В седьмом эпизоде одного из моих любимых сериалов "Хранилище 13" главные герои сталкиваются с необыкновенной силой японского самурайского меча.
Использую этот как повод лишний раз упомянуть о приятном мне сериале и поговорить о необычном самурайском фильме от Джима Джармуша - о киноленте "Пёс-призрак: Путь самурая" 1999 года. Кстати, картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь в Каннах за лучший фильм.
Сюжет без спойлеров
Наемный убийца, одинокий и неразговорчивый человек, называющий себя Псом-призраком (Форест Уитакер) работает на мафиози, который в свое время спас ему жизнь (Джон Торми). Однако после очередного задания дочь главного босса становится невольным свидетелем убийства, а мафия решает убить Пса-Призрака.
У фильма несколько достоинств.
Во-первых, Форест Уитакер
Роль была написана специально для него, Джармуш признавался, что если бы тот отказал, то и фильма "Пес-призрак..." не было бы. Актеру удалось создать человечный образ хладнокровного убийцы со своим кодексом чести.
Мне кажется, что этот фильм вырос в том числе из вопроса о том, где можно было бы встретить современного самурая в США. Ответ нашелся простой и оригинальный: в напряженном криминальном крупном городе на службе у мафии. Выбор актера Фореста Уитакера и впрямь не случаен. Он настолько далек от представлений массовой культуры о самураях, насколько это только возможно.
Во-вторых, глубина проработки.
В "Псе-призраке" много приятных и радующий глаз, слух и мозг деталей. Начиная от почтовых голубей и шоколадного мороженого, заканчивая книгами в коробке для школьных обедов вместо еды.
В-третьих, музыка и общий стиль.
Музыки в "Псе-призраке" много, и она ритмически хорошо ложится на повествование. Или уж повествование ложится на музыку - это уже не так и важно. В этом кинофильме они переплетены и дополняют друг друга.
В-четвертых, красивое размышление о философии японских самураев.
В фильме почти непозволительно много прямых цитат из "Хакагурэ", трактата о бусидо - кодексе чести самурая.
Мне "Пес-призрак: Путь самурая" очень понравился.
Герой Фореста Уитакера едва не умер на улице впустую, и чтобы не жить дальше впустую, он выбирает для себя новую опору - свод правил жизни самурая.
Теперь у него нет имени, у него есть только путь.
И то, с какой глубиной Пес-призрак перестроил свою жизнь заслуживает любования. И вдвойне прекрасно, что герой Уитакера - чернокожий житель не самого благополучного района американского города.
Чем он больше не похож на того, кто может быть самураем, тем больше он им по-настоящему является.
Нравится мне и то, что дружба в трактовке Джармуша приобретает какой-то трансцендентный характер.
Пес-призрак говорит со своим лучшим другом, продавцом мороженого, на разных языках в прямом смысле: один по-английски, другой по-французски. И здесь принципиально для зрителя понимать обоих, потому что зритель должен понимать суть. Это настолько важно, что Джармуш, узнав, что кино приходит в кинотеатры без перевода, в срочном порядке озаботился, чтобы ленту смотрели с субтитрами.
И действительно, зритель слышит, что они говорят об одном и том же, что они понимают чувства друг друга. Это великолепное общение и идеал, едва ли достижимый даже для говорящих на одном языке.
Мне по душе и любовь, с которой Джармуш цитирует книги и фильмы.
От "Расемона" до "Самурая" Мельвиля. Разве не великолепно, что девочка носит в коробке для обедов не еду, а пищу духовную - книги?
Кстати, о Расемоне:
Продолжая мысль о любви к литературе, замечу, что Джармуш, как и в "Мертвеце", выбирает кино как оригинальный способ поделиться произведениями, которые его интересуют.
И если "Мертвец" суть экранизация его любимых стихотворений, то "Пес-призрак" - удачная попытка языком кино поделиться "Хакагурэ", причем как в форме прямых цитат, так и в реализуемом героем Уитакера образе жизни.
А как заставить своего зрителя прочесть духовное и практическое наставление для японских воинов 18 века? Или хотя бы выслушать несколько цитат из него?
Правильно: снять фильм о гангстерах с перестрелками в понятной обстановке, привычной для американского криминального кино.
Логично? Нет.
Но зато работает и очень по-своему.
"Пёс-призрак: Путь самурая" - оригинальное кино, по сути экранизация-пересказ "Хакагурэ", трактата о правилах поведения и мысли для самурая, с декорациями из криминального американского района и Форестом Уитакером в роли самурая.
В фильме много литературы, много кино и много размышлений, завернутых в криминальную драму с простым сюжетом.
Как в фильме главный герой, давая другим людям книгу, просит их рассказать о своих впечатления, так и я могу завершить статью, сказав: если смотрели или когда-нибудь посмотрите - расскажите о впечатлениях.
Еще о фильмах Джармуша на канале:
Некоторые другие статьи из статейного сериала "Кино-Хранилище 13: артефакты попкультуры" на канале: