Найти в Дзене
Ден-чик

Балерина политотдела.

  • О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух......

Подумалось мне после прочтения повести Юрия Яковлева «Балерина политотдела».

И поскольку прочитанное сильно отличалось от показанного в фильме «Мы смерти смотрели в лицо» первоисточником которого является прочитанная мною книжка, я решил разобраться в этой истории и выяснить как все было на самом деле.

Проведя расследования я увидел разбросанные по разным статьям в интернете обрывки этой истории. Поэтому мною было принято решение собрать всё в одной статье и в меру моих литературных способностей рассказать своим читателям что послужило причиной написание повести, почему авторам пришлось поменять имена главным героям. Ну и к не вошедшей в фильм части книги тоже бы хотелось привлечь внимание тех кто смотрел только кино, а первоисточник не читал, так как в своей повести Юрий Яковлев поднимает крайне важную, трогательную и интересную тему, актуальную к сожалению до сих пор — как быстро война делает детей взрослыми.

И фильм, и повесть кажутся очень искренними и правдивыми, но перед тем как уделить внимание героям из кино и книги я расскажу то, что происходило на самом деле.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: по документам и воспоминаниям участников....

Эта удивительная история началась в марте 1942 года в селе Рыбацком. В этом населенном пункте находился штаб 55-ой армии Ленинградского фронта. В военном плане тогда у СССР было всё очень печально и руководство армии принимает решение о создании агитбригады для того что бы хоть как-то поднять моральный дух защитников Ленинграда.

  • Задачу по организации агитвзвода руководство политотдела армии ставит лейтенанту Аркадию Обранту.
в 1942 году Аркадию Ефимовичу Обранту было 35 лет.
в 1942 году Аркадию Ефимовичу Обранту было 35 лет.

В первые дни войны Аркадий Ефимович вступил в народное ополчение, а до начала печальных событий четыре года работал балетмейстером «ансамбля пионеров» в «Ленинградском дворце имени Александра Александровича Жданова» который сейчас называется «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных».

вот фото здания дворца пионеров, находиться оно практически в центе города Ленинграда/Санкт-Петербурга на углу реки Фонтанки и Невского проспекта.
вот фото здания дворца пионеров, находиться оно практически в центе города Ленинграда/Санкт-Петербурга на углу реки Фонтанки и Невского проспекта.

За довоенные четыре года работы начинающий балетмейстер Обрант успел выработать свой творческий стиль и создать несколько успешных сюжетных танцевальных номеров:

  • Варшавянка, Казачья пляска, Цыганский танец, Грузинский танец и другие.

В фильме и книге первым выступлением коллектива был номер «Тачанка», в реальной истории ребята на первом концерте танцевали «Гопак».

  • Кстати на работу балетмейстером в дворец пионеров пригласил Аркадия Ефимовича всем известный Исаак Осипович Дунаевский.
Олег Даль в фильме "Мы смерти смотрели в лицо" играет Бориса Владимировича Корбута, на самом деле балетмейстера звали Аркадий Ефимович Орбант.
Олег Даль в фильме "Мы смерти смотрели в лицо" играет Бориса Владимировича Корбута, на самом деле балетмейстера звали Аркадий Ефимович Орбант.

В этой части рассказа я хочу заострить внимание читателя на разницу между реальностью, и тем что нам показали в кино. В фильме нам визуально показывают отличия между линией фронта и осажденным городом. Там педагогу-балетмейстеру в исполнении Олега Даля, герою которого авторы переименовали в Бориса Владимировича Корбута, когда ставят задачу создать танцевальный коллектив действие происходит в блиндаже под грохот снарядов, а когда герой попадает в Ленинград взрывов нам не показывают. И складываться впечатление, что линия фронта далеко от города. На самом деле это было не так.

на самом деле бои шли уже практически в городе, на этом фото памятник на Пулковкой высоте, где защитники города смогли остановить врага. И находиться он в черте города.
на самом деле бои шли уже практически в городе, на этом фото памятник на Пулковкой высоте, где защитники города смогли остановить врага. И находиться он в черте города.

Еще в начале кино авторы демонтируя нам ужасное положение жителей Ленинграда, как бы намекают, что подробности происходящего там главному герою неизвестны.

На самом деле Аркадий Ефимович прекрасно знал обстановку в городе и сразу, когда руководство политотдела озвучило ему задачу найти артистов в Ленинграде сказал:

  • единственный шанс быстро создать способный выступать коллектив это его воспитанники из дворца пионеров.

В начале предложение Обранта использовать детей было воспринято в штыки, но приведя аргументы, что блокадный город по сути ни чем не отличается от линии фронта, Аркадий Ефимович получил добро на реализацию своего плана от руководства.

Балетмейстер пешком отправляется в Ленинград разыскивать своих воспитанников. В первый заход Аркадию Ефимовичу удаётся найти пять переживших страшную блокадную зиму танцоров, вот их имена:

  • Нелля Раундсепп, Феликс Морель, Валентина Лудинова, Гена Кореневский, Валентин Клейман.
дата когда сделана эта фотография мне неизвестна, но судя по наградам на груди и погонам на плечах фото сделано после 1943 года.
дата когда сделана эта фотография мне неизвестна, но судя по наградам на груди и погонам на плечах фото сделано после 1943 года.

Дети были настолько истощены, что даже дорога к места сбора будущего ансамбля возле дворца пионеров у многих отняла последние силы. Гену Кореневского товарищи поддерживали за руки потому, что он все время падал от недоедания, а Валю Клеймана по очереди тащили за собой волоком на куске фанеры.

Поселили танцоров на подвальном этаже школы в селе Рыбацком. Мне сложно представить каких это стоило усилий балетмейстера и ребят, но через пять дней дети смогли дать свой первый концерт перед участницами слета ленинградских сандружинниц.

Из воспоминаний Нелли Раундсепп:

  • Мы вихрем вылетели на сцену и начали танцевать «Гопак». Во время исполнения присядки я увидела, что Гена Кореневский не может подняться выходя из присядки. Я подскочила и рванула его на верх. И снова присядка, и снова мне пришлось помогать Гене.

Дети танцевали настолько талантливо, что восторженные сандружинницы после первого танца стали криками вызывать детей продолжить концерт. Тут пришлось вмешаться бригадному комиссару Кулику.

  • Он объяснил зрителям, что это дети блокадного города и выходы на бис тут неуместны.

После первого выступления всех артистов пришлось отправить в госпиталь где их в течении месяца лечили и откармливали.

Обрант пока дети были в госпитале времени не терял и нашел еще несколько своих воспитанников, так в состав ансамбля попали:

  • Мурик Аваков и Володя Иванов.

Руководство Блокадного Города посчитало развитие танцевального коллектива настолько важным, что даже отпустили с завода работающую там токарем Веру Мефодьеву.

А вскоре узнав об организации ансамбля появилась и Валя Сулейкина без участия которой мы бы сейчас скорее всего ничего бы не знали про эту историю, но про это в отдельной главе моего рассказа.

-7

Изучая подробности создания этого танцевального коллектива я натолкнулся на один интересный факт из жизни блокадного Ленинграда который раньше ускользал из моего внимания, хотя я и всегда глубоко интересовался историей блокады.

Из воспоминаний Нелли Раундсепп:

  • Папа умер 13 марта 1942 года. Мы с мамой очень хотели его достойно похоронить, но могильщики отказывались брать деньги, и нам приходилось каждый день отделять от своих скудных блокадных пайков кусочки хлеба, что бы оплатить похороны папы в гробу а не в братской могиле. Собрать достаточное количество хлеба для оплаты услуг могильщиков нам с мамой удалось только к 25 марта. Похоронив папу я пошла во дворец пионеров что бы разыскать Аркадия Ефимовича и сказать ему, что я согласна стать участником агитвзвода.
это отрывок из "Ленинградской поэмы" Ольги Берггольц, она стала одним из поэтических символов блокады читая свои стихи по радио жителям осажденного города.
это отрывок из "Ленинградской поэмы" Ольги Берггольц, она стала одним из поэтических символов блокады читая свои стихи по радио жителям осажденного города.

Я уже встречал подобные истории в дневниках и воспоминаниях, но раньше мне они всегда казались исключением из правил. Не знаю на сколько массовый характер носило подобное поведение, но данный факт лично меня очень сильно удивил.

Собрав и откормив детей Обранту удалось восстановить довоенные хореографические постановки:

  • «Краснофлотскую пляску», «Казачью пляску», «Солдатский перепляс».

Знаменитая «Тачанка» ставшая танцевальным лейтмотивом фильма и книги появилась в репертуаре ансамбля чуть позже. Это тоже была довоенная постановка, и бурные восторги зрителей после её исполнения танцоры еще до войны видели в Аничкином дворце Ленинграда.

Кроме того, что артисты были сначала не способны долго танцевать от прогрессирующей благодаря постоянному недоеданию дистрофии, были еще и проблемы с концертными костюмами, которые по инициативе Обранта сшили матери танцоров. Аркадию Ефимовичу удалось получить продукты для оплаты за труд швей и возможно этим он спас от голодной смерти не только талантливых детей но и их родителей.

Педагог Обрант не забывал следить что бы его подопечные кроме достижений на сцене посещали еще и школу в Ленинграде. за что получил от сослуживцев прозвище "киндерлейтенант"

  • За время войны коллектив созданный Обрантом дал три тысячи концертов. Если пересчитать на дни, то юные артисты без выходных выступали примерно три раза в сутки.

9 мая 1945 года на дворцовой площади в Ленинграде воспитанники Аркадия Ефимовича исполняют задуманную им еще 1943 году постановку «Марша победы».

-9

После войны коллектив не распался и продолжил существовать до 1958 года.

За послевоенные годы существования ансамбля Аркадием Ефимовичем Обрантом было создано множество программ, самыми популярными из них стали три танцевальные сюиты:

  • 1946 год - «Юность» на музыку Давида Прицкера и Исаака Дунаевского.
  • 1947 год - «Песня молодости» на музыку Георгия Свиридова.
  • 1956 год - «Пути-дороги» на музыку из произведений Дмитрия Шостаковича.

Талантливых артистов заметили и кинематографисты. Все танцевальные номера в послевоенных музыкальных кинохитах «Небесный Тихоход» и «Карнавальная ночь» исполнял коллектив Обранта под его постановкой.

танец лётчиц. кадр из фильма «Небесный тихоход»
танец лётчиц. кадр из фильма «Небесный тихоход»
новогодняя песня известная всем  в Исполнении Людмилы Гурченко. «На часах уже примерно без пяти, новый году уже наверное в пути.....» из фильма "Карнавальная ночь"
новогодняя песня известная всем в Исполнении Людмилы Гурченко. «На часах уже примерно без пяти, новый году уже наверное в пути.....» из фильма "Карнавальная ночь"

Поставила точку в существовании этого замечательного коллектива "Холодная Война" как причина, и борьба со всем иностранно-буржуазным как следствие. Хотя лично я в творчестве Аркадия Ефимовича и его коллектива ничего буржуазно-иностранно рассмотреть так и не смог, хотя и очень старался. В ходе компании по борьбе с «буржуазным влиянием в искусстве» в 1958 году ансамбль был расформирован. Обранта назначают руководить танцевальной группой ленконцерта. Казалось бы руководящая должность, но ввиду специфики данной организации направлением которой было пение, а не танцы талантливый балетмейстер вынужден был искать разовые подработки в небольших областных танцевальных коллективах уровня деревни "Гадюкино". Почему столь одаренному человеку не нашлось места в ансамблях всесоюзного уровня лично для меня загадка.

Из воспоминаний Наталии Михайловны Дудинской (советская балерина со статусом «Народная актриса СССР», лауреат четырех Сталинских премий):

  • "Творчество Аркадия Ефимовича Обранта зиждилось на «трёх китах»: чуткой музыкальности, блестящей балетмейстерской выучки и редкой способности, как режиссёра, внести в постановку пластические спортивные приёмы."

Умер Аркадий Ефимович Обрант в возрасте 67 лет 1 апреля 1974 года.

-12

Советское государство очень скромно оценило заслуги балетмейстера перед родиной.

За годы войны Аркадий Ефимович был награжден:

  • Орденом Отечественной войны II степени
  • Медалью «За боевые заслуги»
  • Медалью «За оборону Ленинграда»

А его послевоенную деятельность в области культуры власти не посчитали нужным удостоить званий и премий.

-13

В 2002 году про Аркадия Ефимовича вспомнили и по инициативе президента центра «Солдатские звёзды» Сергея Смирнова 26 мая 2002 года астероид Солнечной системы № 8471 был назван в честь балетмейстера — Obrant.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. История написания книги. Рассказ про талантливую балерину Валю Сулейкину, а также история идеологических "перфомансов" СССР по причине которых имена главных героев поменяли.

Эта история так бы и не стала общеизвестна в СССР если бы Валентина Сулейкина не познакомилась с писателем Юрием Яковлевым и не рассказала ему про события Блокадной весны 1942 года и их продолжение.

Так Валентина Павловна Сулейкина стала прототипом главной героини книги и фильма Тамарой Самсоновой.

в фильме Тамару Самсонову сыграла Лариса Толкачева, это её единственная роль в кино.
в фильме Тамару Самсонову сыграла Лариса Толкачева, это её единственная роль в кино.
фото Валентины Сулейкиной военного времени мне удалось найти только в таком качестве.
фото Валентины Сулейкиной военного времени мне удалось найти только в таком качестве.

Первый раз повесть "Балерина политотдела" в 1977 году опубликовало издательство «детская литература».

А в марте 1981 года на экраны выходит фильм «Мы смерти смотрели в лицо».

  • Но вернемся на минуту в пригород блокадного Ленинграда.

Летом 1942 года при артобстреле Валентина Сулейкина получила тяжелое ранение. Врачи хотели ампутировать ей ногу, что для девочки влюблённой в танцы было равносильно смерти. Обрант приехав в госпиталь каким-то чудесным образом смог убедить врачей и ногу девочки сохранили. Проведя год на больничной койке Валентина к сожалению так и не смогла вернуться на сцену и работала костюмером в ансамбле.

-16

Тут хочу заострить внимание своего читателя на том моменте, что юные танцоры часто выступали прямо на линии фронта, и шансы попасть под прилёт снаряда или пули совсем не были близки к нулю.

  • В фильме эпизода с ранением Тамары Самсоновой нет, он есть в книге.

Юрий Яковлев свое повествование этой истории начинает с найденной детьми во дворце пионеров записки. Девочка Галя Павлова изучая находку читает на потрепанном клочке бумаги непонятные ей слова.

  • увольнительная.

Мальчик Дима со странной фамилией Молоденький тоже не понимая о чем идет речь шутливо говорит:

  • Кого-то уволили?

Так писатель даёт нам понять что действие происходит в далеко послевоенные годы.

Дети изучая странную, пахнущую гарью записку с удивлением узнают на ней подпись своего педагога Бориса Владимировича Корбута. Их удивляет что подпись стоит не разделе педагог- балетмейстер, а командир.

Еле читаемая надпись от руки на обратной стороне карандашом пугает детей:

  • Милый Вадим, со мной все кончено. Я больше никогда не смогу танцевать. Раздобудь пистолет. Очень прошу. Твоя Тамара

Перепуганные дети звонят своему педагогу не замечая дату на документе - 1942 год.

Яковлев не просто так вводит в сюжет детей поколения не знавшего войны. На примере Гали Павловой, тоже одаренной балерины ровесницы Тамары Самсоновной писатель рассказывает насколько быстро взрослеют дети во время войны.

  • Почему этот приём не использовали в фильме, для меня загадка.

Автор повести и автор сценария один и тот же - Юрий Яковлев. Возможно причиной было ограниченное финансирование, а возможно идеология в угоду которой блокадный город хотели показать как можно страшнее.

в фильме страшный быт жителей Ленинграда показан очень ярко.
в фильме страшный быт жителей Ленинграда показан очень ярко.

Первая часть книги очень похожа на кино, поэтому подробно пересказывать я её не буду, так как почти уверен, что практически все мои читатели фильм «Мы смерти смотрели в лицо» видели.

А вторую часть скорее всего не стали экранизировать из идеологических соображений, так как там очень хорошо рассказано с каким риском юные танцоры давали свои концерты. И возможно стоящие у власти боялись, что советские люди после просмотра кино начнут задавать неудобные вопросы.

  • Почему расформировали ансамбль?
  • Почему фамилии и имена участников этих событий не упоминаются в официальной истории Великой Отечественной войны?
  • Да мало ли еще что можно спросить по этому поводу.....

Возможно мои предположения и не верны, но ведь была же какая то причина у Юрия Яковлева изменить имена реальных героев на вымышленные.

Да ансамбль расформировали, но Аркадия Ефимовича Обранта не посадили и даже не судили. Во всяком случае я изучая эту историю никаких даже намеков на это не нашел.

Вторая часть книги фактически вся про Тамару Самсонову, что можно понять, так как Валя Сулейкина рассказывала писателю скорее всего больше про себя.

Тут автор нам рассказывает и про юношескую влюблённость девочки которая стесняясь своей худобы вызванной недоеданием боится что она некрасивая и её такую уже никто не полюбит.

В книге трагедия с Тамарой происходит после того, как она распаковав доставшуюся ей посылку от жителей Ленинградца находит там записку следующего содержания:

  • Здравствуй, доблестный боец! Посылаю тебе носки и кисет с самосадом. Пусть у тебя не мерзнут ноги. А захочешь после боя закурить — табачок в кисете. Бей фашистов! Отомсти за моего батьку. Мамки у меня тоже нет. Я совсем одинокий. Серега Филиппов, третий класс.
Люди во время войны отправляли посылки не конкретному человеку, а любому бойцу Красной Армии. Многие отправляли последнее и самое лучшее что у них было.
Люди во время войны отправляли посылки не конкретному человеку, а любому бойцу Красной Армии. Многие отправляли последнее и самое лучшее что у них было.

Прочитав записку Тамара вспоминая свою блокадную жизнь чувствует ответственность перед Серёгой Филипповым. Ночью девушка сбежав на передовую получает тяжелое ранение в ногу и оказывается в госпитале.

Очнувшись на госпитальной койке Тамара понимает, что уже никогда не сможет танцевать и пишет на увольнительной ту самую записку которая в начале книги шокирует и пугает детей из поколения не знавшего войны.

Жизнь без танцев Тамара себе не представляет. Записку девушка адресует мальчику в которого влюблена. Крик отчаянья Тамары нацарапанный на увольнительной попадает к Борису Владимировичу Корбуту. Он приезжает в госпиталь, что бы вразумить девочку и уговаривает врачей сделать всё, что бы спасти Тамаре ногу.

А потом в госпитальной палате появляется полковой комиссар Васильев и звучат слова:

  • Решением Военного совета армии за мужество, проявленное в бою за плацдарм, боец балетной группы при политотделе Самсонова Тамара Дмитриевна награждается орденом Красной Звезды.

Так было в книжке, а реальные награды Валентины Павловны Сулейкиной за время войны такие:

  • 22.12.1942 - Медаль "За оборону Ленинграда"
  • 24.02.1945 - Орден Красной Звезды
  • 09.05.1945 - Медаль "За победу над Германией"

После войны Валентину Павловну тоже не забыли и в 1985 году вручили ей Орден Отечественной войны I степени, а в 2004 Золотую медаль Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»

в 2008 году на 84 году жизни Валентина Павловна умерла.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: Блокадные истории добавленные Юрием Яковлевым к рассказу Вали Сулейкиной.

Писатель Юрий Яковлев про войну и блокаду знал не по наслышке. Родился он в Петрограде в 26 июня 1922 года. В 1940 году был призван на фронт и во время обороны Москвы получил ранение.

  • Был награжден медалью за оборону Москвы.

Мама Юрия умерла в Блокадном Ленинграде.

  • Настоящая фамилия писателя Ховкин. Псевдоним Яковлев стал использовать в период рассвета своей журналисткой деятельности. За основу псевдонима он взял своё отчество.

После войны окончив литературный институт имени Горького в Москве Юрий Яковлевич становиться плодотворным писателей и сценаристом.

Юрий Яковлевич Яковлев
Юрий Яковлевич Яковлев

Я думаю что часть блокадных историй рассказанных в книге писатель добавил не со слов Вали Сулейкиной.

  • Например историю про часы с которой в кино начинаются приключения балетмейстера Корбута в Ленинграде.

Эта же история есть и в книге.

  • А в фильме я заметил один яркий киноляп связанный с часами.

Кто не смотрел фильм кратко перескажу.

  • Получив задание и полный вещмешок продуктов красноармеец Корбут идя по Ленинграду видит мальчика меняющего часы на хлеб. Мальчик получив меньше хлеба чем он рассчитывал начинает возмущаться, но второй участник сделки забирает часы и пытается уйти игнорируя возмущения.

Балетмейстер заступается за мальчика отбирает у неприятного типа часы. В книге этот персонаж характеризуется писателем фразой «СИЗЫЙ НОС». Дав голодному мальчишке два сухаря и кусок сахара Борис Владимирович начинает рассматривать часы видит там надпись:

  • "Обер-кондуктору Николаевской железной дороги Ложбинскому А. А. за безупречную службу".

Вспомнив что один из его воспитанников Вадик Ложбинский Корбут спрашивает у мальчика:

  • Послушай… на часах написано «Ложбинский». Ты, случайно, не знаешь Ложбинского Вадика?

Узнает педагог своего ученика только по походке. Этим автор показывает нам насколько внешне людей может изменить голод, и через пол года можно не узнавать тех с кем очень близко общался.

Вадик же своего педагога узнал, но признать учителя ему стыдно. Он меняет на хлеб дедушкины часы потому, что не смог удержаться и съел мамин хлеб.

Создатели кино умудрились не только сделать гравировку на часах Корбут Борис Владимирович, но и еще крупно её показали
Создатели кино умудрились не только сделать гравировку на часах Корбут Борис Владимирович, но и еще крупно её показали
  • Что касается киноляпа с гравировкой, то тут я вообще не удивлен. Кто то ошибся давая задание костюмерам. При отсмотре ляп скорее всего заметили, но не стали заморачиватся пересъемкой скорее всего из-за небольшого бюджета, а возможно по тому, что тогда у населения не было возможности отмотать назад и пересмотреть как сейчас.

Я как человек уже делавший документальные фильмы, могу сказать, что киноляпов избежать крайне сложно, как и не особо гармонично звучащих фраз при озвучке, которые в виде текста смотрятся хорошо, а на видео начинают резать слух, так что не будьте слишком строги к киноделам.

Кстати всем моим читателям кто еще не видел сделанные по моим сценариям видео рекомендую к просмотру документальный фильм на тему космонавтики, ссылка будет тут>>>>

Изучая документальную историю танцевального коллектива Обранта по воспоминаниям участников этих событий и сохранившимся документам, я нигде кроме как в фильме и книге упоминание про историю с часами не встречал. Я почти уверен, что это событие добавлено писателем из его личных воспоминаний для того что бы показать, что в Блокадном Ленинграде не все были белыми и пушистыми.

Еще в кино, и в книге, немного по разному, писателем рассказана история как дети видимо сходя с ума от голода читали кулинарную книжку с описанием различных деликатесов.

В фильме этот "кулинарный сюжет" показали нам следующим образом. Дети собираются во дворце пионеров и туда приходит мальчик которого они называют Пончик. Пончик с порога начинает говорить:

  • Если к вам неожиданно пришли гости, нужно пойти в погреб, достать оттуда заднюю телячью ногу, четверть фунта масла, сухари и сыр.

Детей такой монолог шокирует, а костюмерша тетя Валя спросила:

  • Ты что Пончик, не заговариваешься?

На что Пончик ответил, что цитирует любимую книжку нашего стационара.

Сняв шапку мальчик показал стриженную голову, что говорило о перенесенном недавно тифе.

В книге Яковлев описывает сцену с цитатами из кулинарной книги по другому.

Корбут возвращается в дом пионеров и из-за двери слышит как юные танцоры по очереди называют деликатесные блюда, вроде как сходя с ума от голода играют в безумную игру.

  • Почему я уверен, что такого в реальной истории танцевального коллектива не было?

Потому, что Валентина Сулейкина спустя два десятилетия после окончания войны передала в музей школы номер 235 города Ленинграда - не только костюмы, пионерские галстуки танцоров но еще и протокол собрания, где ребята постановили "никогда больше не говорить о еде".

Музей носит название "А музы не молчали...» и посвящён культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны.

-21
-22
-23

Еще, когда я читал книжку, у меня создалось впечатления, что автор хотел показать влюблённость педагога-балетмейстера Корбута Бориса Владимировича в свою подопечную Тамару Самсонову. Возможно рассказывая писателю свою историю Валя Сулейкина так преподнесла это Яковлеву, а может он сам додумал и добавил в книгу что бы суровую историю Блокадного Ленинграда сделать более теплой. Но это мои личные впечатления и я могу ошибаться, сейчас уже к большому сожалению все участники тех событий умерли, так что уточнить правильные ли я сделал выводы - не у кого.

Зачем я написал про эту историю?

До сегодняшнего дня она выглядела как разбитая ваза, осколки которой были разбросаны по интернету. Надеюсь что у меня получилось склеить эту разбитую и раскиданную по глобальной сети историю в полноценный и интересный рассказ.

Также мне кажется что власти очень несправедливо поступили с Орбантом Аркадием Ефимовичем, не оценили этого талантливого человека который спас от голодной смерти не просто детей, а великолепных артистов.

Надеюсь что Вам было интересно прочитать эту историю в моей трактовке и пересказе.

Буду рад новым подписчикам своего дзен канала, лайки и репосты я тоже всегда приветствую, также как и комментарии с оценками моего творчества.

Ниже ссылки для тех моих читателей, у кого после прочтения моей статьи возникло желания посмотреть/почитать/послушать книгу или кино:

ВНИМАНИЕ! Если после прочтения этого текста у Вас возникнет желания почитать мои статьи про другие шедевры кинематографа, то ссылка на подборку моих статей на эту тематику будет - тут>>>>>>>>>>>