Найти в Дзене
Сюжетный разбор

"Зеленая миля" - как "Судный день"

"Зелёная миля"  — это роман американского писателя Стивена Кинга в жанре психологической драмы с элементами тёмного фэнтези и южной готики, который рассказывает историю жизни одного надзирателя работающего в блоке смертников во времена Великой депрессии. Широкий коридор между камерами блока Е покрывал линолеум цвета перезрелого лайма, отчего в «Холодной горе» его называли не Последней милей, как в других тюрьмах, а Зеленой. Зелёная миля В романе используется очень сильная передача эмоционального состояния героев с помощью детального раскрытия персонажей и по этапного нагнетания напряженности в ситуациях из их жизни: отношения в семьи, опасные болезни родственников, риски связанные с карьерой и жизненней. Важный момент в этом романе это год когда происходят события 1932 год середина Великой депрессии, а значит потеря работы реально могла стоить жизни свой и семьи. Люди просто погибали от голода, так как экономические и трудовые рынки испытывали ужасное состояние. Большинство компаний п
Оглавление

"Зелёная миля"  — это роман американского писателя Стивена Кинга в жанре психологической драмы с элементами тёмного фэнтези и южной готики, который рассказывает историю жизни одного надзирателя работающего в блоке смертников во времена Великой депрессии.

Широкий коридор между камерами блока Е покрывал линолеум цвета перезрелого лайма, отчего в «Холодной горе» его называли не Последней милей, как в других тюрьмах, а Зеленой.
Зелёная миля

В романе используется очень сильная передача эмоционального состояния героев с помощью детального раскрытия персонажей и по этапного нагнетания напряженности в ситуациях из их жизни: отношения в семьи, опасные болезни родственников, риски связанные с карьерой и жизненней.

Важный момент в этом романе это год когда происходят события 1932 год середина Великой депрессии, а значит потеря работы реально могла стоить жизни свой и семьи. Люди просто погибали от голода, так как экономические и трудовые рынки испытывали ужасное состояние. Большинство компаний просто банкротилось и люди оставались без работы.

Кадры со съемок фильма "Зеленая миля" 1999 год
Кадры со съемок фильма "Зеленая миля" 1999 год

По этапное раскрытие всех этих событий по ходу сюжета книги приводит к сближению с персонажами. Автор знакомит нас не только с основными героями, но и с второстепенными персонажами (семьями, журналистами, адвокатами, судьями, жертвами преступлений), тем самым создавая образы живых и обычных людей. Читатель видит, что это не "машины", которые исполняют приказ исправительно-законодательной системы, а такие же люди со своими проблемами и семьями, которым присущ обычный скептицизм, особенно с учётом их места работы. Знакомство с жизнью главных героев и введение в события книги помогает, привязаться и сопереживать им. Читатель видит каждое решение главных героев изнутри, потому что "Зеленая миля" - это книга в книге, в сюжете есть персонаж, который в своей биографической книги делится своей жизнью, соответственно вспоминая проведшие события он повторно их анализирует.

Стоит сразу же отметить искусный прием Стивена Кинга, он снова играет с разными мирами - прошлым и настоящим. Этот прием часто использовался в Мизери, когда образы из книги дополняли реальную жизнь. Здесь же эти два мира создают целое поле для философских рассуждений. Для меня эта социальная история, которая заставляет задуматься о наших действиях и и поступках в жизни пока мы молоды и можем на них повлиять.

События проходят двойной анализ главным протагонистом:
первичный анализ - это когда он был молод и проживал все эти события в первый раз;
вторичный анализ - происходит когда он повторно при написании книги обращается к прожитым событиям, но уже зная начало и конец истории, имея огромный жизненный опыт.

Именно по этому мир книги разделен на два основных этапа: прошлое и настоящее. В начале он простой надзирателей с послужным опытом, в жизни которого были тяжелые решения, но не было сверхъявственного опыта и осознания не правильности вынесения приговора. Лично я при чтение допускаю, что не верные приговоры могли быть и до этого, но богоподобные способности Джона Коффии заставили надзирателей задуматься, об ответственности за свои деяния перед Богом. Одно дело когда ошибочно приговоренный простой человек, а другое дело когда подобен Богу. В настоящем мире он пытается понять свою жизнь, как подсудимый в блоке Е на последок взвесить события своей жизни, оценить правильность принятых решений с учётом произошедших после событий, так как он очень старый и рано или поздно ему тоже придется ответить на Божьем суде

Я хочу сказать, что нам суждено убить создание Божье. Которое не причинило вреда ни нам, ни кому-либо еще. Я хочу знать, что будет, если я предстану перед нашим Создателем и Он попросит меня объяснить, почему я это сделал? Я отвечу, что такая у меня была работа? Разве это моя работа?
Зелёная миля
Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .
Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .

Очень важным моментом является, тот факт, что не у одного героя, жизнь не была долгой и счастливой. Даже сам Пол столкнулся с ужасными потерями.

Данный роман послужил основой экранизации фильма с одноименным названием, который получил всемирную любовь и признание, хотя и не был достаточно оценен профессиональной аудиторией. Стоит отметить особые вклад автора книги Стивена Кинга, режиссеров и актеров за передачу атмосферности и эмоций. На протяжение всего фильма не покидает ощущение реальности событий, что в современном кино может получить далеко не каждый режиссер или актер. На лицах главных актеров просто читаются эмоции: сопереживание, страх, сомнение, боль, ужас.

Кадры со съемок фильма "Зеленая миля" 1999 год
Кадры со съемок фильма "Зеленая миля" 1999 год

Исторически-культурный аспект

Огромную роль в понимание событий и истории произведения играют годы о которых говорится в произведение. Для многих стран они выдались далеко не удачными: череда глобальных войн, изменения рыночных отношений, переоформление культурных и социальных ценностей. Привычный мир начал очень быстро меняться, что в итоге приводило к кризисам и глобальным потрясениям.

Заявление об уходе я не мог написать: за стенами тюрьмы, как опасный преступник, кружила Великая депрессия, и ее в отличие от наших подопечных никак не удавалось загнать в клетку.
Зелёная миля (роман)

Крайслер-билдинг в 1932 году
Крайслер-билдинг в 1932 году

Роман отправляет нас далеко не в лучшие времена для многих стран. Разгар "Великой депрессии", которая забрала только в США 10 миллионов человек. Экономический крах из-за перенасыщения производственного и товарного рынка, привел к банкротству многих предприятий. Высокий рост урбанизации привел к неравномерному развитию рынка, а так же к быстрому росту городов, что оказывало негативное влияние на сельский сектор.
Банковская система страны была построена в военное время и не могла ориентироваться на новые условия рынка, что в итоге привело к краху экономической системы.

Биржевой крах в 1929. Толпы перед зданием биржи на Уолл-стрит
Биржевой крах в 1929. Толпы перед зданием биржи на Уолл-стрит

Стоит отметить, что это было ужасное время, так как высокий уровень безработицы привел к росту смертности. Оставшиеся сельские предприятия сталкивались с проблемами природного характера (засухой). Люде не могли обеспечить себя и свои семьи одеждой и едой.

Именно по этому главный герой книги держится за свою должность, не смотря на эмоциональное напряжение он не хочет и не может уйти с неё, так как другой работы просто нет. Без работы надзирателя в камере смертников, его ждет голодная смерть, а у него есть жена и взрослые дети.

Именно аспект времени играет главную роль в понимание всех этих событий, в осознание ужаса и безвыходности героев. Сам автор подчеркивает это рассказывая об ужасных методах лечения в те времена, о не справедливости судебной системы, о не желание полноценно работать правоохранительных органов. В эти годы в стране еще процветает расизм и сегрегация, по этому любой афроамериканец может стать автоматически преступником, просто оказавшись рядом с местом преступления.

Джон Коффи - негр, а в округе Трейпинг как-то не принято повторно судить негров.
Зелёная миля

Весь ужас скрывается в этой цитате, даже ошибочно осужденный человек, мог быть приговорен к смерти по ложному обвинению, а если он был афроамериканцем, то шансов на справедливое решение у него почти не было. Расизм и ксенофобия многие годы отравляли жизнь чернокожему населению страны, проблемы остались даже после победы над нацизмов в Германии и странах союзников Гитлеровской коалиции.

Конечно, еще оставалось 30 лет до борьбы Мартина Лютера Кинга за права афроамериканцев, а в те злополучные годы процветал апартеид, расизм, ксенофобия, сегрегация на белых и черных. Главный надзиратель Пол просто не мог ничего сделать, так как в политических и социальных условиях того времени, его никто не стал бы слушать. Жизни чернокожего населения ничего не стоили, их использовали как рабов для грязной работы.

-7

По этому вопрос о виновности Джона Коффи (второго главного персонажа книги) просто не стоял. Афроамериканцы не могли рассчитывать на равные права, в том числе при судебном разбирательстве. Добиться рассмотрения апелляции и пересмотра решения суда было не возможно, так как "система расизма" была закреплена на государственном уровне по сути законодательством. В рассказ же про божественные силы, просто никто не поверит.

Джордж Стинни
Джордж Стинни

Особое внимание стоит уделить реальной истории Джорджа Стинни - мальчика афроамериканца 14 лет, который был приговорен судом к смерти за убийство двух белых девочек. Хотя сам факт совершения преступления не был доказан стороной обвинения, мальчик сознался после много часового одиночного допроса (без родителей и психологов). Стороны защиты просто не было, на вынесение смертного приговора потребовалась всего 10 минут, при этом даже не был учтён возраст подозреваемого. Добиться пересмотра решения суда и оправдать честное имя ребёнка смогли только в 2023 году, активисты за права афроамериканцев в США.

Подумайте только 10 минут??? Что за это время можно было проанализировать? Какие факты изучить? Какие возражения рассмотреть? Судебная система просто ставила на поток жизни людей.

Данные события произошли в 1944 году и возможно послужили, основной для идеи сюжета романа. Сам этом факт показывает насколько была бесчеловечна судебная система, что на смерть могли отправить даже ребёнка, не говоря уже об взрослых людях. Конечно это лишь крупица из общей истории... таких Стинни и Коффии в те времена в стране было очень много, которые оказались не в то время, не в том месте... к сожалению судебная система многих страх по сей день допускает ошибки, единственный хороший момент, что во многих странах есть мораторий на смертную казнь, а защита подсудимого и обжалования решения установлены законом страны.

Мысли о жизни

Стивен Кинг как обычно добавляет нотки мистики, сравнений, параллельных миров. Играя событиями прошлого и настоящего он заставляет задуматься, о отношение к жизни и смерти, хорошим и плохим поступкам, о вере в мистику и Бога. По сути вся книга пропитана библейскими отсылками, которые заставляют периодически обдумывать скрытый смысл произведения. Ну самая большая философская тема лежит в самом название книги.

Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .
Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .

Зеленная миля - это не просто клочок земли в вселенной Кинга, это дорога к последнему пути заключенных, к месту исполнения приговора. Она как Дуат подводит его жизненный опыт и поступки для суда перед Осирисом вынося свой приговор. Это не конкретный объект в тюремной камере, а философский смысл последнего божьего суда. "Судный день" для каждого человека, когда он окажется перед богом, чтобы отчитаться о своих деяниях и ответить за них. По сути эта взывание к вопросу: Что мы оставим после себя? Насколько правильными были наши жизненные решения? Чтобы бы мы могли сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?

Когда мной была прочитана эта книга я задумался об "Зеленой миле", что по своей сути она есть не только у заключенных, но и каждого из нас - это череда поступков и действий при нашей жизни, которые оставят после нас след в мире. Именно эта миля заставляет задуматься надзирателей, об их "багаже" поступков, что влияет по итогу на решение об уходе с такой работы (не без помощи Джона Коффии). Единственное различие, между заключенным и свободным гражданином, что мы еще можем повлиять на свою жизнь, а они уже нет (так как им вынесен смертный приговор за преступления).

Наверно каждый человек ближе к старости начинает задумываться: Что останется после меня? Сколько плохих и хороших поступков мной было совершенно в жизни? Что ждет нас после смерти?.

Эта книга очень хорошо обыгрывает эти темы, её стоит читать не просто как книгу ужасов, а как философский трактат. Не зря рассказ начинается с дома престарелых, для Пола пришла его "Зеленная миля" и он не просто вспоминает события своей жизни, а пытается их проанализировать и ответить на главные для себя вопросы: Правильно ли он поступил? Чего он получил? Мог ли он что то изменить? Имел ли он права отнимать жизни людей, даже не смотря на законность и совершенные ими преступления?

Последние слова Пола: «Мы все обречены на смерть, все без исключения, я это знаю, но, о Господи, иногда зелёная миля так длинна».
Зелёная миля (роман)

Данная цитата только подтверждает моё понимание "Зеленой мили", как судного дня для каждого живущего человека. Автор обыгрывает историю с мышкой, по сути она является беззащитным ангелом утешителем, который забирает их душу и сопровождает людей в последний путь. По этому её существование заставляет задуматься надзирателей о их жизни и смерти, так как на божьем суде они будут сами как эта мышь (беззащитны и слабы) . У Пола возникают ассоциации с этой мышкой, он думает, что будет когда ему придется предстать перед богом на его личном суде.

Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .
Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .

Мистер Джинглес

Именно мышонок Мистер Джинглес, даёт людям утонувшим в злобе, ненависти, жестокости, мрачности, маленький шанс на радость, хотя бы на секунды забыть весь этот ужас. Мы видим как любовь к маленькому мышонку, смогла изменить преступника и отношение к нему надзирателей. Опять же на примере двух героев Пола и Перси, мы видим сражение добра и зла. В пределах тюремной кирпичной коробки, одного маленького блога происходят сюжеты достойные Моисея. Когда просто человеческое отношение к человеку в последние его дни считается уже хорошим поступком.

Линия этой мышки проходит сквозь всю книгу заставляет каждый раз задумываться: о цене жизни, о совершенных деяниях, о том что мы оставим после своей жизни. Всё это наталкивает на поиск себя и своей цели в жизни. Одни видят в мышонке грызуна и вредителя, другие невинное существо, которое дарует радость на границе всемирного апокалипсиса.

Книга поднимает вопрос не только соразмерности наказания совершенному преступлению, но и тяжести вынесения приговора для исполнителя.

Джон Коффи - как посланник Бога

-11

Я думаю о Джоне Коффи, говорящем, что Уэртон убил близняшек Деттериков их любовью, что это случается каждый день, по всему миру. Если такое случается, то именно Бог дозволяет этому случаться, и когда мы говорим: «Я не понимаю», Он отвечает: «Меня это не волнует».
Зелёная миля (роман)

Отдельное внимание в этой книги стоит уделить Джону Коффи, это второй главный персонаж этой книги, который формирует огромную сюжетную линию книги, хотя почти и не участвует в ней. Джон достаточно не многословный, у него проблемы с памятью и он не помнит почти ничего из своей жизни. По этому его раскрытие происходит, через других персонажей. Эмоции Пола и команды надзирателей, когда они увидели огромного гиганта. Диалоги Пола с журналистом и шерифом, заметки в истории о совершенном преступление и газетах в которых шла речь о судьях, поисковой команде, родителях жертвы. Поведение Джона в самой камере на протяжение всего заключения. Именно так по иголочкам формируется полный образ Коффии, он разбросан как в детективе по всей сюжетной линии романа. Мы узнаем его постепенно на протяжение всей истории. Сначала он читателю и главному герою может показаться скрытым и опасным, но постепенно нам будет открываться истинные события.

Как уже говорилось ранее образ Джона сильно похож на ребёнка, что может быть связано с делом Джорджа Стинни. Стивен Кинг специально сформировал, такой образ героя, чтобы бы был диссонанс между его силой и поведение, а так же характер беззащитного, наивного, маленького ребёнка. Это придает истории ещё большей трагичности и эмоциональной окраски. Автор обыгрывает проблему когда о человеке судят по его внешнему виду. Все считаю Коффи опасным, так он просто огромного размера. По предыстории его дела, мы знаем, что его обвиняют в убийстве двух девочек, с которыми его и поймали, но это лишь "пленка на воде", которая скрывает огромный мир этого героя.

На самом деле, это история похожая на библейскую по своему смыслу. Человек с особым даром, оказывается в не нужное время, в не нужном месте и как обычно, если люди не могут понять им проще избавиться от этого. Вить именно не понимание друг друга приводит людей к многолетней трагедии, которая известна как ксенофобия и расизм.

Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .
Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .

Обыгрывается цвет кожи героя и его внутренний мир, идет сравнение с Иисусом по образу героя и поведению. Этот персонаж не кому не хочет причинять вреда, он по детски воспринимает окружающий мир и даже его речь построена особым упрощенным языком.

Всё это в совокупности и приводит, к завязке данной истории, к трагедии, которую нельзя остановить.

Джона Коффи не возможно описать, про него нужно прочитать, так как ни один автор не сможет передать этого персонажа, как Стивен Кинг. Детальная, хирургически точная, расстановка событий делает историю этого героя максимально живой и насыщенной. Простой обзор персонажа не раскроет его, как сам роман, потому что в нем события постепенно дополняют основную историю, раскрывая скрытые от нас моменты и в итоге мы получает тот самый образ, который хотел передать автор.

Коффи не только повлияет на жизни персонажей, но и даст бесценные знания и опыт. Стоит обратить внимание, что казнь заключенных для надзирателей была простой работой и они не привыкли усложнять её рассуждениями о правомерности вынесенного приговора. Соответственно можно предположить, что риски "невиновного" - могли быть. Просто Джон стал точкой апогеи, когда им пришлось задуматься о правомерности наказания, так как это был ребёнок во взрослом теле с даром Бога. Даже если психические нарушения Коффии не повлияли бы на них (детское поведение), покушения на жизнь сына Бога, точно очень тяжкий грех, который одним осознанием выведет любого из равновесия.

Походу сюжета будут рассуждения о богоизбранности Коффии, так как у него имеется дар исцеления, а значит скорей всего он дарован ему Богом и из этого будет следовать, что он создание божье.

– Я действительно устал от боли, которую слышу и чувствую, босс. Я устал от того, что постоянно куда-то иду, одинокий, всеми покинутый. У меня никогда не было друга, который составил бы мне компанию, сказал, куда мы идем и зачем. Я устал от людей, которые так ненавидят друг друга. Их мысли режут меня, как осколки стекла. Я устал от того, что часто хотел помочь и не смог. Я устал от тьмы, которая окружает меня. Но больше всего устал от боли. Ее слишком много.
Зелёная миля (роман)

Старая замыкалка

-13
Смех в блоке Е казался столь же неуместным, как и в церкви.
Зелёная миля

С самого начала произведения понятно, что будет момент казни заключенного и это давит на читателя, каждую главу. Смертельный приговор в тюремном блоке Е выносится с помощью электрического стула по прозвищу Старая замыкалка. Автор упоминает об этом каждый раз, но откладывает этот момент всё дальше и дальше, что только больше угнетает. Именно это момент закрывает эмоциональный образ надзирателей, читатель сам находится в статусе такого надзирателя, который видит последние дни людей.

Старая замыкалка - как костёр во времена инквизиции, не просто исполняет приговор, а высасывает из людей душу. Такая дьявольская машина созданная людьми для экзекуции себе подобных.

Они все еще здесь. Кусочки их все ещё здесь. Я слышу их крики.
Зелёная миля (роман)

Не смотря на то, что это ужасные преступники участие в акте судебного приговора не становится проще. Оно даже при простом чтение накладывает груз ответственности за чужую жизнь. Как с таким грузом живут реальные надзиратели просто не понятно. Осознание этого просто убивает живую сущность в человеке.

Сущность нашего жизненного опыта, которая формируется с самого детства: понимание добра и зла, жизни и смерти, законности, справедливости. Даже если, человек совершает какие-то зверства можем ли мы решать судьбу его жизни? Именно эти вопросы чувствуешь при чтение это книги... Зеленая миля играет законами из Библии, говоря что этот мир давно сходит с ума... и мы как маленький мышонок пытаемся выжить в нем исполняя приказы "больших людей".

Мистер Джинглес. Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .
Мистер Джинглес. Кадры с фильма "Зеленая миля" 1999 год .

Если мы отвечаем, на предыдущий вопрос ДА, не значит ли что мы считаем себя выше Бога??? Что мы решили, что можем давать жизни и отбирать? Тогда это осознание полностью рушит наше религиозное восприятие этого мира.

Даже если не вдаваться в религиозные вопросы, с медицинской и научной точки стороны данный способ вынесения приговора не является гуманным. Это было доказано в 1967 году многими общественными деятелями и привело к поэтапному принятию моратория на смертную казнь.

По этому предвкушение этого момента ощущается, как что-то мерзкое, противоестественное, ужасное.

Общий вывод

-15

Многие фанаты романа "Зеленая миля" замечают сходство с романом Булгакова "Мастер и Маргарита"- это такое современное видение вопроса о вере, о Боге, о жизни и смерти. В обоих романах есть хорошие персонажи и плохие, есть добрые и злые герои, есть не понимание мистики и страх перед не понятным.
Маленькая мышка или верный пёс со своим хозяином, это образы присущие библейским книгам, ничто иное как ангелы проводящие душу человека в загробный мир. Даже история болезни и исцеления достаточно похожи.

Стивен Кинг не просто пишет книги, он придает каждой своей истории очень большой философский контекст, можно сказать что он Фридрих Ницше, только от мира ужасов. Его философия в произведениях понятна каждому и именно по этому читатель верит в героев его книг. Кажись простые образы героев, заставляют чувствовать боль, страх и ужас. Это все потому, что его образы живые и близкие по натуре к обычному человеку, но для большей окраски автор придает им духовности и силы воли.

Почти в каждой книги скрывается глубокий смысл образов: девочка потерявшая кота, писатель запертый в своем творчестве насильно, надзиратель который должен вынести приговор богоподобному человеку, семейная пара борющийся за выживание.
Его книги не обложка, а дворец идей. В них нужно вникать, пытаться осознать и понять. Только тогда, Вам откроется полный мир его книг. Как уже говорилось, автор рассказывает моменты с хирургической точностью, даже когда играет несколькими мирами как в "Зеленой миле" или "Мизери". По этому книга ощущается как пазл событий, которые он поэтапно для нас открывает. Потеряв одну страницу сюжета, Вы уже не ощутите ту целостность картины.

-16

Это как смотреть на обесцвеченные цветы, не возможно понять их всей красоты без этого яркого красного цвета, так и в книгах Стивена Кинга, без полного понимания сюжета не будут открыты те философские нотки, о которых он писал, а значит шедевральный мир героев так и останется обложкой.

От части это проблему раскрывает Джек Лондон в романе "Мартин Иден", буржуазное общество делает вид, что является умным и осознанным потому, что это модно, но на самом деле не понимает многих произведений.
Прочитать про разбор этой книги можно
здесь.

По этому "Зеленая миля" - не просто дорога заключенного к последнему пути, это философский объект для каждого человека, смысл задуматься о своей жизни, на что ты её тратишь, что ты сможешь предъявить и вспомнить, когда придет твой час для "Зеленой мили"? Эта книга заставляет людей думать прежде, чем класть свою жизнь на весы богини Фемиды, думать о том чего стоишь ты и твоя жизнь? Разве может стоить какой-то один момент всей жизни?