя, если говорить языком Г. Гегеля.
Вот уже в третий раз в Донецке проходит конференция: "Философия на линии фронта".
Вот уже в третий раз философы собираются в нескольких десятках километров от бушующего смерча боевых столкновений и созидают Русский мир. Нет числа трудностям, которые становятся на пути организаторов, не счесть технических препятствий, которые они мужественно преодолевают. Но... кто сказал, что русским быть легко? Кто такой наивный, кто думает, что русская философия это легкая ноша и сладкая судьба?
И, многие, особенно те кто считают себя "крутыми" философами ибо сидят они на руководящих постах в очень высоких столичных кабинетах разнообразных научных учреждений, увешанные званиями почетных, заслуженных и действительных, говорят: "Да какая там философия войны и мира, о чем вы скудоумные? Вот философия Лакана это дело, вот философия Дерриды - это вещьЧ. Заглохните уже суетливые и не мешайте нам самым-самым философам сидящим высоко-высоко думать о вечном, об абстрактном о сугубо европейском, а не об этой вашей СВО" - так говорят они.
Так ли это? Вот открываем интернет и смотрим шевроны, эти голоса бойцов. Смотрим, что они носят. С чем идут в бой. И оказывается, что один из самых популярных шевронов по сути своей - тема серьезной докторской диссертации по философии.
Оригинальная фраза в начале двадцатого века звучала так: "Быть воином — жить вечно".
Автор слогана - великий русский поэт, философ, путешественник, офицер и не много разведчик - Николай Гумилев.
И вот спустя сто лет фраза интеллектуала-поэта появляется в тысячах форматах на шевронах наших бойцов. Тянется боец к сакральным смыслам вечности: жизни и смерти, пытается осознать кто он есть такой в Мире. Что это как не тяга к русским смыслам, русской поэзии, русской философии? Нет, не правы солидные дяди и сверхсерьезные тети философского чиновничьего бомонда. СВО есть дело философское. Сильно они ошибаются. И доказывают это не только голоса из нашего прошлого или символы на шевронах, а современные студенты, рядовые доценты, обычные профессора, самые, что ни на есть настоящие замполиты с философским огнем в опаленных войной глазах, которые едут раз за разом в Донецк, чтобы доказать свою философскую правду.
В сборнике, который мы презентуем. Составители так подошли к вопросу, зачем сейчас нужна такая конференция и такие сборники докладов
Специальная Военная Операция на Украине явилась событием исторического масштаба, которое предстоит осмыслить в будущем, после достижения ее окончательных целей (т.е. после освобождения территории Новороссии, демилитаризации и денацификации Украины). Однако споры о историческом и геополитическом значении СВО уже идут, и предлагаются самые разные ее интерпретации, начиная со «столкновения цивилизаций» в духе С. Хантингтона и завершая концепциями Священной Войны Освобождения и Великого русского исправления имён, предложенными отечественными философами. Вопрос о философской интерпретации СВО на данном историческом этапе ее проведения чрезвычайно важен, поскольку от того, какая именно из интерпретаций СВО возобладает, зависят стратегии поведения России на освобожденных территориях, и ее стратегии по отношению к Украине как государственному образованию, и по отношению к коллективному Западу, а также по отношению к не-западному миру. Таким образом, вопрос о философской интерпретации СВО имеет огромное практическое значение. Поэтому уже сейчас крайне важно его правильно поставить и начать философскую работу, которая позволит определить историческое, геополитическое значение, нравственный статус и метафизический смысл нашей Специальной Военной Операции.
В сборнике свыше тридцати докладов. В одной статье нет места, да и нужды анализировать каждый из них. Ведь можно скачать сам сборник и получить о нем самостоятельное мнение. Ниже приведу оглавление сборника.
Согласитесь, спектр затрагиваемых вопросов - впечатляет. Особенно отрадно, что это спокойные, вдумчивые тексты. Без экзальтации полу-истеричных ура-патриотов говорящих исключительно лозунгами. В этом сборнике вы не найдете приевшихся клише с заклинательными мантрами, какие все плохие, одни мы прекрасные. Нет, это ответственный и серьезный разговор о наших успехах и неудачах, о наших поражениях и заслугах. Это попытка выйти за пределы сиюминутной обыденности и посмотреть на проблему в культурной, антропологической, политической, социальной, искусствоведческой, психологической, военно-исторической динамиках. Собрать "в пучок" разнородность бытия, в единую линзу философской аналитики.
В сборнике затрагиваются архи-сложные философские вопросы, например, проблема времени и темпоральности СВО (Власкина Т.Ю. Южный научный центр РАН), поднимаются вопросы об идеологическом взаимодействии с нашими союзниками (Курбасова Д. А. студентка 4 курса Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). Продумываются новые, пока еще неуютно чувствующие в нашей философии термины, например, "ментальная война" (Конюхов И.А. курсант 2 курса факультета систем и средств связи РВСН Филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в г. Серпухове; Соловьева Л.Н. кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах). Много внимания уделяется проблемам борьбы с фашисткой идеологией при помощи философско-педагогических подходов (Кузнецов А.М. доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры культуры Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации). Актуализируется взаимосвязь между войной и историчностью как элементами бытия (Кода Н.В. Кандидат философских наук, преподаватель кафедры истории зарубежной философии Российского государственного гуманитарного университета).
Важным и сильным ходом этого сборника является финальная резолюция, составленная на основе философской аналитики и отлитая в чеканных формулировках открывающих путь для ее внедрения во всех элементах Русского мира.
Очень бы хотелось, чтобы каждый философ России прочитал эту резолюцию и выступил в печати с ее осмыслением: критикой или апологетикой - не важно. Что необходимо, так это осмысление факта смены времен, старая эпоха ушла в прошлое и нам дадено Господом жить в это время, которое мы должны сделать нашим, или окажемся в чужой, бесконечно далекой от нас эпохе. И первый шаг к осознанию данной реалии это осмысление философской подоплеки СВО, что в сконцентрированной и доступной форме сделали участник конференции Философия на линии фронта-2023.