В рамках проекта «Балет без границ» рассказываем историю одного из самых необычных воплощений «Щелкунчика» Эрнста Теодора Амадея Гофмана в Петербурге. А поставлен он был в Мариинском театре в 2001 году Михаилом Шемякиным.
Историческая справка: Михаил Шемякин – петербургский художник, который уже давно вышел за пределы северной столицы и своим творчеством завоевал весь мир. Художник создал множество скульптур, картин, костюмов. Так, в начале 2000-х он работал над новым видением «Щелкунчика».
С чего все начиналось?
Художник столкнулся с Гофманом в юные годы. Как и писаткль, Михаил Шемякин родился в Кёнигсберге, где маленькому скульптору мама рассказывала сказки про Щелкунчика. Она была актрисой кино и театра, поэтому у нее получалось великолепно донести истории и разыграть нужные сценки. А также творчество Гофмана было близко художнику из-за таинственных замков и развалин вокруг.
Михаил Шемякин стал иллюстрировать Щелкунчика в начале 50-х–60-х годов просто для себя, некоторые рисунки он даже сделал в психбольнице, куда попал из-за своих взглядов. Гофман считался очень мистическим писателем, и его не одобряли в обществе, особенно для молодёжи.
Откуда пришла идея для создания постановки?
Прошли десятилетия, и художник начал работать в Мариинском театре. Здесь же его попросили поставить новую версию «Шелкунчика», причем первое на что обратил внимание Шемякин – музыка для него была очень трагичная.
До этого спектакль был новогодней и детской историей, здесь же главной идеей было создать историю не только для детей, которую можно показывать в любое время года. Так Михаил Шемякин решил выйти за пределы классического балета.
О создании постановки
Шемякин просмотрел все декорации мира: Сербии, Мексики, современных постановок, также им были прочитаны сотни книг и материалов. Главный способ работы художника – это исследование.
Он всё гадал, что можно придумать нового, где что стоит поменять. Так, некоторые его приемы вошли в историю театра. К примеру, сцена «Снежная буря», где у балерин-снежинок появились черные пачки с белыми помпонами, которые олицетворяют бурю. А вдохновением послужила буря в Клераке, которую художник увидел в окне – черное небо и только белые снежинки.
Также на роль Дроссельмейера Михаил Шемякин пригласил человека вне театра – Антона Адасинкого. Сейчас он руководит школой DEREVO, и балет ему тогда был совершенно не близок: его движения резкие, у него другая спина, импульс в танце не похож на плавные движения. Сам актёр говорил: «Это будет скандал на сцене!», но по итогу такая техника исполнения и классический балет создали новое видение, которое смогло полностью передать задумку Шемякина.
В 2001 году балет впервые был представлен широкой публике, критики отнеслись к нему с большим сомнением, но сам занавес открывался 8 раз на аплодисменты зрителей, настолько был большой восторг от балета. Сейчас постановку можно всё еще посмотреть в театре. А Императорский фарфоровый завод выпускает фигурки по этому балету уже 20 лет: каждая создается вручную, а процесс регулирует сам Михаил Шемякин.
Были ли вы на этом балете в Мариинском театре? Отличается ли он от классики?