Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» - история, любовь, гротеск

Если уж речь зашла о трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), то нелишне вспомнить его же дивный «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Историческая мелодрама с элементами грубоватого гротеска... Причём, этот гротеск был присущ изображаемой эпохе – и не только в России, но и в той же Франции. Тогда рушился былой мировой порядок, и новые игроки вступали в большую политику. И произведение Александра Пушкина, и фильм Александра Митты весьма далеки от исторической реальности – достаточно вспомнить, что супругой Ибрагима Ганнибала являлась вовсе не боярышня из фамилии Ртищевых. Пушкин создал о своём предке некую легенду, а сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид расцветили идею. Несмотря на то, что действительность была иной, фильм весьма точно обрисовывает начало XVIII века. Почва уходила из-под ног от ощущения пугающей новизны, а потому ассамблея на корабле с последующим «купанием» в невской воде – неслучайна. Общество жило единым днём, отрицая прошлое и пр

Если уж речь зашла о трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), то нелишне вспомнить его же дивный «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Историческая мелодрама с элементами грубоватого гротеска... Причём, этот гротеск был присущ изображаемой эпохе – и не только в России, но и в той же Франции.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). 7дней.ру.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). 7дней.ру.

Тогда рушился былой мировой порядок, и новые игроки вступали в большую политику. И произведение Александра Пушкина, и фильм Александра Митты весьма далеки от исторической реальности – достаточно вспомнить, что супругой Ибрагима Ганнибала являлась вовсе не боярышня из фамилии Ртищевых.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Пушкин создал о своём предке некую легенду, а сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид расцветили идею. Несмотря на то, что действительность была иной, фильм весьма точно обрисовывает начало XVIII века. Почва уходила из-под ног от ощущения пугающей новизны, а потому ассамблея на корабле с последующим «купанием» в невской воде – неслучайна.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Общество жило единым днём, отрицая прошлое и приоткрывая завесы будущего. Дома-времянки, стропила, ветер. Пётр в изображении Алексея Петренко просто идеален. Глаза горят, а руки – не для скуки. В СССР вообще идеализировали Петра, как романтизировал его сам Пушкин. Царь-плотник, считающий, что корабел выше аристократа – это ли не идеал?

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Пушкин извинял Петру все его дикие выходки и страшные казни; а в советской традиции именно Пётр считался «правильным» государем – жил скромно, был скор в деле, выдвигал умных, сильных, верных. Перед нами такой выдвиженец – Ганнибал, как поётся во вступительной песенке, сын африканского царя, когда-то взятый в плен и подаренный Петру Алексеевичу в качестве забавной игрушки.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Владимир Высоцкий в тёмном гриме, конечно, не становится похож на африканца, но это не мешает наслаждаться его игрой. Итак, начало! Франция эпохи регента Филиппа Орлеанского – это дикое и дивное безвременье, когда эра Людовика-Солнце ушла, а новая ещё не наступила. В салонах велись крамольные – даже атеистические беседы, а дамы предавались безудержному рaзврату.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Такую мадам-графиню мы и видим на экране – ей интересен Ганнибал, как экзотический любовник. Он - чернокож, но из России. Он - воин и он - учёный. Изощрённость всего и вся – вот синоним эпохи Регентства! Потом – дуэль с графом и – возвращение в Россию, где «всё было впервые и вновь». И строились корабли… В кадре высокое небо и – громадная верфь.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). 7дней.ру.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). 7дней.ру.

Прекрасна юная Ирина Мазуркевич в роли Наташи Ртищевой – нежность, очарование, трепетность. И – типаж Галантного века. Идеальная девушка должна быть похожа на фарфоровую статуэтку. Лёгкий румянец сквозь белизну. Полюбила ли Наташа арапа? Сложно сказать – там было движение души и обиженный вопрос: «Как это он отказался?»

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Скриншот.

Всё серьёзно? Да. Но с элементами фарса. Тому пример - комические красавцы в исполнении Семёна Морозова и Михаила Кокшенова! А каков там Иван Рыжов в образе именитого боярина, не выносящего новизну и при этом стремящегося угодить монарху. По факту было тяжёлое и жестокое время, но уже для Пушкина всё это было «приметой милой старины»...

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Кинопоиск.ру.

Фоновая музыка Альфреда Шнитке, изумительные кадры, слаженная игра всей актёрской группы - сразу видно, что было интересно вживаться в этот костюмно-галантный и меж тем - страшный мир. И, хотя, Ганнибал-реальный был далёк от того прекраснодушного господина, сыгранного Высоцким, всё же это - красивая сказка, а человечество не может без мифов о самом себе.

Zina KorZina (c)

  • Ещё фильмы с Владимиром Высоцким:
Владимир Высоцкий | ЭХ, ПРОКАЧУ! | Дзен
  • Фильмы Александра Митты:
  • Ну, и о Петре: