До принятия Христианства в древнерусском обществе одновременно существовало две формы брака: моногамная и полигамная. При этом полигамная сохранялась у древних славян вплоть до конца Х в. В отрывке о нравах славянских племен, содержащемся в «Повести временных лет» говорится, что «радимичи, и вятичи, и северъ… имяху же по две и по три жены».
Так, у князя Игоря, помимо часто упоминаемой в источниках Ольги, были и другие жены. Его внук князь Ярополк, несмотря на то, что уже имел «жену гречанку», привезенную его отцом Святославом из Болгарии, сватался к полоцкой княжне Рогнеде (в будущем жене князя Владимира), который, до принятия им христианства и женитьбы на византийской царевне Анне имел пять «водимых» по языческому обряду жен.
Помимо многоженства среди древнерусской знати процветало и наложничество. Наиболее показателен пример, опять же, дохристианского князя Владимира Святославича «Красно солнышко», у которого было свыше восьмиста наложниц. Полигамия не была явлением исключительно восточнославянским, она была известна у западных, южных славян, и у всех их соседей. Так, например, у польского короля Мешко до принятия им христианства было семь жен. Не был однолюбом и чешский князь Славник.
Рядовые члены славянской общины, очевидно, вели более упорядоченный образ жизни. Но это, объясняется отнюдь не строгостью морально-этических норм, а всего лишь низким достатком обычных общинников, не позволявшим им содержать нескольких жен, а уж, тем более, наложниц.
Помимо полигамии в древнерусском обществе, были и признаки «левирата», (обычая брать в жены вдову умершего брата). Так, тот же князь Владимир Святославич после убийства своего брата Ярополка в 986 г. женился на его вдове-гречанке и усыновил по обычаю её сына Святополка (позднее получившим прозвище Окаянный).
Статус жены в языческой семье
Жена у славян-язычников находилась в подчиненном положении по отношению к мужу. Это было связано с тем, что высшую ступень общественной иерархии занимали мужчины-воины, которые могли накормить и защитить своих соплеменников и родственников. Несмотря на то, что многие славянки вели мужской образ жизни - охотились, воевали, но в большинстве случаев они все же уступали мужчинам в физической силе. Поэтому женщины сначала зависели от отца, а потом попадали под власть мужа. Считается, что они подчинялись мужчине не как бесправные, несамодостаточные существа, а только как более слабые члены общества сильным.
Есть мнение, что превосходство мужчины над женщиной, заключено в космогонии славян. Женщина была водой и олицетворяла пассивное начало мироздания, а мужчина был светом, воплощением активного и творческого начал. Без света, вода виделась в виде льда, снега, смерти. И лишь свет побуждал воду к жизни и движению.
Символическим проявлением отношения к женщине как к подчинённому существу был обряд разувания женой мужа во время брачной церемонии.
Правовое положение жены в древнерусской семье зависело от обстоятельств заключения брака и социального положения женщины. В случае похищения невесты, даже с ее согласия, она становилась собственностью мужа, вещью, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. Такая же судьба ждала и девушек, вступивших в брак через покупку ее, их у родителей. Очень часто они становились даже не женами, а рабынями-наложницами. В лучшем положении находились девушки, вышедшие замуж в результате заключения договора между их родителями и женихом, т. к. в этом случае любящие родители оговаривали достойные условия жизни для своей дочери в семье мужа.
Женщины, принадлежавшие к высшим слоям древнерусского общества, имели гораздо более высокий статус в семье. Они не только были хозяйками в собственном доме, но и принимали участие в общественно-политической жизни Киевской Руси. Об этом свидетельствует наличие среди послов на переговорах князя Игоря с Византией в 945 г. лиц, представлявших интересы знатных славянских женщин: «Искусевн Ольги княгини... Каницаръ Предъславин; Шихъберн Сфанъдръ, жены Улеба…». После убийства древлянами князя Игоря его жена княгиня Ольга «съ сыном своимъ Святославомъ собра вои много и храбры», победила мятежников и «възложиша на ня дань тяжьку».
В дальнейшем она княжила самостоятельно вплоть до совершеннолетия своего сына Святослава, демонстрируя способности выдающегося государственного деятеля.
Независимо от формы заключения брака и места, занимаемого женщиной в общественной иерархии, полновластным главой семьи все-таки оставался муж. Он судил свою жену, мог подвергать ее телесным наказаниям. Не подлежит сомнению тот факт, что в языческий период муж имел право распоряжаться даже жизнью своей жены. Безнаказанность данного преступления, связана с тем, что в древние времена безопасность и жизнь людей обеспечивались угрозой мести со стороны их родственников. Женщина же, вступая в брак, переходила под власть и защиту мужа, и никто из родных уже не имел права мстить супругу-убийце. Кроме того, гибель жены могла произойти в результате «справедливого» и «заслуженного» наказания от мужа.
О невысоком личном статусе женщины в древнерусской семье в дохристианский период свидетельствует и языческий обряд захоронения жены вместе с погибшим мужем.
Можно выделить несколько факторов, обуславливавших существование подобного ритуала. Во-первых, славяне переносили в загробный мир систему отношений, существовавшую в их обществе. Во-вторых, пренебрежительное отношение к женщине у восточных славян привело к появлению веры в то, что она может войти в лучший загробный мир только в сопровождении мужа. Из-за этого многие женщины сами стремились быть похороненными вместе со своим супругом в надежде на лучшую долю на том свете. В-третьих, женщина после замужества попадала в чужую семью, иногда далеко от родственников, поэтому единственным ее защитником и покровителем был муж. После его смерти она теряла защиту от притеснений и оскорблений со стороны чужих людей и потому предпочитала лучше умереть, чем вести такую тягостную жизнь.
Имущество жены, как и ее личность, находились во власти мужа. Даже приданое, которое давалось невесте родителями, не могло смягчить ее зависимость в семье и дать право на равенство в семейных делах.
В древнеславянской семье родительская власть над детьми была неограниченна и прекращалась только с их смертью. Однако помимо широких прав в отношении своих чад (распоряжаться их жизнью, свободой, браком), на родителей налагались и значительные обязанности (обеспечивать, заботиться, мстить). Аналогичные обязательства распространялись и на взрослых детей в отношении их родителей.
С высоты XXI века многое видится невероятно жестоким. Но для тех, кто жил подобным укладом это было нормой. Романтичными те времена точно нельзя назвать.
Поставьте, пожалуйста, лайк чтобы поддержать статью и напишите свои мысли в комментариях! Подпишитесь на канал, чтобы увидеть новые публикации