Найти в Дзене
История и культура Евразии

Передвижники как культурный феномен России

Оглавление

Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), известное также как «передвижники», стало важным культурным феноменом в России, возникшим в последние десятилетия XIX века. Это объединение художников, сформировавшееся в 1870-х годах, сыграло ключевую роль в развитии русской живописи и художественного образования, а также в формировании общественного мнения о роли искусства в жизни общества.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография, 1888 г.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография, 1888 г.

Исторический контекст

В конце XIX века Россия переживала значительные социальные и культурные изменения. После отмены крепостного права в 1861 году возникло новое общество, стремившееся к обновлению и реформам. В этом контексте передвижники выступили против традиционного академического искусства, которое считали устаревшим и оторванным от реальной жизни. Академизм, с его строгими канонами и идеализированными образами, не отражал тех социальных реалий, с которыми сталкивалось российское общество.

Артель художников

Реформы в сфере образования середины XIX века коснулись и Императорской Академии художеств, столпа академического искусства в России. Утвержденный в 1859 году новый устав Академии, призванный модернизировать её деятельность, на деле столкнулся с глубоко укоренившимися консервативными традициями. Серьезный конфликт, получивший название «Бунт четырнадцати», ярко продемонстрировал это противоречие.

-2

Ключевым пунктом спора стало традиционное конкурсное задание на соискание Большой золотой медали. В 1863 году четырнадцать выдающихся студентов, допущенных к участию в конкурсе, получили задание написать картину на тему из скандинавской мифологии – «Пир бога Одина в Валгалле». Выбор темы, навязанный сверху, возмутил молодых художников, стремившихся к свободе самовыражения и отражению в своем творчестве актуальных реалий русской жизни. Они справедливо считали, что заданная тема ограничивает их творческий потенциал и не позволяет продемонстрировать индивидуальность стиля и видения.

В их рядах были такие будущие корифеи русской живописи, как Иван Крамской, Илья Репин, Константин Маковский и другие. Они не просто протестовали против конкретного сюжета; они выступали против жесткой академической системы, душащей творческое самовыражение и ориентированной на поддержание уже устоявшихся канонов. 9 ноября 1863 года коллективно обратились в Совет Академии с требованием заменить конкурсное задание на свободную тему, позволяющую каждому художнику раскрыть свой талант без ограничений.

Однако Совет Академии, придерживаясь традиционных подходов и боясь потерять контроль над образовательным процессом, отказал в их просьбе. Это стало последней каплей. Все четырнадцать студентов, проявив небывалый для того времени акт гражданской смелости, покинули Академию, тем самым публично отказавшись от привилегий и перспектив, которые она предлагала.

В 1863 году бывшие студенты организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», ставшую первой попыткой создания независимого творческого объединения в России. Артель представляла собой кооператив, где художники совместно работали, продавали свои работы и помогали друг другу. Это было важным шагом к формированию нового подхода к художественному образованию и профессиональной деятельности. Важно отметить, что артель не просто предоставляла художникам возможность работы и сбыта, но также способствовала обмену опытом, взаимоподдержке и формированию коллективного духа. Это значительно отличало её от жёсткой иерархической структуры Императорской Академии.

Групповая фотография, 1863 год
Групповая фотография, 1863 год

Опыт, накопленный в артели, стал ценным уроком при создании в 1870 году «Товарищества передвижных художественных выставок». Некоторые члены артели стали активными участниками Товарищества, привнеся в него идеи коллективизма, самоорганизации и стремления к демократизации художественного процесса. Передвижники, в своей деятельности широко использовали методы, отработанные в «Санкт-Петербургской артели художников», включая совместную организацию выставок и распространение своих произведений по всей России.

Эстетическая позиция

Передвижники, вдохновленные народническими идеями, стремились показать жизнь простых людей, их радости и горести. В их работах часто встречаются сцены из крестьянской жизни, портреты рабочих и простых людей, отражающие их внутренний мир. Художники, такие как Илья Репин, Василий Суриков и Алексей Саврасов, стали символами этого движения. Их произведения не только поражали мастерством исполнения, но и несли глубокий социальный смысл.

Организация и выставки

Одной из ключевых особенностей Товарищества было то, что его участники организовывали передвижные выставки, которые позволяли им демонстрировать свои работы широкой аудитории, в том числе в провинциальных городах. Выставки проводились в различных городах, что способствовало популяризации искусства и его доступности для широкой публики.

Экономическая модель Товарищества основывалась на кооперативных принципах: художники объединялись для организации выставок, делили расходы и прибыли. Это позволяло им не только поддерживать друг друга, но и сохранять независимость от коммерческих галерей и государственных институтов.

Влияние и наследие

Товарищество передвижных художественных выставок оказало значительное влияние на развитие российской культуры и искусства. Оно способствовало формированию нового взгляда на искусство как на средство социального комментария и просвещения. Творчество передвижников стало основой для дальнейших художественных течений, таких как русский импрессионизм и реализм.

Несмотря на то, что Товарищество прекратило свое существование в 1923 году, его наследие продолжает жить. Работы передвижников по-прежнему занимают важное место в музейных коллекциях и на выставках, а их идеи о необходимости искусства, близкого к народу, остаются актуальными и в современном мире.

Заключение

Товарищество передвижных художественных выставок стало не просто объединением художников, но и важным культурным движением, которое изменило лицо русского искусства. Оно напомнило обществу о том, что искусство должно быть доступным и отражать реальную жизнь, а не только идеализированные образы.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!