Найти в Дзене
Хатабыч

Как выбрать DDR5: все об оперативной памяти последнего поколения.

Все больше пользователей предпочитают собирать компьютер на базе оперативной памяти DDR5. Если на старте стоимость планок была непомерно высокой, а производительность не всегда себя оправдывала, то теперь ситуация изменилась в лучшую сторону. Что нужно знать при покупке ОЗУ стандарта DDR5 и на что обращать внимание — рассказываем в деталях.
Объем памяти
Начнем с самого простого, но в то же время важного параметра. Со времен DDR4 граница комфортного объема сместилась в большую сторону:
8 ГБ — минимум для офисной сборки — работа в офисных программах и серфинг в сети;
16 ГБ — минимум для геймерской сборки, комфортная работа в нетребовательных фоторедакторах;
32 ГБ — комфортный объем для геймерской сборки;
64 ГБ и более — для работы в специализированных программах.
Да, большинство уже вышедших ААА-проектов после оптимизиации вполне комфортно работают на 16 ГБ. Но в последние годы выходит все больше игр, у которых потребление ОЗУ переваливает за порог 16 ГБ. Теперь это число в

Все больше пользователей предпочитают собирать компьютер на базе оперативной памяти DDR5. Если на старте стоимость планок была непомерно высокой, а производительность не всегда себя оправдывала, то теперь ситуация изменилась в лучшую сторону. Что нужно знать при покупке ОЗУ стандарта DDR5 и на что обращать внимание — рассказываем в деталях.

Объем памяти

Начнем с самого простого, но в то же время важного параметра. Со времен DDR4 граница комфортного объема сместилась в большую сторону:

8 ГБ — минимум для офисной сборки — работа в офисных программах и серфинг в сети;
16 ГБ — минимум для геймерской сборки, комфортная работа в нетребовательных фоторедакторах;
32 ГБ — комфортный объем для геймерской сборки;
64 ГБ и более — для работы в специализированных программах.

Да, большинство уже вышедших ААА-проектов после оптимизиации вполне комфортно работают на 16 ГБ. Но в последние годы выходит все больше игр, у которых потребление ОЗУ переваливает за порог 16 ГБ. Теперь это число все чаще стоит в минимальных системных требованиях.

Ситуация усугубляется и тем фактом, что предтоповый сегмент видеокарт не спешит наращивать объем видеопамяти — большая часть моделей все еще предлагает 8 ГБ, из-за чего и возрастает нагрузка на ОЗУ. Именно поэтому игровую сборку на DDR5 стоит сразу же начинать с объема в 32 ГБ.

Сколько устанавливать планок?

Одним из нововведений стандарта DDR5 стало появление двух каналов по 32 бита на одной планке вместо одного на 64 бит у DDR4. Таким образом, одна планка DDR5 способна работать в двухканальном режиме, что вводит пользователей в заблуждение. Важно понимать, что ширина канала не изменилась — это все те же 64 бита.

Соответственно, здесь работает то же правило, что и для DDR4. Одна планка предлагает наименьшую производительность. Две планки — оптимальный вариант, поскольку здесь задействуется тот самый двухканальный режим работы, хотя программы вроде CPU-Z отображают для двух планок четыре канала.

Четыре планки показывают себя в среднем либо аналогично, либо немного хуже двух планок, имеют меньший разгонный потенциал и работают на более низких частотах. Это касается десктопных процессоров, контроллер которых поддерживает лишь два канала.

Четыре планки продемонстрируют максимальную производительность лишь в паре с четырехканальным контроллером, который устанавливается обычно в серверных моделях.

В стандарте DDR5 разница в производительности между одной/двумя планками одинакового суммарного объема есть, но иногда не столь существенна. Именно поэтому при сборке ПК с нуля можно какое-то время работать всего на одной планке, а позже докупить вторую. Набор из четырех планок хоть и допустим, но для десктопных процессоров не дает каких-либо принципиальных преимуществ.

Самое главное — не забудьте проверить, какой максимальный объем поддерживает материнская плата.

Одно- или двухранговая память?

В зависимости от конструкции модуль памяти может иметь как один ранг (64 бита), кристаллы обычно располагаются с одной стороны планки памяти, так и два ранга (128 бит) — кристаллы по обе стороны плашки.

В теории, чем больше суммарных рангов — тем выше производительность. То есть две двухранговые планки будут работать быстрее пары одноранговых. Однако эти различия могут быть минимальными, а в играх даже незаметными.

Наибольшее преимущество двуранги проявляют при работе со специализированным софтом — здесь в лучших случаях можно ожидать прироста до 5–10 %. Дополнительно для двурангов не потребуется выжимать максимально высокие частоты, чтобы получить близкую к максимуму производительность.

Частота памяти

В первую очередь вы должны понимать, что существует эффективная частота (ее пишут на упаковках и в интернет-магазинах), и реальная частота — она в два раза меньше эффективной. Например, 5600 МГц — это эффективная частота, а 2800 МГц — реальная.

Базовая частота работы модулей DDR5 согласно первой редакции стандарта JEDEC составляет 4800 МГц. Это на 50 % выше, чем у модулей DDR4. То есть если вы просто вставите планки в материнскую плату без каких-либо дополнительных настроек, то ОЗУ гарантированно запустится на этой частоте. Во второй редакции JEDEC утвердили частоту в 6400 МГц.

Производители также предлагают более производительные режимы работы — так называемые XMP (Intel) и EXPO (AMD) профили. Как правило, доступно три профиля от производителя и два пользовательских. Эти профили предлагают повышенные частоты от 5200 до 8200 МГц, а также могут изменять напряжение и тайминги.

Для частоты действует общее правило — чем она выше, тем больше производительность. Но есть несколько нюансов.

Предел по другим комплектующим

В первую очередь изучите максимальную поддерживаемую частоту для вашей материнской платы по стандарту JEDEC. Эта гарантированная частота, при которой у вас не возникнет никаких проблем с ОЗУ. Параллельно обычно указывают, на каких частотах будет работать разогнанная память (OC). Но для этого придется включить соответствующий профиль в BIOS.

Если ваша материнская плата, например, поддерживает до 6400 МГц, то гнаться за более высокими частотами ОЗУ нет смысла. Но этот предел можно преодолеть уже ручным тонким разгоном.

Помимо этого «узким горлышком» может стать и сам процессор. Например, если говорить о AMD Ryzen 7000 то ограничение шины Infinity Fabric сказывается на ОЗУ. В некоторых случаях производительность планки XMP профиле DDR5-6000 выше, чем при большей частоте DDR5-6200.

Соотношение прироста частоты к стоимости

Насколько ощутимой будет разница в производительности между DDR5-5600 МГц и DDR5-6400 МГц? На самом деле здесь все зависит от спектра задач. В синтетических тестах разницу заметить можно — прирост в отдельных случаях до 15 %, поэтому высокие частоты будут актуальны для работы в каких-то требовательных к ОЗУ программах, например, фоторедакторах. Однако в играх изменения вы можете и не заметить. Подобный тест производительности на разных частотах провели в паре с Intel Alder Lake.

Проще говоря, иногда намного выгоднее купить DDR5 с чуть более низкими частотами, а после провести ручной разгон для повышения производительности. В играх же разница между 5600 и 6000 МГц может и вовсе составлять всего пару кадров в секунду.

Таким образом, высокая частота — это хорошо, но если без фанатизма. Для DDR5 комфортным можно назвать диапазон 5200-6400 Мгц. Такие планки относительно доступные и предлагают ощутимый прирост по сравнению с JEDEC 4800 МГц. А вот гнаться за частотами в 7000–8000 МГц пока особого смысла нет.

Популярный вопрос задают владельцы процессоров AMD — нужна ли высокочастотная память? По словам технического специалиста AMD, лучшим выбором памяти DDR5 для энтузиастов будут модули со скоростью работы 6000 МТ/с.

Ответ на этот вопрос вы можете получить в отдельном материале. Энтузиаст протестировал AMD Ryzen 7 7700X с несколькими комплектами DDR5. Как показали тесты, для игрового ПК с Ryzen 7000 действительно лучше выбирать ОЗУ не ниже 6000 МГц.

Тайминги

Частота памяти — это лишь одна сторона монеты. Вторая сторона — тайминги. Высокочастотная память будет фактически бесполезной, если у нее стоят слишком плохие тайминги.

Тайминги — это время, необходимое оперативной памяти для выполнения определенных операций на чтение, запись и не только. Поскольку ОЗУ представляет собой ячеистую структуру, то для обмена данными с процессором необходимы множество разноплановых действий. У каждого из таких действий — свое время срабатывания.

Правило простое — чем ниже значения таймингов, тем выше производительность. Параллельно нужно обращать внимание на латентность — задержка в наносекундах. Всего существует несколько десятков таймингов — полный список вы можете посмотреть в специализированном софте или в BIOS.

В технических характеристиках обычно указывают четыре цифры — это первичные тайминги:

• CAS Latency (tCL) — указывает время между командой на чтение/запись информации и началом ее выполнения.
• RAS to CAS Delay (tRCD) — время полного доступа к данным, то есть поиска нужного столбца и строки в двухмерной таблице.
• RAS Precharge — время перехода от одной строки в таблице к другой.
• tRAS — задержка между командой активации доступа и командой закрытия строки.

Причем первый параметр tCL имеет приоритетное значение и в большей мере оказывает влияние на производительность. По сути, задержка CAS — это время, необходимое памяти для ответа ЦП и чем оно меньше тем лучше.

Недорогие модели ОЗУ предлагают тайминги на уровне 40-40-40-77 (CL40). Более дорогие планки предлагают уже 38-38-38-76 (CL38). В продаже также встречаются и такие тайминги как 36-40-38-60. При этом по сравнению с DDR4 у нового поколения куда выше латентность — она доходит до 90 нс и даже больше.

Таким образом, большие тайминги вроде CL40 можно компенсировать высокой частотой хотя бы от 5600 МГц. При низкой частоте и высоких задержках вы получите большую латентность в 80–90 нс, что считается плохим результатом.

Установка профиля XMP или ручной разгон позволят получить более комфортную латентность в 65–75 нс.

Вторичные и третичные тайминги также оказывают влияние на быстродействие, но уже не столь значительное. Их изучение и настройка будет актуальна лишь энтузиастам, которые борются за каждую наносекунду.

При одинаковой частоте отличия в таймингах будут ощутимы больше всего на синтетических тестах, а в играх разница окажется минимальной.

Производители чипов памяти

У ОЗУ DDR5 могут отличаться производители чипов памяти. Как правило, определить до покупки, какие именно стоят чипы бывает проблематично, если этого не указано явно в характеристиках или на упаковке. От производителя во многом зависит потенциал разгона.

К бюджетным относятся Micron и SpecTek. Такие компоненты можно встретить в наборах памяти с частотами от 4800 до 5200 МГц. Как правило, разогнать их удается не больше 5400–5600 МГц. Более предпочтительные чипы от Samsung и SK Hynix — они могут разгоняться от 5600 до 7200 МГц.

Также важно знать не только производителя, но и тип чипа. Про степпинг DDR4 мы написали отдельный материал. Частично описанная градация сохраняется для DDR5 за тем исключением, что типов пока намного меньше, поскольку стандарт только набирает обороты. Выбор фактически предлагает только Hynix — чипы A-Die имеют куда больший потенциал разгона вплоть до 7200 МГц.

Можно ли ставить вместе планки разного объема, частоты и таймингов?

Технически проблем быть не должно. Если система запустится, то она выставит параметры по худшей из планок. Однако в этом случае вы потеряете потенциал более производительной планки. Именно поэтому всегда есть смысл покупать ОЗУ комплектом, в котором гарантирована совместимость.

Конструктивные особенности

Эти параметры напрямую не влияют на производительность, да и со времен DDR4 ничего нового не появилось, но изучить их будет не лишним.

Радиатор. Большинство планок DDR5 поставляются с радиатором, который отводит тепло, но в продаже встречается ОЗУ и без него. Однако учитывайте, что при сильной нагрузке да еще и в разгоне память может нагреваться до 70–85 °C в плохо вентилируемом корпусе. Хотя производитель и заявляет рабочие температуры до 95 °C, сильный нагрев может ускорить деградацию чипов.

Подсветка. RGB-подсветку можно настроить для одновременного отображения только одного цвета, в то время как ARGB (адресуемая RGB) гораздо более совершенна и позволяет настраивать и контролировать каждый отдельный светодиод. Однако последняя на ОЗУ встречается редко.

Высота. Планки могут иметь высоту от 32 до 45 мм. Важно убедиться, что высокие планки не мешают кулеру процессора.

Разгон

Чтобы в полной мере реализовать весь потенциал и преимущества перед DDR4, планки DDR5 можно разогнать. Принципиально методика практически не поменялась — вам необходимо подбирать частоту, напряжение и тайминги, при которых ОЗУ будет стабильно работать.