Книга «Сын серийного убийцы» - это не триллер, не ужастики, это психологическая драма, которая оставляет после себя больше вопросов, чем ответов.
Кэрол, 40-летний доктор экономических наук и профессор в университете, поняла, что созрела для материнства. Не тратя времени на поиски «того самого», она обращается в хорошую клинику и делает ЭКО. Проходит 14 лет, у нее прекрасный сын Алан, скромный, послушный, получающий исключительно хорошие оценки в школе. Жизнь кажется идеальной, пока однажды в новостях Кэрол не увидела новость о поиске серийного убийцы и не узнала в нем донора спермы для ее сына. Будучи профессором, она знает, что как и шизофрения, агрессия родителей в 98% передается их детям. Какое будущее ждет ее сына? Какова вероятность того, что он тоже станет маньяком? Ее жизнь превращается в ад, который она устраивает сама себе и который в итоге приводит к ужасной трагедии.
Автор шаг за шагом показывает нам все мысли, терзания матери, наблюдение за сыном, выводы о его поведении. И здесь начинают рождаться вопросы…
Кэрол вырастила мать, которая постоянно твердила:
- что брак придумали мужчины для порабощения женщин,
- что знакомства должны быть исключительно полезные,
- что времяпрепровождение также должно быть полезным, а свидания и вечеринки – это для неуверенных в себе девушек.
Какой выросла Кэрол? Умной, успешной, целеустремленной, очень рациональной, педантичной. НО… неразвитой эмоционально, помешанной на «достигательстве», зависимая от гиперопеки собственной матери. «Кэрол любила маму и в то же время ужасно боялась ее разочаровать. Годы идут, но когда ты разговариваешь с родителями, время останавливается. Страх быть отвергнутой прочно приклеился к уверенной женщине средних лет, всё еще ожидавшей одобрения каждого поступка со стороны матери».
И вот такой человек понимает, что хочет ребенка. НО…хочет почему? Чтобы обрести, наконец, нормальную семью? Чтобы дарить всю свою нерастраченную любовь? «Ей хотелось передать кому-то свои знания, стать наставником по жизни, хотя бы родив для себя. Она хотела почувствовать к себе любовь». Так она размышляет перед принятием решения о зачатии ребенка. Через 14 лет, готовя день рождения сына, который совпал с ее собственным, она подумает «Алан стал живым подарком на день рождения. Это событие было самым важным праздником в году. Тот день, когда она перестала быть одинокой».
Нуждалась ли Кэрол в маленьком лучике счастья? Хотелось ли ей дарить абсолютную материнскую любовь? Изменить свою наполненную сухими цифрами, распланированную до минуты жизнь, найдя в ней новые грани благодаря маленькому, зависящему от нее человеку? Или ей хотелось потешить своё эго, завести новый проект и буквально «купить» любовь к себе? Автор не делает никаких выводов, предлагая нам размышлять самостоятельно…
Мы не знаем, как именно Кэрол воспитывала ребенка, кроме того, что она снизила нагрузку в университете, чтобы чаще бывать с сыном дома. Нашему вниманию Алан предстает уже подростком, очень чистоплотным, очень собранным, также как мать нацеленным на победы (в их доме даже есть комната достижений, куда записывается каждая выигранная олимпиада, каждый сданный проект), у которого друзей заменяют документальные фильмы на ВВС. Он уважителен с матерью и послушен, они смотрят вечерами фильмы, гуляют по магазинам и ездят к бабушке. Но описано их общение так, как мне показалось, как у служащего с начальником. «Кэрол закончила чтение работ. Она уложилась в план. Время разговоров с сыном немного превысило лимит, но ничего – у него подростковый период. На форуме рекомендовали чаще беседовать с детьми в этом цикле развития». То есть общение с сыном – это один из пунктов ежедневного расписания, на который отведено лимитированное количество времени. Можно ли понять, узнать человека, его мысли, волнения, если его день загружен учебой, секциями и проектами, важны лишь его достижения, а душевное общение ограничено какими-то рамками?
После ужасной новости о поимке маньяка, являвшегося биологическим отцом Алана Кэрол заводит дневник, где анализирует поведение сына, его поступки, его взаимодействие с одноклассниками. Попутно она изучает статьи и форумы психотерапевтов, выискивая признаки отклонений от нормы. И самое интересное, что она начала находить их в сыне:
- отсутствие в человеке отрицательных качеств,
- эмоциональное притупление,
- осознание собственного отличия от других людей, умение маскироваться,
- равнодушие к животным (сын никак не отреагировал на смерть кота).
Кэрол начинает следить за сыном, обнаруживая, что он иногда прогуливает школу, что он зачем-то ходит в ветеринарную клинику. Когда Алан помогает в поисках пропавшей девочки и находит ее, мать накручивает себя, что он сам ее похитил, а с началом шумихи сделал вид, что нашел ее в лесу. Ее пугает абсолютное равнодушие сына к окружающим людям.
« - Мы просто делаем вместе домашку и всё. Меня не беспокоит ни Майк, ни его мать.
- Алан, как ты выражаешься! Неудивительно, почему с тобой никто не дружит.
- Это я ни с кем не дружу. Они мечтают со мной общаться.
- Откуда это высокомерие? Ты же не был таким!
- От тебя. Разве не ты с детства готовишь меня на должность «гения»? Вот я и привыкаю к этой роли».
Процесс недоверия матери к сыну был запущен и остановить его уже было невозможно.
Что важнее: генетика или воспитание? Об этом дискутируют не один десяток лет и, думаю, не придут к единому мнению. Если человек становится маньяком, кто виноват: психологически не здоровый родственник или плохое окружение, недостаток любви и понимания, буллинг сверстников?
Если бы Кэрол рассказала сыну историю его появления на свет…
…если бы она позволяла ему меньше учиться и больше играть…
…если бы она научила его быть не просто победителем, а счастливым, беззаботным ребенком…
…если бы она рассказала ему о своих тревогах и проводила с ним время не как руководитель, а как мама…
…кончилась бы история иначе?