30 октября считается Днем основания военно-морского флота России. В этот день в 1696 году был принят первый закон о морском флоте — Боярская Дума по настоянию Петра I постановила: «Морским судам быть». Прочувствовать исторический момент с пользой для кругозора поможет посещение необычных музеев на базе настоящих кораблей. На познавательную прогулку приглашает гид Павел Перец.
Ледокол «Красин». Набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия
Первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» (1898) в России долгое время оставался единственным. В 1915 году Совет министров принял решение о создании ледокольного флота. 24 сентября 1916 года хорошо известный нам сейчас музей был зачислен в списки судов флота как ледокол «Святогор». Имя «Красин» он получил уже в 1927 году в честь советского дипломата Леонида Красина. «Красин» участвовал в нескольких спасательных операциях, самая известная из которых — вызволение парохода «Челюскин» из льдов. Во время Великой Отечественной был оснащен корабельными орудиями. Ледокол выполнял свою функцию до 1972-го (!), потом служил плавучей электростанцией, а теперь это уникальный корабль-музей.
Подводная лодка С-189. Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы (напротив дома 31, угол 16-й линии)
Сосед «Красина» — дизель-электрическая подлодка, построенная неподалеку, на Балтийском заводе, в 1950-х. Ее посещение будет полезным тем подросткам, которые мечтают стать подводниками. Ваш покорный слуга тоже бывал на боевой подводной лодке и там «познакомился» с нею. Так говорят, когда ты стукнешься головой об очередной выступ. Купе плацкарта покажется вам более комфортным местом, чем кают-компания, настолько здесь мало пространства для маневра. Но подводники очень быстро к этому привыкают и уже через месяц передвигаются по своему второму дому с ловкостью муравьев в муравейнике.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Шкиперский проток, 12, литера Н
Все познается в сравнении, и обстановка на С-189 будет для вас не такой уж и суровой, когда вы посетите подлодку Д-2 здесь же, на Васильевском острове. Во время Великой Отечественной труд подводников был одним из самых опасных. Немцы нашпиговали Финский залив минами и протянули противолодочные сети, из-за чего его прозвали «суп с клецками». В одну из таких сетей попала Д-2, но благодаря умелым и самоотверженным действиям экипажа сумела выпутаться. Лодка отправила на дно транспорт «Якобус Фрицен» и повредила паром «Дойчланд», посеяв панику среди немецких моряков и солдат вермахта. После войны «Народоволец» служил учебно-тренировочной базой, а потом, почти одновременно с С-189, стал музеем.
Крейсер «Аврора». Петроградская набережная
Поскольку про «Аврору» снято, написано и спето немало, давайте развеем главный миф. Со школьной скамьи многие знали, что она стреляла по Зимнему дворцу. Потом выяснилось, что не стреляла. Потом — что стреляла, но холостым. И что это был сигнал к началу восстания. Потом — что это никакой не сигнал, а сигнал был с Петропавловской крепости. Потом — что Петропавловская крепость стреляла, но не для сигнала, а чтобы устрашить Временное правительство.
Дело в том, что когда с Петропавловской крепости пальнули шрапнелью, в Зимний прилетел так называемый стакан — часть снаряда. Морской министр Временного правительства Дмитрий Вердеревский, осмотрев его, сказал, что это с «Авроры». Фразу подхватили, и с тех пор она фигурирует в разных источниках.
К-3 «Ленинский комсомол». Кронштадт, кластер «Остров фортов»
В Кронштадте работает один из самых удивительных кораблей-музеев, расположившийся в корпусе первой советской атомной подводной лодки — К-3 «Ленинский комсомол». Открытию предшествовала уникальная операция по транспортировке судна из Снежногорска в Кронштадт и самая кропотливая работа по его восстановлению.
В начале 1950-х создание отечественного атомохода с нуля было общенациональной задачей. В ее решении участвовали 35 НИИ, 20 конструкторских бюро и около 100 промышленных предприятий — и все это в условиях строжайшей секретности. К-3 спустили на воду в 1959 году. В 1962-м лодка всплыла на Северном полюсе, установив на лед флаги СССР и ВМФ. Во время похода АПЛ обнаружила подводный хребет в Северном Ледовитом океане — крупнейшее географическое открытие XX века. В память об этом событии одна из вершин носит имя «Ленинский комсомол». Больше на мировых картах нет ни одного географического названия, связанного с советскими АПЛ.
#большаяпрогулка