Бродский Исаак Израилевич (1884–1939)
Российский и советский художник, один из основоположников социалистического реализма в живописи. Известен, как мастер масштабных исторических картины и портретист. Автор обширной изобразительной ленинианы. Профессор и директор Всероссийской Академии художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Стал первым художником — кавалером ордена Ленина.
Родился в городе Бердянске. Его отец был достаточно крупным землевладельцем и купцом второй гильдии.
Первым учебным заведением Бродского стала четырехклассная городская школа в Бердянске. Одновременно он брал уроки рисования и несколько раз одерживал победы на школьных и городских конкурсах художников – любителей.
Видя успехи сына отец согласился отдать его на учебу в Одесское художественное училище.
В 1902 году Исаак окончил училище с отличием и был без экзаменов принят в Императорскую Академию художеств. В течение 5 лет занимался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который считал Бродского своим лучшим учеником.
После окончания академии в числе лучших выпускников был отправлен в Европу за казённый счет.
Учился в Германии, Франции, Испании и Италии, где встречался с Горьким на острове Капри. Известно, что в Париже он познакомился Матиссом, Пикассо и другими представителями новейших направлений в живописи, о которых позже писал:
"...эти художники произвели на меня отвратительное впечатление, и до сих пор я не могу понять их и всегда вспоминаю о них с отвращением."
Одним из главных итогов его заграничной стажировки стала крупномасштабная картина «Сказка», за которую он получил крупную денежную премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств.
До Октябрьской революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников».
Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петрограде.
Художник воспринял революционные события с энтузиазмом. Летом 1917 года он пишет портрет А. Ф. Керенского.
После Октябрьской революции Бродский вошел в состав нового Исполнительного комитета по делам искусств и посещал заседания, которые проходили на квартире Максима Горького. Там он познакомился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник видел вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью.
Исаак Израилевич Бродский стал автором множества портретов Ленина, Сталина, Кирова, Дзержинского и других видных деятелей Советского государства. Его картины:
и многие другие, сегодня воспринимаются не как образцы идеологически выдержанного искусства, а как произведения большого мастера, которого его учитель Илья Ефимович Репин называл
«Рафаэлем нашего времени».
В 1932 году Бродский стал сначала преподавателем, а через два года — директором Всероссийской академии художеств . Также он возглавил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры . Такая огромная нагрузка в сочетании с интенсивным творчеством сказалась на здоровье художника.
14 августа 1939 года Исаак Бродский скончался в возрасте 55 лет. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 1949 году на могиле художника была установлена плита серого гранита.
В 1976 году на могиле Бродского был установлен бронзовый бюст на гранитном постаменте.
Бюст является прижизненным скульптурным портретом художника работы Б. М. Кратко.
В 1994 году рядом с отцом был похоронен Бродский Евгений Исаакович (1912–1994), известный инженер – строитель, участник обороны Ленинграда.
Булдаков Геннадий Никанорович (1924–1990)
Выдающийся советский зодчий, главный архитектор Ленинграда 1971—1986 годах. Народный архитектор СССР.
Родился 17 декабря 1924 года в деревне Золотухино, Угличского уезда, Ярославской губернии. В 1941 году приехал в Ленинград, где поступил на Кировский завод. В 1942 году был призван в ряды РККА. Кавалер двух Орденов Славы и ещё нескольких боевых наград. Участник Парада Победы 1945 года в Москве.
После демобилизации поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института, который закончил с отличием в 1951 году и был оставлен для продолжения образования в аспирантуре.
В дальнейшем работал в Академии строительства и архитектуры старшим архитектором.
В 1960—1967 годах — руководитель мастерской в институте «Ленпроект». Под его руководством был разработан план строительства и развития города Зеленогорска и создана генеральная схема «Зелёного пояса Славы» - комплекса мемориальных сооружений посвященных подвигу защитников Ленинграда.
С 1968 по 1979 год Геннадий Никанорович Булдаков преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте, с 1977 года — профессор.
В 1967—1971 годах — заместитель начальника Главного архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома. В 1971—1987 годах — главный архитектор Ленинграда и председатель Градостроительного совета.
Несмотря на столь высокую занятость на административных постах Геннадий Никанорович много и плодотворно работал как непосредственно градостроитель.
Он является автором генерального плана строительства Сестрорецка, станций метро «Гражданский проспект», «Чёрная речка», «Озерки» и многих других архитектурных проектов в Ленинграде и области.
Действительный член Академии художеств СССР, секретарь правления Союза архитекторов СССР Геннадий Никанорович Булдаков скончался 7 декабря 1990 года в Ленинграде. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки».
Надгробие представляет собой стелу из серого полированного гранита с барельефным портретом выполненным методом гальванопластики и смотрится весьма изыскано.
Дитрих Леопольд Августович (1877–1954)
Российский и советский скульптор, много и успешно работавший в соавторстве с В. В. Козловым.
Родился в Варшаве. В 1900 году переехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). После того как его работы были отмечены серебряной медалью на сельскохозяйственно-промышленной выставке городские власти Екатеринодара премировали молодого скульптора стипендией для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художников Санкт-Петербурга.
С 1905 года Дитрих был вольнослушателем Академии художеств, где сдружился с Василием Козловым.
Первой их совместной работой стало декоративное оформление, доходного дома М. И. Вавельберга на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы.
Следующей совместной работой друзей стало скульптурное оформление фасада Торгово-промышленного банка на Большой морской улице в Петербурге
Кроме Петербурга Дитрих и Козлов которые стали ещё и родственниками (они женились на родных сёстрах) успешно работали в Киеве, Ростове-на-Дону, Ессентуках.
В советское время они создали в Ленинграде грандиозный шестидесятиметровый фриз на фасаде Дворца культуры имени И. И. Газа.
а также рельефы на фасаде кинотеатра «Гигант».
Кроме того, Леопольд Августович Дитрих известен, как мастер станковой скульптуры. Многие его работы после смерти мастера были переданы родственниками в Выборгский краеведческий музей.
Работал скульптор и в мемориальном жанре. На Литераторских мостках можно увидеть необычное по решению надгробие на могиле писателя Алексея Павловича Чапыгина (1870–1937), автора романа «Степан Разин».
Леопольд Августович Дитрих пережил все 872 дня Ленинградской блокады и в 1944 году начал преподавать в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, где обучал скульпторов – реставраторов, потребность в которых после блокады была необычайно высока.
Скончался 20 октября 1954 года. Похоронен на Литераторских мостках рядом со своим другом и соавтором Василием Васильевичем Козловым.
Захоронение очень скромное и представляет собой плиту с барельефным портретом скульптора, выполненным ещё при его жизни В. В. Козловым
Козлов Василий Васильевич (1887–1940)
Русский и советский скульптор, много и успешно работавший в соавторстве с Л. А. Дитрихом.
Родился в 1887 году в селе Владыкино Сердобского уезда, Саратовской губернии в бедной крестьянской семье. Имея за плечами всего 2 класса земской школы, отправился в Петербург, где устроился учеником фотографа и поступил на вечерние подготовительные классы рисования школы при Императорском Обществе поощрения художеств (ОПХ).
В 1900 году Василия Козлова приняли в ремесленные мастерские ОПХ, где он учился в рисовальных классах и одновременно работал в декоративно-лепном цехе.
В 1906 году успешно сдал экзамены за курс ОПХ и получив диплом ремесленника-лепщика, поступил в Академию художеств. Его дипломная работа «Человек с навязчивой идеей» наделала много шума и вызвала жаркие спору среди специалистов и просто любителей искусства.
В конце концов все сошлись во мнении что молодой скульптор устроил своеобразный «протест против академической застойности и тупости в искусстве».
В итоге молодому человеку было отказано не только в зарубежной стажировке, на которую он явно претендовал, как лучший выпускник 1912 года, но и в получении звания художника.
Впрочем, имя и репутацию он себе уже заработал. Как я уже писал выше, в соавторстве с лучшим другом Леопольдом Дитрихом, Козлов выполнил несколько больших и весьма выгодных заказов по оформлению фасадов домов в Петербурге и других городах Российской империи.
В 1919 году Козлов стал председателем комитета скульпторов Петрограда, в 1919—1925 годах работал в качестве сотрудника отдела охраны и реставрации памятников искусства и старины, а позже стал профессором скульптурного факультета Академии художеств.
Известен, как один из основоположников советской ленинианы в скульптуре.
Искусствоведы считают, что именно Козлов разработал три базовые модели статуи «Ленин-оратор», которые в дальнейшем массово тиражировались не только по всему СССР, но и отправлялись в дружественные страны. Сам Василий Васильевич стал автором более 40 памятников Ленину в разных городах Советского Союза самым знаменитым из которых стал памятник перед Смольным.
Василий Васильевич Козлов скончался 5 июня 1940 года, и был похоронен на Литераторских мостках. Надгробие совершенно нейтральное и абсолютно не идеологизированное.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.