Найти в Дзене

5 фактов о «Голубых танцовщицах» Эдгара Дега, которые вы, возможно, не знали

1: Нежные балерины, как будто излучающие голубое сияние, написаны художником в 1898 году, в тот момент, когда у Дега начались серьёзные проблемы со зрением. Этим фактом часто экспертами объясняется и то, почему перед нами крупные образы девушек – с более масштабными фигурами работать объективно было проще. Живописец с возрастом начал страдать от отслоения сетчатки и избегал контакта с ярким солнечным светом. Всего через несколько лет после создания этой работы Эдгар Дега (1834-1917) практически ослеп, но продолжал почти на ощупь создавать нежные образы балерин с помощью пастели, воска и угля. 2: У ряда искусствоведов есть небезосновательное предположение, что художник изобразил не четыре, а лишь одну танцовщицу. Вероятно, Дега желал таким образом запечатлеть магию движения единовременно с разных ракурсов: вот девушка поправляет платье, в следующую секунду завязывает пуант, а затем выпрямляется во весь рост, ухватившись за декорацию. Да, и обратите внимание – здесь ещё нет танца. Вероят

1: Нежные балерины, как будто излучающие голубое сияние, написаны художником в 1898 году, в тот момент, когда у Дега начались серьёзные проблемы со зрением. Этим фактом часто экспертами объясняется и то, почему перед нами крупные образы девушек – с более масштабными фигурами работать объективно было проще.

"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Живописец с возрастом начал страдать от отслоения сетчатки и избегал контакта с ярким солнечным светом. Всего через несколько лет после создания этой работы Эдгар Дега (1834-1917) практически ослеп, но продолжал почти на ощупь создавать нежные образы балерин с помощью пастели, воска и угля.

2: У ряда искусствоведов есть небезосновательное предположение, что художник изобразил не четыре, а лишь одну танцовщицу. Вероятно, Дега желал таким образом запечатлеть магию движения единовременно с разных ракурсов: вот девушка поправляет платье, в следующую секунду завязывает пуант, а затем выпрямляется во весь рост, ухватившись за декорацию. Да, и обратите внимание – здесь ещё нет танца. Вероятно, это подготовка перед выходом на сцену. Но она завораживает не меньше, чем грациозные па!

"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.
"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.

3: Скорее всего, танцовщица (если перед нами действительно одна балерина) не позировала Эдгару Дега, а её позы он заимствовал со сделанных им ранее снимков. Он любил делать фото при тусклом свете. Эти негативы были случайно обнаружены среди вещей Дега после его смерти:

Негативы, найденные среди вещей Дега.
Негативы, найденные среди вещей Дега.

Художник увлекался фотографией и нередко появлялся в балетных классах с аппаратурой. Фото не раз были помощниками художника. Так, он написал «Портрет княгини Паулины Клементины фон Меттерних» с фотографии, где она позирует со своим супругом:

"Портрет княгини Паулины Клементины фон Меттерних", Эдгар Дега. 1860.
"Портрет княгини Паулины Клементины фон Меттерних", Эдгар Дега. 1860.

Вот, сравните:

Семейное фото пары, на основе которого Дега написал портрет княгини.
Семейное фото пары, на основе которого Дега написал портрет княгини.

4: Картину «Голубые танцовщицы» Дега написал, используя пастель – один из его любимых материалов. Он накладывал небольшие вибрирующие штрихи в разных направлениях, которые, соединяясь в потоки синих теней, рассыпаются отблесками света.

"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.
"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.

Согласно источникам, сначала Дега растворял пастель в горячей воде, что позволяло наносить её, как масляную краску, а затем обрабатывал работу паром, чтобы растушевать материал в необходимых местах пальцем и кистью. Такими манипуляциями художник добился ощущению свечения и особого неповторимого звучания.

"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.
"Голубые танцовщицы", Эдгар Дега. 1898. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фрагмент.

5: Картина «Голубые танцовщицы» оказалась в России вскоре после своего появления на свет: меценат, московский купец и коллекционер Сергей Щукин приобрёл её как один из лучших образцов современного искусства за 60 000 франков – по тем временам баснословные деньги. Он поселил работу с воздушными балеринами в своём особняке на Большом Знаменском переулке по соседству с другими шедеврами, о чём мы можем судить по этой фото-реконструкции:

-9

Так, до 1918 года, работа оставалась в доме Щукина. А затем ценное собрание преобразовали в Государственный музей нового западного искусства. После его расформирования картина «Голубые танцовщицы» оказалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где и живёт до сих пор.

-10

Сегодня картину Эдгара Дега нередко называют венцом его творения и, пожалуй, лучшим воплощением балета-феерии в искусстве, однако сам он, что любопытно, писал следующее: «Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины же всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».