ВСЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... В нём каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
Сегодня мы мало того, что открываем второй сезон удлиненных кинопоказов в нашем уютном ретро-театре, так ещё вновь погрузимся в неповторимую атмосферу ушедшей навсегда вглубь времён советской Атлантиды, вернувшись в самую сердцевину прошлого столетия - туда, где "мама молодая и отец живой", где в очередной раз не так давно снова поменяли деньги и теперь на вполне себе полновесный рубль можно накупить ой сколько всего, туда, где суббота пока ещё рабочий день, а потому воскресенье - и правда "день чудесный". Добро пожаловать в 1963-й!
Куба - это замечательно, да, но вот в том же 1963-ем выявляется сильнейшее обострение между руководствами двух крупнейших социалистических держав – СССР и Китая. Довольно резко обозначившись после смерти Сталина и последующего курса Хрущёва по «десталинизации», недовольство друг другом постепенно разрасталось. Этому способствовали воинственность Мао, какое-то время откровенно призывавшего не опасаться третьей мировой в борьбе с мировым империализмом, и восстание в Тибете, приведшее к конфликту КНР с Индией. Встреча в Пекине 1959-го года только обнажила идеологические противоречия между лидерами, советская делегация покинула Пекин, так и сумев их разрешить. Ответный демарш Москвы по сближению с Дели позитива в отношениях не добавил, политика СССР была названа Мао Цзедуном «ревизионистской». Что-то ругательное... Весь 1963-й год Центральные Комитеты обеих партий пикируются посредством официальной прессы, обвиняя друг друга в отходе от коммунистических идеалов и курсов, состоявшиеся в Москве переговоры между делегаций (с советской стороны – М.А.Суслов, с китайской – генеральный секретарь ЦК КПК Дэн Сяопин) снова ни к чему не привели, под занавес 1963-го года газета «Жэньминь жибао» к открытую обвиняет СССР в тяжёлой экономической ситуации в КНР.
И всё же странная всё-таки это идеология – коммунизм! Диковато сейчас оценивать эту клоаку: дескать, у вас неправильная трактовка марксизма, судари, мы на вас обиделись, и отныне у нас разные песочницы! Это мы ещё Албанию тогдашнюю не помянули, из-за неё тоже в те годы немало копий было сломано.
В 1963-м году свой первый полет совершает ТУ-134, с 1967 г-го года это – один из самых массовых советских самолетов для авиалиний малой и средней протяжённости.
Последний рейс ТУ-134 в РФ состоялся в 2019-м году. По авторским воспоминаниям из семидесятых – тесновато. Впрочем, другой трудяга «Аэрофлота» - ТУ-154 тоже особым простором в салоне не отличался. Зато - своё, зато - родное!
В Ленинграде – праздник. Открыто сразу четыре (четыре, Карл!!) станции метро: «Петроградская», «Горьковская», «Невский проспект» и «Площадь мира». Проходящая прямо по центру мегаполиса новая ветка востребована ленинградцами на 100 процентов, прогулки по историческому центру для обитателей спальных окраин дело отныне вполне обыденное. В 70-х и 80-х ленинградская молодёжь называла крытый выход станции "Невский проспект" на канал Грибоедова "климатом". И встречи назначали - "на климате". Теперь это уже ушло... На 1963-й год в городе на Неве 19 станций. На сегодня их – 72. Да, мало... особенно если учесть, что и те с пугающей частотой стали закрываться на ремонт. Закономерный вопрос – отчего так? – задать некому, ответы руководства расплывчаты и уклончивы, сроки открытия новых станций сдвигаются всё дальше и дальше, подземка в Петербурге - таинственная «чёрная дыра», а не так давно один из вице-губернаторов и вовсе заявил, что не видит проблем со строительством метро. Как-то так...
Человек года по версии журнала Time — священник Мартин Лютер Кинг, произнесший в этом же году свою известнейшую антирасистскую речь «У меня есть мечта», или просто "Я мечтаю" - I have a dream, ставшую ярчайшим мемом столетия. В 1968-м году он будет смертельно ранен в Мемфисе из снайперской винтовки Джеймсом Эрлом Рэем, получившим 99 лет тюремного заключения. Некоторые полагают, что убийца одиночкой не был.
В 1963 году родились Квентин Тарантино, Гарри Каспаров и некоторый известный оппозиционный персонаж, которого теперь надо писать непременно со звёздочкой — Михаил Х*. Без этих людей, во многом определивших векторы развития нашего общества, согласитесь... как говорилось в старых русских романах, «всё было бы уже не то». Во французском Грассе в возрасте 47 лет скончалась знаменитая Эдит Пиаф: её здоровье было серьёзно подорвано физическими и эмоциональными нагрузками последних лет жизни вкупе с прогрессирующими склерозом и циррозом. Ну и — в ноябре 1963-го в Далласе застрелен президент Дж.Ф.К. Так себе годик, чего уж... Для интересующихся - то был год Черного Водяного Кролика, совсем недавно мы снова его пережили - в 2023-м.
Лидером советского кинопроката 1963-го года становится экранизация пьесы Вишневского «Оптимистическая трагедия». Прямо скажем, выбор неожиданный, и ведь в излишней идеологизированности зрителей не обвинишь: на что хотят – на то и идут. Но мы, пожалуй, не последуем их предпочтениям, хотя и фильм по-своему неплох, и актёры там прекрасные, а выберем мы нынче вот что...
Рассказы О. Генри кинематографичны сами по себе: просто бери и снимай. Юмор, емкие диалоги, осязаемые герои – готовый сценарий! Однако же, если вспомнить более поздние его экранизации – мы сейчас говорим о «Тресте, который лопнул» и «Королях и капусте», то признаемся: несмотря на звёздные актерские составы и прекрасную музыку, «что-то пошло не так». Ну... или не совсем так. Во всяком случае, вспомнить можно, но пересматривать – пожалуй, что и нет. Фильм Леонида Гайдая «Деловые люди», собравший в 1963-м году непозорные 23.1 млн. зрителей, «каши» первоисточника не испортил ни в коей мере.
Открывающая картину новелла «Дороги, которые мы выбираем», хоть и выдалась не очень-то смешной, была экранизирована аутентично и совершенно в духе американских вестернов, а некоторые фразы из неё «пошли в народ»:
- - Ты не поверишь, Боб, как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу.
- - Боливар не выдержит двоих.
Тем не менее, зритель сразу почувствовал, что это – нечто вроде увертюры перед настоящей комедией. Всё здорово, да, а вот сейчааааас...
Вторая новелла «Родственные души» эксцентрики (а именно эксцентрики – после «Самогонщиков» и «Пса Барбоса» ждала от Гайдая аудитория) тоже не явила, зато не обманула истинных ценителей прозы О. Генри. Вызывающий непроизвольную улыбку у любого Юрий Никулин и блестящий театральный актёр Ростислав Плятт выдали такую тонкую по воплощению фразеологическую дуэль, что смотреть «Родственные души» - истинное удовольствие не только для гурманов «вкусной» и «умной» прозы, но и для зрителей, скажем так, «попроще».
"— ...Ни черта в этой болезни доктора не понимают.
— И я так считаю. Я потратил тысячу долларов и всё впустую.
— У вас распухает?
— По утрам. А уж перед дождем — просто мочи нет.
— У меня то же самое. Стоит какому-нибудь паршивому облачку величиной с салфетку тронуться к нам из Флориды и я тут же чувствую его приближение. А если случится идти мимо театра, когда там идёт слезливая мелодрама, например, «Болотные туманы» — сырость так и впивается в плечо, что его начинает дергать, как зуб..."
Или же ещё...
"— ...Скажу вам прямо — дело наше дрянь.
— Вы правы.
— Одна только вещь помогает в жизни...
— Припарки из галаадского бальзама? Орех святого Игнатия?
— Хорошая выпивка!"
Ну – прелесть же... Не говорю уж о «моче молодого поросёнка».
Фильм тем временем пересекает свой временной экватор... и – вот она – та самая вишенка на торте: новелла «Вождь краснокожих»!
Пересказывать её – дело бессмысленное, всё одно, что подслушать детские восторги тридцатых после каких-нибудь «Весёлых ребят»: а тот ему каааак даст... э этот – рогами... а он – мы репетепетируем... Сказать, что 23 миллиона зрителей пришли в кинотеатр специально ради «Вождя краснокожих» - было бы крайней несправедливостью по отношению как к двум предыдущим новеллам, так и к очевидному замыслу Гайдая, заранее смоделировавшему график зрительского интереса в виде плавно вздымающейся кверху выпуклой кривой. Но – да, то, что выдают Вицин, Смирнов, сколь юный, столь и бесподобный Серёжа Тихонов, и даже эпизодический Милляр – это, чёрт побери, эксцентрика в высшем понимании этого слова!
- Сколько времени вы сможете его так держать?
— Силы у меня не те, что прежде, но за десять минут я вам ручаюсь.
— Прекрасно! Успеем добежать до канадской границы!..
...И довольный увиденным зритель движется из зала. Что сказать? Умно. Тонко. С чувством меры. Настоящий О. Генри! И – лучшая его экранизация в СССР. Любимый рассказ "РУССКАГО РЕЗОНЕРА" - «Справочник Гименея». Помните, там где двое золотоискателей, запертых на целую зиму в избушке, нашли две книжки, одна из которых – «старикашка Ха Эм», а другая – «Херкимеров справочник необходимых познаний»... Не удержусь, приведу феерическую цитату оттуда:
- - Я не знаю, какой звук издавало бы кислое молоко, падая с воздушного шара на дно жестяной кастрюльки, но, мне кажется, это было бы небесной музыкой по сравнению с бульканьем жиденькой струйки дохлых мыслишек, истекающих из ваших разговорных органов. Полупрожеванные звуки, которые вы ежедневно издаете, напоминают мне коровью жвачку с той только разницей, что корова - особа воспитанная и оставляет свое при себе, а вы нет.
... Так вот, экранизировать свою «прелесть» после «Деловых людей» я доверил бы только одному режиссёру, и его фамилия начиналась бы на «Га»... хотя никакой эксцентрики в рассказе нет вовсе, а есть только словесная фантасмагория! Впрочем, того режиссера давно уже нет, как нет и доверия ни к одному из новейших... эксцентриков - вроде Андреасяна.
Сегодня «Деловых людей» молодёжь не знает вовсе, а помнит только поколение «за пятьдесят». Но – точно помнят! И, хотя поклонники творчества Гайдая почему-то упорно и с некоторой стыдливостью кладут фильм куда-то «на антресоли», думается, такой подход не вполне справедлив: комедия-то – хороша, право! И пусть ей уже больше шестидесяти, она – как хорошее вино – становится от этого только ценнее и прирастает дополнительным «букетом».
Наш сеанс завершается, зажигается в зале свет... И с 1963-м время прощаться. Чем бы заключить его? Пожалуй, вот чем... Мой любимец Кирилл Лавров с чудесной песней Андрея Петрова 1963 года "Голубые города"! Что-то есть в его исполнении родное... бесхитростное... Только он так умел! И сколько их - безбородых, бородатых, да просто романтиков 60-х - уехали в тайгу за романтикой после нехитрых слов "... снятся людям иногда голубые города у которых названья нет..."
В следующий раз абонемент в "Кинотеатр повторного фильма" "Романтика" ждёт нас в феврале. И я понятия покамест не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE