Команда «Цистерны» делится историей подготовки премьерного проекта. Как складывалась внутренняя коммуникация, с какими вызовами сталкивались организаторы и, главное, как создавался уникальный проект о будущем — заглядываем в закулисье монтажа в новой материале.
«Дано» проекта
На момент старта было три ключевых вводных. Первое — технические возможности компании dreamlaser: их парк оборудования, опыт и команда инженеров, которые понимают, как что подключать и куда крепить.
Второе — непосредственно пространство со своей историей, спецификой и характеристиками. «Цистерне» досталась нестандартная площадка, имеющая два уровня со знаменитым наследием от цеха пивоварения — огромными отверстиями в потолке от бродильных цистерн.
Наконец, третье — сама идея премьерной инсталляции. Из этих пунктов и сложилась итоговая концепция.
Спор физиков и лириков
Принято считать, что все проекты начинаются с идеи. Креативная команда разрабатывает концепт, а потом передаёт его технической команде на реализацию.
В случае «Цистерны» спор физиков и лириков завершился ничьей. Как в парадоксе курицы и яйца, нельзя с уверенностью сказать, что состоялось раньше — креативная идея или технический план. Важным шагом стало тесное взаимодействие обеих команд.
«Сначала я придумал сетап — примерный план расположения и работы оборудования в пространстве: какое количество лазеров нам потребуется, как они установлены, куда направлены. Далее в виде изображений из 3D-программ и моделей сетап передали инженерной команде, которые проверили, можно ли физически всё закрепить, подвесить и расположить так, как мы хотим. Параллельно советовался с креативным директором студии dreamlaser Антоном Колодяжным. Только после нескольких взаимных согласований концепт перешёл к следующему этапу», — Арсений Тюрин, креативный директор выставки.
После создания общей канвы инженеры забрали концепт инсталляции на детальную проработку — чтобы продумать все элементы соединений «до винта». Так, на этапе подготовки техническая команда делала 3D-сканирование пространства, чтобы отталкиваться от точных форм. Заранее проводились тесты по сборке отдельных элементов — часть креплений прорабатывались конкретно под инсталляцию, так как стандартные решения не подходили.
Затем технический директор площадки Андрей Торопов, хорошо знакомый с её особенностями, адаптировал составленные чертежи под реальность. Какие-то элементы пришлось видоизменять, так как не все идеи креативной команды получалось реализовать в имеющихся условиях.
«Даже на этапе непосредственного монтажа инсталляции то и дело появлялись несостыковки, которые приходилось оперативно исправлять. Но это нормально, учитывая сложность установки оборудования. Главное, что мы смогли добиться результата, который был изначально задуман», — Арсений Тюрин, креативный директор выставки.
На этом же этапе видеоинженеры дали необходимые вводные креативной студии, чтобы запустить в работу создание контента.
Технологические решения
В реализации концепции команда задействовала около 30 тонн техники dreamlaser. Прежде всего стоит сказать о LED Mesh, или так называемых LED-сетках. Из них собраны две больших «Цистерны», которые первыми встречают зрителя при входе в зал. LED-сетка — это тип LED-экрана, у которого между отдельными пикселями есть зазоры настолько большие, что экран выглядит полупрозрачным с обратной стороны. Эта особенность и легла в основу сетапа: зритель смог заглянуть в цистерны снаружи.
Для создания фотозоны Т-Банка использовались традиционные LED-экраны и зеркала. Вместо стандартного способа сборки, где модули устанавливаются вплотную друг к другу, в этом проекте они были размещены с зазорами — чтобы создать бо́льшую поверхность, задействовав меньше самого экрана. Символически таким образом был имитирован принцип работы LED-сетки — как некая отсылка к тому, что происходит внутри инсталляции. В результате получилась воздушная конструкция, которая хорошо просматривается со всех сторон. А за счёт зеркал внутри фотозоны сработала оптическая иллюзия и зритель смог попасть в бесконечный тоннель.
В зоне «Голографической сферы» решили использовать кинетическую лебедку, которая опускает экран в зеркальной призме, создавая эффект объёмного изображения. Технология обеспечила динамичное взаимодействие со зрителем, позволяя ему наблюдать за изменениями в реальном времени. Лазер, установленный сверху, добавил дополнительные слои отражений, и за счёт законов преломления света получилась та самая сфера.
Каждая из технологий, использованных на инсталляциях, была тщательно подобрана и интегрирована в общий концепт так, чтобы в итоге получилось создать полноценное иммерсивное пространство.
Звуковая архитектура
Неотъемлемая часть любого мультимедийного проекта — акустика. В «Цистерне» ей уделили особое внимание и создали сложную звуковую карту пространства. С помощью 3D-моделирования и специальных диаграмм команда проанализировала, как звук будет отражаться и взаимодействовать в тех или иных точках зала. Здесь же получилось выявить потенциальные проблемы — фоновые шумы, наложения звуков — и предотвратить их.
Композитор выставки Саша Зарипов, написавший оригинальную музыку для инсталляции, провёл несколько дней на площадке, совместно со звукоинженером отстраивая звучание каждого элемента. В результате была создана многослойная 16-канальная композиция, работающая в балансе. Такой подход обеспечил равномерное распределение звука по пространству, позволяя зрителям не терять нить восприятия независимо от того, где они находились в зале.
Не трудности, а интересные задачи
Спросите любого продюсера или креативного директора, что они думают о монтаже выставки. Уверены, они ответят: монтаж — самый ожидаемый и интересный этап. В пустом пространстве начинается временная застройка, работы занимают свои места, а стены постепенно наполняются задуманным смыслом.
Но монтаж — это и про определённые вызовы и форс-мажоры. В установке любой инсталляций есть свои особенности. Всегда нужно учитывать допустимые нагрузки точек подвесов, высоту потолков, точки разгрузки и их близость к площадке. И даже самое простое — ширину дверных проемов, которая может вносить свои коррективы в конструктивные решения.
«Трудностей не было, были только интересные задачи. Так, например, по задумке внутри инсталляций «Цистерны» сверху подразумевался зеркальный светопрозрачный слой, который выглядел бы как зеркало, но в то же время пропускал мультимедийный контент. Чтобы найти решение, пришлось перебрать разные материалы и «поженить» их на монтаже. В итоге остановились далеко не на первом — придумали, как крепить на каждый модуль диодного экрана (а их 224 штуки!) сверху дополнительную «накладку», на которую была накатана светопрозрачная зеркальная плёнка, дающая нужный эффект», — Ольга Волкова, продюсер выставки.
Выставка «Цистерна» открыта до 8 декабря. Приходите посмотреть на результат 288 часов монтажа. Билеты тут.