Найти в Дзене
Вера Ард

«Трасса»: «настоящий детектив» в окрестностях Минвод

С первой серии меня преследовал вопрос: а что так можно было? «Трасса» - один из самых обсуждаемых российских сериалов года стартует со сцены yбийства 13-летней девочкой ее родителей, после чего сама девочка пытается пoвecиться. Скажу как издающийся автор - сейчас редакторы к таким темам в книгах относятся очень настороженно. Как, впрочем, и к ряду других тем, которые затрагиваются в сериале впоследствии… Поэтому и была несколько удивлена, как много здесь моментов, подходящих под рейтинг “18+”. Однако ж, безусловно, все это очень затягивает. Первую серию начала смотреть в большей степени из профессионального интереса, чтобы увидеть, как детективно-триллерные сюжеты сейчас представлены в российском кино и сериалах, но я очень быстро втянулась) Заметки, конечно, делала, но все расставленные авторами крючки на мне как на зрителе сработали - закончив одну серию, мне тут же хотелось включить следующую (благо я начала смотреть, когда уже вышло больше половины сериала, догнала как раз к фина

С первой серии меня преследовал вопрос: а что так можно было? «Трасса» - один из самых обсуждаемых российских сериалов года стартует со сцены yбийства 13-летней девочкой ее родителей, после чего сама девочка пытается пoвecиться. Скажу как издающийся автор - сейчас редакторы к таким темам в книгах относятся очень настороженно. Как, впрочем, и к ряду других тем, которые затрагиваются в сериале впоследствии… Поэтому и была несколько удивлена, как много здесь моментов, подходящих под рейтинг “18+”. Однако ж, безусловно, все это очень затягивает. Первую серию начала смотреть в большей степени из профессионального интереса, чтобы увидеть, как детективно-триллерные сюжеты сейчас представлены в российском кино и сериалах, но я очень быстро втянулась) Заметки, конечно, делала, но все расставленные авторами крючки на мне как на зрителе сработали - закончив одну серию, мне тут же хотелось включить следующую (благо я начала смотреть, когда уже вышло больше половины сериала, догнала как раз к финалу).

Главная героиня истории питерская судья Светлана (Карина Разумовская) уже давно обещает своей приемной дочери Кире разузнать, кто ее родители, но все откладывает. Кира в день 18-летия сбегает от матери, садится на самолет и летит в Минеральные Воды, неподалеку от которых находится детдом, откуда ее удочерили. А ночью Светлана получает сообщение, где дочь в отчаянии шепчет, что ее похитили. Светлана летит за ней. Дело о похищении оказывается непосредственно связано с yбийством родителей девочкой-подростком, которое показали в первой сцене. Тайны прошлого, неидеальные персонажи, общественная проблематика - в принципе все уже где-то встречалось. Вайбы первого сезона Настоящего детектива (если отвлечься от персонажей, а поговорить про саму историю) здесь для меня очень ощутимы. Только здесь готика не американского, а русского юга) Очень болезненная тема о родителях и детях, о недопонимании и его последствиях здесь проходит красной строкой. Жалко здесь очень многих персонажей (не только самых беззащитных). И мне эта неидеальность очень нравится. Я и сама часто пишу на похожие темы - болезненные семейные отношения, провинциальная хтонь, персонажи со скелетами в шкафах, ну и загадки, загадки… 

В первой половине сериала загадок много: сюжетные повороты, динамика. Во второй мы уже более или менее понимаем, что произошло, вопрос остается один: кто. Думаю, с большой вероятностью вы к концу главзлодея вычислите, там останется уже слишком мало вариантов. Ряд поворотов для меня не стали сюрпризами (все-таки не раз мы уже подобное видели/читали). Но не менее интересно следить и за арками персонажей - кто из них откроется с какой стороны в первых сериях не так просто предсказать, и это внимание тоже очень держит. Актерские работы очень неплохие. Порадовали новые лица (особенно девочка, которая играла главную героиню в серии-флэшбеке). Приятно было видеть Анну Михалкову в очень узнаваемом образе следователя, которая разрывается между работой и детьми (которых после развода воспитывает в одиночестве) и Александра Ильина в роли крайне неоднозначного персонажа, про которого пол-сериала терзают сомнения - а не маньяк ли он). Антураж Кавминвод смотрится довольно свежо с его сочетанием буйной зелени с пышными когда-то, но сейчас обтрепанными советскими зданиями. Я прошлым летом как раз поездила по этому региону и с интересом обнаруживала на экране знакомые места. В целом, сериал выглядит очень качественно сделанным и продуманным.

Из минусов бы отметила несколько ну ооочень уж клишированных моментов. В духе: главный свидетель что-то рассказывает одному из центральных персонажей, потом этот персонаж едет ночью чтобы поделиться этой информацией, говоря “давай не по телефону”... Ну если вы смотрели хоть раз детективы, вы уже знаете, что с этим персонажем произойдет))) Там есть несколько таких заезженных поворотов, которые выбиваются из очень реалистичного стиля сериала (диалоги, образы здесь живые). И второй момент - есть вопросы к логике некоторых сюжетных линий (особенно про поведение главной героини в прошлом и историю преступников). Спойлерить не буду, но нестыковки есть. Однако общего впечатления это не портит. Как пишут в пособиях для сценаристов - иногда логикой можно пожертвовать в пользу динамики и интриги. В “Трассе” это работает.

В общем, если любите такие депрессивно-загадочные триллеры, определенно стоит обратить внимание на этот проект.

Если уже посмотрели “Трассу”, поделитесь впечатлениями в комментариях.