Найти в Дзене

Литераторские мостки. Исаак Бродский и другие видные мастера советского изобразительного искусства

Российский и советский художник, один из основоположников социалистического реализма в живописи. Известен, как мастер масштабных исторических картины и портретист. Автор обширной изобразительной ленинианы. Профессор и директор Всероссийской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Стал первым художником — кавалером ордена Ленина. Родился в городе Бердянске. Его отец был достаточно крупным землевладельцем и купцом второй гильдии. Первым учебным заведением Бродского стала четырехклассная городская школа в Бердянске. Одновременно он брал уроки рисования и несколько раз одерживал победы на школьных и городских конкурсах художников – любителей.
Видя успехи сына отец согласился отдать его на учебу в Одесское художественное училище.
В 1902 году Исаак окончил училище с отличием и был без экзаменов принят в Императорскую Академию художеств. В течение 5 лет занимался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который считал Бродского своим лучшим учеником.
После окончания академии в чи
Оглавление

Бродский Исаак Израилевич (1884–1939)

Российский и советский художник, один из основоположников социалистического реализма в живописи. Известен, как мастер масштабных исторических картины и портретист. Автор обширной изобразительной ленинианы. Профессор и директор Всероссийской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Стал первым художником — кавалером ордена Ленина.

Родился в городе Бердянске. Его отец был достаточно крупным землевладельцем и купцом второй гильдии.

Первым учебным заведением Бродского стала четырехклассная городская школа в Бердянске. Одновременно он брал уроки рисования и несколько раз одерживал победы на школьных и городских конкурсах художников – любителей.
Видя успехи сына отец согласился отдать его на учебу в Одесское художественное училище.
В 1902 году Исаак окончил училище с отличием и был без экзаменов принят в Императорскую Академию художеств. В течение 5 лет занимался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который считал Бродского своим лучшим учеником.
После окончания академии в числе лучших выпускников был отправлен в Европу за казённый счет.

Учился в Германии, Франции, Испании и Италии, где встречался с Горьким на острове Капри. Известно, что в Париже он познакомился Матиссом, Пикассо и другими представителями новейших направлений в живописи, о которых позже писал:

"...эти художники произвели на меня отвратительное впечатление, и до сих пор я не могу понять их и всегда вспоминаю о них с отвращением."

Одним из главных итогов его заграничной стажировки стала крупномасштабная картина «Сказка», за которую он получил крупную денежную премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств.

-2

До Октябрьской революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников».

Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петрограде.
Художник воспринял революционные события с энтузиазмом. Летом 1917 года он пишет портрет А. Ф. Керенского.

-3

После Октябрьской революции Бродский вошел в состав нового Исполнительного комитета по делам искусств и посещал заседания, которые проходили на квартире Максима Горького. Там он познакомился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник видел вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью.

Исаак Израилевич Бродский стал автором множества портретов Ленина, Сталина, Кирова, Дзержинского и других видных деятелей Советского государства. Его картины:

«II Конгресс Коминтерна.»
«II Конгресс Коминтерна.»
«В. И. Ленин в Смольном в 1917 году.»
«В. И. Ленин в Смольном в 1917 году.»
«Расстрел 26 бакинских комиссаров».
«Расстрел 26 бакинских комиссаров».

и многие другие, сегодня воспринимаются не как образцы идеологически выдержанного искусства, а как произведения большого мастера, которого его учитель Илья Ефимович Репин называл

«Рафаэлем нашего времени».

В 1932 году Бродский стал сначала преподавателем, а через два года — директором Всероссийской академии художеств . Также он возглавил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры . Такая огромная нагрузка в сочетании с интенсивным творчеством сказалась на здоровье художника.

14 августа 1939 года Исаак Бродский скончался в возрасте 55 лет. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1949 году на могиле художника была установлена плита серого гранита.

-7

В 1976 году на могиле Бродского был установлен бронзовый бюст на гранитном постаменте.

-8

Бюст является прижизненным скульптурным портретом художника работы Б. М. Кратко.

Скульптор В. М. Кратко лепит бюст И. И, Бродского в его доме. 1934 год
Скульптор В. М. Кратко лепит бюст И. И, Бродского в его доме. 1934 год

В 1994 году рядом с отцом был похоронен Бродский Евгений Исаакович (1912–1994), известный инженер – строитель, участник обороны Ленинграда.

-10

Булдаков Геннадий Никанорович (1924–1990)

-11

Выдающийся советский зодчий, главный архитектор Ленинграда 1971—1986 годах. Народный архитектор СССР.

Родился 17 декабря 1924 года в деревне Золотухино, Угличского уезда, Ярославской губернии. В 1941 году приехал в Ленинград, где поступил на Кировский завод. В 1942 году был призван в ряды РККА. Кавалер двух Орденов Славы и ещё нескольких боевых наград. Участник Парада Победы 1945 года в Москве.
После демобилизации поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, который закончил с отличием в 1951 году и был оставлен для продолжения образования в аспирантуре.
В дальнейшем работал в Академии строительства и архитектуры старшим архитектором.
В 1960—1967 годах — руководитель мастерской в институте «Ленпроект». Под его руководством был разработан план строительства и развития города Зеленогорска и создана генеральная схема «Зелёного пояса Славы» - комплекса мемориальных сооружений посвященных подвигу защитников Ленинграда.

С 1968 по 1979 год Геннадий Никанорович Булдаков преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте, с 1977 года — профессор.

В 1967—1971 годах — заместитель начальника Главного архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. В 1971—1987 годах — главный архитектор Ленинграда и председатель Градостроительного совета.
Несмотря на столь высокую занятость на административных постах Геннадий Никанорович много и плодотворно работал как непосредственно градостроитель.
Он является автором генерального плана строительства Сестрорецка, станций метро «Гражданский проспект», «Чёрная речка», «Озерки» и многих других архитектурных проектов в Ленинграде и области.

Действительный член Академии художеств СССР, секретарь правления Союза архитекторов СССР Геннадий Никанорович Булдаков скончался 7 декабря 1990 года в Ленинграде. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки».

Надгробие представляет собой стелу из серого полированного гранита с барельефным портретом выполненным методом гальванопластики и смотрится весьма изыскано.

-12
-13

Дитрих Леопольд Августович (1877–1954)

-14

Российский и советский скульптор, много и успешно работавший в соавторстве с В. В. Козловым.

Родился в Варшаве. В 1900 году переехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). После того как его работы были отмечены серебряной медалью на сельскохозяйственно-промышленной выставке городские власти Екатеринодара премировали молодого скульптора стипендией для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художников Санкт-Петербурга.

С 1905 года Дитрих был вольнослушателем Академии художеств, где сдружился с Василием Козловым.

Первой их совместной работой стало декоративное оформление, доходного дома М. И. Вавельберга на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы.

-15
-16

Следующей совместной работой друзей стало скульптурное оформление фасада Торгово-промышленного банка на Большой морской улице в Петербурге

-17
-18

Кроме Петербурга Дитрих и Козлов которые стали ещё и родственниками (они женились на родных сёстрах) успешно работали в Киеве, Ростове-на-Дону, Ессентуках.
В советское время они создали в Ленинграде грандиозный шестидесятиметровый фриз на фасаде Дворца культуры имени И. И. Газа.

-19

а также рельефы на фасаде кинотеатра «Гигант».

-20

Кроме того, Леопольд Августович Дитрих известен, как мастер станковой скульптуры. Многие его работы после смерти мастера были переданы родственниками в Выборгский краеведческий музей.
Работал скульптор и в мемориальном жанре. На Литераторских мостках можно увидеть необычное по решению надгробие на могиле писателя
Алексея Павловича Чапыгина (1870–1937), автора романа «Степан Разин».

-21

Леопольд Августович Дитрих пережил все 872 дня Ленинградской блокады и в 1944 году начал преподавать в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, где обучал скульпторов – реставраторов, потребность в которых после блокады была необычайно высока.

Скончался 20 октября 1954 года. Похоронен на Литераторских мостках рядом со своим другом и соавтором Василием Васильевичем Козловым.

Захоронение очень скромное и представляет собой плиту с барельефным портретом скульптора, выполненным ещё при его жизни В. В. Козловым

-22
-23

Козлов Василий Васильевич (1887–1940)

-24

Русский и советский скульптор, много и успешно работавший в соавторстве с Л. А. Дитрихом.

Родился в 1887 году в селе Владыкино Сердобского уезда, Саратовской губернии в бедной крестьянской семье. Имея за плечами всего 2 класса земской школы, отправился в Петербург, где устроился учеником фотографа и поступил на вечерние подготовительные классы рисования школы при Императорском Обществе поощрения художеств (ОПХ).

В 1900 году Василия Козлова приняли в ремесленные мастерские ОПХ, где он учился в рисовальных классах и одновременно работал в декоративно-лепном цехе.

В 1906 году успешно сдал экзамены за курс ОПХ и получив диплом ремесленника-лепщика, поступил в Академию художеств. Его дипломная работа «Человек с навязчивой идеей» наделала много шума и вызвала жаркие спору среди специалистов и просто любителей искусства.

-25

В конце концов все сошлись во мнении что молодой скульптор устроил своеобразный «протест против академической застойности и тупости в искусстве».

В итоге молодому человеку было отказано не только в зарубежной стажировке, на которую он явно претендовал, как лучший выпускник 1912 года, но и в получении звания художника.
Впрочем, имя и репутацию он себе уже заработал. Как я уже писал выше, в соавторстве с лучшим другом Леопольдом Дитрихом, Козлов выполнил несколько больших и весьма выгодных заказов по оформлению фасадов домов в Петербурге и других городах Российской империи.

В 1919 году Козлов стал председателем комитета скульпторов Петрограда, в 1919—1925 годах работал в качестве сотрудника отдела охраны и реставрации памятников искусства и старины, а позже стал профессором скульптурного факультета Академии художеств.
Известен, как один из основоположников советской ленинианы в скульптуре.
Искусствоведы считают, что именно Козлов разработал три базовые модели статуи «Ленин-оратор», которые в дальнейшем массово тиражировались не только по всему СССР, но и отправлялись в дружественные страны. Сам Василий Васильевич стал автором более 40 памятников Ленину в разных городах Советского Союза самым знаменитым из которых стал памятник перед Смольным.

-26

Василий Васильевич Козлов скончался 5 июня 1940 года, и был похоронен на Литераторских мостках. Надгробие совершенно нейтральное и абсолютно не идеологизированное.

-27
-28

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.