Доброго времени суток уважаемые читатели!
Начало мая 1942 года. Войска только только недавно сформированного Крымского фронта, задачей которого было деблокирование осажденной немцами героически сражающейся группировки Приморской армии в Севастополе , а также освобождение всего Крымского полуострова, многократно превосходящие противника по численности, потерпели сокрушительное поражение. Сие разгром привел не только к потере Керченского полуострова, но и также к падению Севастополя. В плен попали сотни тысяч советских солдат, не считая мирного населения. Что же привело к одной из самых масштабных катастроф советско-германского фронта в 1942 году?
Наверное стоит начать с того, что первоначально в план "Барбаросса" немецко-фашистским командованием захват Крыма абсолютно не входил. Коррективы были внесены только после бомбардировок советской морской авиацией, дислоцированной в Крыму, румынских нефтепромыслов, а также высаженного морского десанта на Дунае.
Для захвата Крымского полуострова и прикрытия своего правого фланга немецким командованием группы армий "Юг" была выделена 11-ю полевая армия недавно назначенного тогда еще генерал-полковника Эриха фон Манштейна. В ее состав входили три армейских корпуса: 30-й ( две пехотные и одна танковая дивизии), 42-й (три пехотных дивизии) , 54 -й (две пехотные дивизии и одна бригада). В подчинение Манштейна был передан также румынский горный корпус (три бригады).
С противоположной стороны оборону полуострова заняла свежая 51-я армия. Состоявшая из восьми стрелковых и трех кавалерийских дивизий, эта группировка при умелом командовании, могла намертво запереть Перекопский перешеек - единственное доступное для прорыва место.
Однако, командованием 51-й армии были сделаны неверные выводы относительно местности для вторжения противника, а также сил, способных этому противостоять. Считая, видимо, что одной-двух дивизий вполне достаточно чтобы прочно запереть узкий Перекопский перешеек, генерал-полковник Ф. И Кузнецов, не особо наделенный военными талантами, как вы можете наблюдать из представленной выше схемы, сосредоточил на перешейке всего лишь одну дивизию. Еще одна дивизия прикрывала Чонгарский мост. Основные же силы армии были распылены и рассосредоточены чуть в глубине полуострова. Это ошибочное решение привело к тому, что соединения 11-й немецкой армии в короткий срок прорвали оборону на Перекопе и разбили основные силы 51-й армии, и тем самым вышли на оперативный простор. Потерявшим управление, разрозненным частям армии ничего не оставалось, кроме как отходить к Керчи, и далее эвакуироваться на Таманский полуостров. Подошедшей к тому момент эвакуированной из Одессы Отдельной Приморской армии генерал-майора И.Е Петрова ничего не оставалось, кроме как отходить к Севастополю. Как результат, к декабрю 1941 года за более чем два месяца практически вся территория Крыма оказалась оккупированной немцами, естественно за исключением героически сражающегося Севастополя.
Поражение в Крыму не только серьезно осложнило положение осажденной Приморской армии в Севастополе, возникла также угроза вторжения на Кубань , а также опасность потери баз Черноморского флота .
Для нормализации обстановки Ставкой ВГК было дано указание провести десантную операцию по возвращению Керченского полуострова с дальнейшим освобождением территории Крыма. План должен был стать грандиозным. Именно поэтому в конце декабря 1941 года штабом Закавказского фронта генерал-майора Ф. И Толбухина при непосредственном участии командующего фронтом генерал-лейтенанта Д. Т Козлова ( собственно одним из главных виновников будущей катастрофы), была спланирована и осуществлена Керченско-Феодосийская десантная операция.
Суть операции заключалась в следующем: одновременно при поддержке кораблей Черноморского флота происходит высадка двух армий - 44-й в Феодосию с последующим наступлением на север и 51-й в районе Керчи с последующим наступлением на соединение 44-й армии. Общая численность - 82.500 человек, 43 танка, 454 орудия и минометов. Общая задача - окружить и разгромить 42-й армейский корпус, удерживающий Керченский полуостров. Ниже представлена детальная схема операции.
Однако операция пошла не совсем так как изначально планировалось. Понимая всю опасность окружения и разгрома главных сил 42-го армейского , командир корпуса генерал Ганс фон Шпонек самовольно приказал начать отступление с полуострова, в спешке бросая все тяжелое вооружение и технику. Медлительность советского наступления так же сказалась на результате. Как итог, несмотря на потери, немцам удалось выйти из под угрозы окружения.
В своей книге "Утерянные победы" Эрих фон Манштейн по этому поводу писал так:
Если бы противник использовал выгоду создавшегося положения и быстро стал бы преследовать 46-ю пехотную дивизию от Керчи, а также ударил решительно вслед отходившим от Феодосии румынам, то создалась бы обстановка, безнадежная не только для этого вновь возникшего участка… Решалась бы судьба всей 11-й армии.
Стоит сказать, что за самовольный отход генерал Шпонек по приказу того же Манштейна был отдам под суд, и вскоре расстрелян.
Сложившаяся обстановка благоприятно сказалась и на обороне Севастополя. После двух неудачных штурмов, Манштейн был вынужден прекратить атаки и перебросить часть сил 11-й армии в район Керченского полуострова. Было выиграно время для укрепления обороны и переброски резервов из Новороссийска в состав Приморской армии.
Однако на этом все успехи закончились. Вместо того, чтобы продолжить наступление и перерезать коммуникации 11-й немецкой армии, имея превосходство в живой силе, но при этом ссылаясь на их недостаточность, комфронта Козлов начал постоянно откладывать сроки наступления, чем собственно воспользовался Манштейн, и в середине января 1942 года нанес подошедшими дивизиями упреждающий удар, отбил Феодосию и отбросил советские войска на 20 км.
В конце января 1942 года Ставкой ВГК был образован Крымский фронт, который сразу же усилили 47-й армией. Командующим был назначен все тот же генерал Д.Т Козлов. Членом Военного совета фронта был прислан армейский комиссар 1-го ранга Л.З Мехлис, который сразу же с молчаливого согласия командующего, самовольно освободил от должности начальника штаба генерал-майора Ф.И Толбухина, заменив его генерал-майором П. П Вечным. Не будучи военным, и естественно не имея абсолютно никакого понимания в военном деле, Мехлис в обход комфронта Козлова, и по сути заменив его собой, начал отдавать прямые указания командирам соединений. Начались разногласия, которые так же, как и сама нерешительность Козлова, негативным образом сказались на боеготовности войск фронта.
Да бы не подрывать "наступательный дух", и якобы заботясь о личном составе, Козлов, а в дальнейшем и Мехлис, запретили рыть окопы и ходы сообщений. Строительные работы на тыловых рубежах практически не проводилась. Вместе с этим сроки самого наступления опять же постоянно переносились. За несколько месяцев, а именно с конца января по апрель, немцы успели создать прочную оборону на узком участке Яйла — побережье Сиваша, попытки ее прорвать, несмотря на большую плотность войск, да еще и без поддержки Черноморского флота, приводили лишь к большим потерям.
К маю 1942 года численность войск Крымского фронта была доведена до 300 тысяч человек. При всем этом, ситуация относительно обороны практически никак не изменилась. Командование фронта в лице Козлова и Мехлиса абсолютно не воспринимали возможность немецкого наступления. Более того, плотность войск на линии фронта, участок которого не превышал 20 км, стала еще больше, резервы были подведены ближе к линии фронта. Маскировка напрочь отсутствовала, КП и НП находились вблизи фронта .
Манштейн, имея вдвое меньшую численность войск, все же решил нанести удар "кулаком" по слабым позициям, прорвать оборону и прижать советские войска к берегу Азовского моря . Операция получила наименование " Охота на дроф". Ниже представлена схема немецкого наступления.
Немецкое наступление началось 8 мая. После артиллерийской и авиационной подготовки, немецкие войска практически сразу прорвали оборону 44-й армии. От ударов авиации и артиллерии была нарушена связь, потеряно управление войсками. В небе господствовала немецкая авиация. Черноморский флот, который должен был поддерживать огнем войска Крымского фронта также бездействовал. Каждый немецкий снаряд наносил страшный урон, армии понесли огромные потери.
По приказу Ставки, войскам фронта было предписано начать отход к Керчи и там занять оборону, которой, как было сказано ранее, по сути не было, укрепления практически отсутствовали. Для прикрытия отхода с задачей задержать противника был нанесен контрудар тремя танковыми бригадами. К 13 мая оборона Турецкого вала на подступах к Керчи была прорвана, к 14 мая- немцы вышли к самому городу. Бросая вооружение и технику, войска армий начали в спешке отходить к берегу Керченского пролива.
14 мая на Керченский полуостров прибыл командующий Северо-Кавказским направлением маршал С.М Буденный, которому ничего не оставалось, как сразу утвердить эвакуацию остатков Крымского фронта на Тамань. В последствии о тех трагических событиях в своих дневниках он писал:
Такой паники я никогда в жизни не видел... Это было какое - то стихийное бедствие. Все оружие было брошено на поле боя, а люди бежали группами и в одиночку к Керченскому проливу. На любую доску или лодку бросались тучей. Сразу все затоплялось, люди гибли.
События на Керченском полуострове отразились и на обороне Севастополя. Буквально через два месяца, а именно в июле 1942 года Манштейн предпринял третий штурм, который войска Приморской армии не смогли сдержать.
Потери советских войск составили более 150 тысяч убитыми и пропавшими без вести, более тысячи орудий, 248 танков. Командующий фронтом Д.Т Козлов и член Военного совета Л.З Мехлис - главные виновники поражения, были освобождены со своих занимаемых должностей и всего лишь понижены на одну ступень в воинских званиях, а сам Крымский фронт был расформирован.
Однако все могло ведь произойти иначе...
Благодарю за внимание!
Надеюсь, что вам понравилась данная публикация. Буду рад абсолютно любым вашим комментариям, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал. Всего вам доброго!