- Ты что творишь! Немедленно вытирай эту гадость с резьбы! - крикнул водитель "Мазды".
- Почему ты не смазал резьбу?! - удивлённо поинтересовался хозяин микроавтобуса "Мерседес".
- Дай я проверю, какой смазкой ты обрабатываешь болты и гайки перед установкой колеса, - настойчиво говорил сотруднику шиномонтажки владелец фуры.
Подобные диалоги я слышу постоянно, когда посещаю СТО. За свои 20 лет стажа до сих пор не найден чёткий и правильный ответ на вопрос "смазывать или нет".
Но есть одна мудрость, которой готов поделиться. Желаете узнать? Ну тогда ценные сведения далее в статье!
Не подмажешь, не раскрутишь
Прекрасно знаю, что новая машина - это минимум проблем с ТО. А вот если ей уже больше десяти лет и долго не раскручивалось колесо, то сделать это будет нелегко.
Многие работники шиномонтажных мастерских жалуются: от долгой эксплуатации гайка буквально прикипает к торцу посадочного места. Добавлю сюда дорожные реагенты, которые в избытке на проезжей части.
Иногда гайки приходится просто отрывать, а перед закручиванием шлифовать посадочное место. Если даже вы против использования смазки на резьбе, то нужно обязательно смазать хотя бы точки посадки гайки.
Сделаем акцент: если брать обычные легковые машины, то у них сила затяжки не очень большая, использовать смазку нет никакой необходимости.
Сила трения спасает
Ещё на лекциях по деталям машин преподаватель вбил простую истину: резьбовое соединение очень сильно напоминает пружину.
При затягивании гайки мы немного растягиваем саму шпильку. Последняя пытается вернуться в родное положение. Именно за счёт этого образуется плотная связь между торцами гайки и болта.
Эта сила и удерживает гайку в одном положении. Затягивать слишком сильно не стоит: резьба может сорваться.
Если мы будем затягивать сухие детали, то практически вся сила пойдёт на создание трения. Если поверхность шпильки смазать, то этот показатель уменьшается на треть: Вы рискуете потерять колесо во время движения.
Наличие смазки уменьшает силу трения.
Если трение пропадает, то гайка может раскрутиться и покинуть своё место. При движении колесо испытывает огромную нагрузку, никто не отменял вибрацию, неровности дорог и прочие факторы.
Использовать гайку с пластиковой проставкой не получится, материал просто расплавится от высокой температуры.
Как правило, необходимость смазывать резьбовые соединения существует у водителей грузовиков и автопоездов. Ещё мой дядя дальнобойщик всегда немного смазывал резьбу креплений колеса МАЗа (в те времена выбор материалов был скудным). Но на своём "Москвиче" он никогда так не поступал!
Владелец 15-летнего Volkswagen раскрыл важную истину
Эта тема очень сильно меня заинтересовала, я стал обзванивать товарищей. Серёга из Самары катается на микроавтобусе "Volkswagen". Мужик он трудолюбивый, но ремонт колёс доверяет мастерам.
Если такой возможности нет, то при закручивании колёс всегда слегка брызгает на резьбу силиконовую аэрозоль. Его автомобилю около 15 лет, уже начала появляться ржавчина. Именно она побуждает делать подобные действия.
Его вердикт таков: "Если автомобиль новый, то смазывать не стоит".
Смазка смазке рознь
Если занимаетесь ремонтом самостоятельно и решили покрыть поверхность резьбы смазочным веществом, то рекомендую присмотреться к составам с плотной текстурой.
К ним отнесу графитовую и смазку с молибденом или медную смазку. Самый крайний вариант - литол или солидол.
Огромная ошибка произойдёт, если Вы нанесёте на крепёж моторное масло: его рабочий ресурс составляет всего семь суток! При обработке резьбы покрывают только конусную часть небольшим количеством.
Заметим: последние 50 лет считаются эпохой торжества химической промышленности. В мире есть сотни корпораций, которые производят масла, смазки и всяческие консистенции. Они активно будут продвигать свой товар и приучать к нему механиков из шиномонтажки.
Лучшее и надёжное решение на сегодняшний день
Если прочесть инструкции и памятки ко многим авто, то производители категорически против нанесения смазки на поверхность резьбы.
И это понятно: пока машина новая, то и колесо легко открутить. Проблемы с откручиванием старых колёс их не волнует. А вот происшествие из-за самораскручивания гайки считается серьёзным.
К примеру, производитель "Вольво" тщательно изучает каждое ДТП, философией бренда является абсолютная безопасность водителя. Да и вообще, собственник заинтересован в постоянном сбыте и богатых покупателях. Машину необходимо обновлять раз в 5-7 лет: это его философия.
Любой уважающий себя бренд старается месяцами испытывать узлы и механизмы. Но проверять колёсную резьбу десятилетиями никто не станет.
Каждая машина имеет свою историю и эксплуатируется в разных условиях, с разным режимом движения, при самой непредсказуемой погоде. А эти все факторы действуют по-разному. Непредсказуемо поведёт и смазка: в одном случае она полезна, в другом принесёт вред!
Вечная мудрость на все времена
Со студенческой скамьи меня приучали читать то, что рекомендует производитель. К любому автомобилю есть толстая книжка, которая называется "Инструкция пользователя". Как давно Вы открывали её?
Что написано в ней относительно смазки колёсных креплений? А если ли вообще информация на этот счёт? Непременно пролистайте этот букварь и поделитесь найденными знаниями.
Ну а от себя я посоветую кататься только на новой машине. Шучу! Просто хочу пожелать, чтобы вы никогда не задумывались о ремонте своего автомобиля, чтобы всегда все механизмы работали исправно и без перебоев.
А что думаете Вы по поводу всего сказанного? Как закручиваете колёса на своём "стальном коне"? Каким ценным опытом готовы делиться?