Глубоко под землей раньше работали не только люди. До появления механизмов, которые делают труд людей проще и безопасней, в шахты брали животных и птиц. Сильные лошади, мулы и ослы, маленькие канарейки и умные собаки — их можно было встретить в выработках практически любой страны еще 50—70 лет назад. А крошечные пони и вовсе появились из-за необходимости облегчить труд шахтеров. Расскажем, как они помогали людям.
Лошади для перевозки угля и грузов
Лошади вывозили из-под земли уголь, перевозили материалы и оборудование. В некоторых странах их использовали уже в XVI веке. Шахтеров, которые работали с лошадьми, называли коногонами. Животных учили разным командам: «влево», «вправо», «кругом». Обучавшего ее коногона лошадь узнавала по голосу, поэтому обычно один шахтер работал со всю жизнь с одним животным.
Лошадей можно было повсеместно встретить на шахтах Великобритании и других стран Европы, а также на некоторых шахтах СССР, например на «Северной» в Кемерове. В 2008 году ко Дню шахтера там установили памятник коногону, который управляет лошадью, запряженной в вагонетку с углем. К середине ХХ века на всех советских шахтах этих животных заменили электропоезда, но в Кемерове на опасных выработках они остались — только в 1972 году на поверхность вывели последнего жеребца по кличке Рубин.
Интересно, что по английским законам 1911 года трудиться на выработках могли только кони, причем не моложе 4 лет и не старше 20. Животных, отработавших свой срок, поднимали наверх.
Жилось лошадям под землей несладко: они работали по 8—12 часов, всегда находились в шахтных конюшнях на глубине до 360 метров. Иногда их вывозили на поверхность, но либо ночью, либо надев специальные защитные шоры на глаза. Ведь животные, привыкшие к темноте, от яркого света могли ослепнуть. Не все лошади адаптировались к жизни в шахте, некоторые умирали, но те, что приспосабливались, работали под землей по 10—20 лет. При этом в целом о лошадях заботились, в том числе и потому, что они дорого стоили. В конюшнях поддерживали чистоту и сухость, животных хорошо кормили, их осматривали ветеринары, а за травму или гибель лошади работника могли оштрафовать.
В Америке вместо лошадей чаще использовали мулов — животных, появившихся в результате скрещивания осла и кобылы. Они ниже ростом и выносливее, поэтому лучше подходили для работы под землей. Мулы работали вместе с шахтерами примерно до середины ХХ века, когда электрификация сделала их ненужными.
Ослы тоже помогали шахтерам — на угольных шахтах Пакистана их использовали для перевозки угля на поверхность.
Почему появились пони
С развитием угледобывающей промышленности связана и история такого подвида лошадей, как пони. Их вывели вовсе не для катания детей или использования в цирках: маленькие лошадки умели выживать в самых суровых условиях, их разводили для небольших ферм. На шахтах пони высотой до 120—130 см были нужны, чтобы пройти в низкие выработки, куда обычная лошадь не поместилась бы. В таких обычно использовали шетлендских пони, которых выращивали на Фарерских островах, в Исландии и США. Эти животные были миниатюрными, но очень сильными и могли перетаскивать массивные груженые вагонетки. В высоких выработках работали более крупные разновидности.
В английских шахтах пони использовали с конца XVIII до середины ХХ века, также их можно было встретить в США и Канаде. В Британии они массово заменили женщин и детей, после того как в 1842 году там ограничили женский и детский труд под землей. К 1913 году в британских шахтах было около 70 000 маленьких лошадей. Последнего пони по кличке Робби вывели на поверхность аж в 1999 году, хотя уже в начале ХХ века рабочие процессы в шахтах механизировали и потребность в животных практически отпала.
Канарейки вместо газоанализатора
Канарейки были первыми газоанализаторами. Использовать их предложил Джон Холдейн — шотландский физиолог, который изучал воздействие угарного газа на человеческий организм. Он выяснил, что у птиц и мелких млекопитающих из-за быстрого обмена веществ симптомы отравления проявляются намного раньше, чем уровень газа становится критическим для человека. Так, канарейки гибнут даже при совсем небольшой концентрации метана и угарного газа в воздухе.
В итоге шахтеры стали брать под землю клетку с птицей. Работая, они следили за птицей — если та переставала петь, беспокоилась или падала замертво, человек немедленно поднимался наверх. Канарейки в норме поют почти постоянно, поэтому обычно шахтеров тишина заставляла насторожиться. Канарейки не обязательно погибали при выбросе газа: шахтеры выносили их на воздух, после чего птицы обычно приходили в себя. А чуть позже придумали специальные клетки, которые плотно закрывались при появлении газа, после чего внутрь пускали кислород из резервуара в верхней части и птичка могла дышать.
Для шахт покупали отбракованных птиц в зоомагазинах, также некоторые американские и британские угольные компании разводили их для своих рабочих. С 1986 года канареек начали заменять ручными газоанализаторами и постепенно перестали использовать.
Собаки для поиска руд и защиты от крыс
Собак в шахтах использовали по-разному. В некоторых американских шахтах крупные псы заменяли мулов на низких выработках, куда обычные вьючные животные пройти не могли. Их парами запрягали в вагонетки, чтобы вывозить уголь. Также собаки уничтожали крыс, которых в старых шахтах было много, охраняли имущество старателей. Английские шахтеры брали небольших собачек (вроде предков йоркширских терьеров) с собой под землю: они помогали заблудившимся найти дорогу наверх и предупреждали хозяев об опасных газах, так как хорошо их чуяли.
Кроме того, собаки искали месторождения полезных ископаемых вблизи от поверхности земли. Многие минеральные руды, в частности сульфидные, обладают специфическим запахом, который может учуять это животное. Первую собаку для поиска сульфидных залежей обучили в Финляндии, программа по подготовке животных продолжалась тридцать лет. Однако потом ее прекратили, так как использование собак в качестве разведчиков руд обходилось слишком дорого. В 2012 году в Швеции появилась компания OreDog, основатели которой попытались возродить идею поиска залежей с помощью собачьего нюха, но также потерпели неудачу.
Сейчас собаки иногда живут на шахтах, но можно сказать, что по собственной воле. Например, в Кемеровской области у шахты «Первомайской» стоит памятник собаке Ляльке. Она прибилась к шахтерам в 1997 году, сама стала спускаться с ними под землю на глубину до 300 метров, выучила все входы и выходы. Лялька 17 лет проработала под землей, где ловила крыс и лаем предупреждала людей о выбросе опасных газов.