Невры — это древний народ, который жил в Восточной Европе на территории, граничащей с северной частью Скифии. Впервые о них упоминается в трудах Геродота, жившего в V веке до нашей эры. В своей «Истории» он подробно описал этот народ.
Согласно Геродоту, невры жили по скифским традициям. Возможно, у них была монархическая форма правления. По крайней мере, Геродот упоминает о встрече царей соседних племён, включая невров, во время похода Дария I.
Широко известен фрагмент «Скифского логоса», посвящённый оборотничеству невров:
«Эти люди, по-видимому, колдуны. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. Рассказывая это, они меня не убеждают, но они тем не менее рассказывают и, рассказывая, клянутся».
Источник: Геродот. История. IV, 105
С Геродотом соглашается и Помпоний Мела. Он писал: «Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид».
Переселение из-за змей
В своем описании ранних событий истории невров Геродот обращается к периоду, который предшествовал походу Дария I на скифов, произошедшему в 513 году до нашей эры.
Геродот подробно описывает территорию, на которой жили невры, располагавшуюся в верховьях реки Гипанис. Он также упоминает, что невры были вынуждены переселиться к будинам из-за змей, которые их беспокоили:
«…За одно поколение до похода Дария они совсем покинули свою страну из-за змей. Дело в том, что много змей появилось у них в стране, а другие более многочисленные устремились к ним сверху из пустынь, пока, наконец, невры, теснимые ими, не поселились вместе с будинами, покинув свою землю».
Источник: Геродот. История. IV, 105
Стоит так-же отметить, что этот отрывок неоднократно привлекал внимание учёных. Было выдвинуто предположение, что речь идёт не о настоящих змеях, а о неких мифических врагах, возможно, о народе с тотемом змеи, который напал на невров и вынудил их покинуть свои земли.
Исследователи выдвигали различные версии о том, какая группа восточноевропейского населения могла стать исторической основой для этого фрагмента. Например, Б. А. Рыбаков считал, что в описанных «змеях» можно узнать балтов, известных своим древним культом змеи.
Мы даже можем сделать смелое предположение о том, что змея в образе абсолютного зла стала архетипом древних предков именно по причине извечной вражды двух тотемов - змеи и волка. Что в дальнейшем существенно повлияло и на геральдические символы.
А позднее и так:
В своих дальнейших публикациях я более подробно коснусь образа св. Георгия, который на Руси исконно ассоциировался с Егорием...
Однако вернемся к неврам. И отметим, что определение языковой принадлежности северных соседей Скифии по сей день является сложной задачей из-за недостаточности и противоречивости имеющихся сведений.
Геродот упоминает о сильном влиянии скифов, что позволяет предположить, что некоторые соседние племена могли говорить на иранском языке.
Существуют различные гипотезы относительно этнической и языковой принадлежности невров. Большинство исследователей считают, что в их основе лежат балто-славянские языки.
Интересно, что при определении этнической и языковой принадлежности невров часто обращаются к упомянутому выше эпизоду о их способности превращаться в волков.
Поверья о людях-волках встречаются у разных народов: славян, кельтов и германцев. Особенно много подобных историй можно найти в фольклоре восточных славян, в частности белорусов и северных украинцев. На основании этого исследователи уже давно предполагают, что невры были славянами.
Например, в XIX и начале XX века П. И. Шафарик и Л. Нидерле пытались доказать, что невры были предками славян. Л. Нидерле считал, что невры жили на территории современной Волыни и Подолья, и их славянское происхождение можно считать очевидным.
Средневековые источники также содержат упоминания о ликантропии у балтов. Исследователи отмечают, что до того, как было накоплено достаточно археологических данных о балтской культуре, преобладало мнение о связи невров с протославянами.
Со временем была предложена балтская этимология этнонимов «невры» и «будины». Можно предположить, что описанное Геродотом переселение невров в земли будинов, которые не были их непосредственными соседями, может быть свидетельством их взаимного родства.
Вера невров в оборотничество, упомянутая Геродотом, находит соответствия в балтском этнографическом материале. Например, Иероним Пражский упоминает об оборотничестве жмуди.
То, что в историческое время эти поверья обнаруживаются также у населения Белоруссии и севера Украины, может объясняться относительно недавней славянизацией проживавших здесь издревле днепровских балтов.
О.Н. Трубачёв интерпретировал фрагмент об оборотничестве невров как свидетельство их принадлежности к кельтам. Он основывался на существовании в Галлии племени нервиев с похожим названием и ярких свидетельствах культа волка в кельтской среде.