Самый северный театр празднует день рождения. В честь этого мы рассказываем о том, как труппе театра удавалось поддерживать зрителей даже в самые непростые времена, о 15-17 премьерах за сезон и о ярких личностях, которые в разное время украшали собой сцену Норильского Заполярного театра.
Окно в мир: как театр в Заполярье стал местом притяжения норильчан
Норильский Заполярный театр драмы — самый северный театр в мире. И это не только повод для записи в книге рекордов, но и определенный набор сложностей для труппы. Обустроить быт и наладить жизнь на Крайнем Севере — дело хлопотное. Но, как оказалось, климат — не самое трудное, с чем пришлось столкнуться начинающему театру в начале 40-х годов прошлого столетия. Ограниченное число зрителей поставило перед артистами и режиссером непростую задачу — регулярно удивлять новыми спектаклями! Поэтому творческий коллектив радовал свою публику 15-17 премьерами за сезон.
Какая это нагрузка на артистов, остается только догадываться. А какая школа! Здесь выковывались кадры, о которых мы с вами знаем уже по ролям в популярном кино и на подмостках столичных театров. Именно о них — о звездах Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского, хочется рассказать в первую очередь в день рождения этого титулованного российского театра.
Автобус для зрителей и самолет для цветов
Самыми первыми в первом сезоне 1941-1942 годов на сцене в Заполярного театра поставили пьесу о Великой Отечественной войне «Строгие времена» и легкую комедию «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони. Первая постановка настраивала на боевой лад, пробуждала чувство патриотизма. А история веселой трактирщицы из солнечной Флоренции, стала окном в параллельную вселенную для жителей северного города в самые первые годы войны. Все хотели посмотреть веселую историю о любви и лукавстве, и она имела оглушительный успех.
Театр стал отличной возможностью отвлечься от тяжелой работы и непростых жизненных условий. Это было понятно и обычным зрителям и руководству комбината. Чтобы те, кто ждал новых постановок, могли удобно добираться до театра и обратно, был запущен специальный автобус — «Горстрой-Театр». В нем театральный билет действовал как проездной. Ведь начало спектаклей было поздним — в 21.00. Добираться пешком было бы очень долго, а на следующее утро зрителям нужно было вновь вставать у станка или у доменной печи.
Театральные постановки на Крайнем Севере в тяжёлые военные и послевоенные годы были нужны как воздух. Бывало, что для артистов в день премьеры, отправляли самолет в Красноярск за цветами.
Это ли не народное признание и любовь, которые заслужил творческий коллектив театра? Благодаря ярчайшему составу, уровень постановок здесь был очень высокий. В Заполярном театре драмы служили представительница известной фамилии, актриса Евдокия Урусова, художница Ольга Бенуа, актеры Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский, режиссер Ефим Гельфанд и многие другие. Художественный уровень Маяковки всегда был на высоте. Именно поэтому и тогда, и сегодня театр для его жителей и место силы, и место притяжения.
Эдда Урусова — княжна с тяжелым взглядом
Помните знаменитую сцену в фильме «Курьер» Карена Шахназарова? Герой Иван в гостях у девушки Кати рассказывает ее отцу о том, что земные блага в виде машины можно приобрести не тяжелым трудом, а обольстив девушку из хорошей семьи. Свою речь он заканчивает, обратившись к старшему поколению семьи, как бы ищет подтверждения своих слов: «А, Агнесса … Ивановна?».
Эту прекрасную женщину, которая в сцене сказала буквально пару слов, невозможно не запомнить — яркая дама с прямой спиной, как нельзя лучше олицетворяет закостеневшую, абсолютно негибкую позицию старшего поколения, не желающую понять юмор и живые желания молодых. Так показать характер героя может только большой мастер. Такой была Эдда Урусова — актриса, сыгравшая в этом фильме, а также запомнившаяся многим по роли Чарской в фильме «Ларец Марии Медичи».
В 50-е годы Эдда Урусова (Евдокия Юрьевна Урусова) работала в Норильском театре. Долгие годы она служила в Москве, но 40-е и начало 50-х годов провела на Крайнем Севере. Она происходила из княжеской семьи, что заметно по ее внешности и умению держать себя. Урусову привлек сильный творческий состав театра, и она украсила не одну пьесу театра своим ярким комедийным дарованием.
Честный советский человек, герой и свой парень — Георгий Жженов
Доброжелательный взгляд, строгая выправка, мягкий говор — автоинспектора, который догонял в знаменитой сцене погони Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля», зрители запомнили и полюбили с первого взгляда. Но до того, как попасть на широкий экран и вернуться в Москву, актер успел поработать в Норильске.
Своему становлению в качестве актера и большому этапу своей профессиональной карьеры актер Георгий Жженов обязан Норильскому Заполярному театру драмы.
Жжёнов здесь был очень востребованным актером и переиграл множество ролей, работая очень много. В порядке вещей была ситуация, когда он заучивал сразу несколько ролей одновременно. Это объяснялось все тем же — желанием зрителей видеть новые спектакли. Театр в городе один, количество зрителей ограничено. Поэтому за сезон выходило до 18 новых спектаклей!
Жителям Норильска Жжёнов запомнился еще одним своим талантом — он фотографировал малышей в детских садах. Причем его фотографии отличались от официальных, на которых все сидят ровно или стоят в ряд. Георгий Степанович снимал детей, которые играли или читали книги. В то время это было необычно и свежо. Вот уж правда — талантливый человек талантлив во всем!
Думающий, чувствующий, воплощающий сложные образы — Иннокентий Смоктуновский
Стеснительный и благородный угонщик Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля», вор «в законе» в фильме «Гений», мечущийся в поисках истины Гамлет и уставший актер с фразой «Моя фамилия вам ничего не скажет» в фильме «Москва слезам не верит» — все это один человек, яркая звезда советского экрана и театра Иннокентий Смоктуновский.
С 1946 по 1950 годы актер работал в Норильском Заполярном театре драмы. В труппу его пригласил директор театра Александр Дучман. В свой первый сезон начинающий актер сыграл 6 премьер. А за все время работы в Заполярном театре он был занят более чем в 40 ролях, включая главные. Сохранились заметки о первых спектаклях Иннокентия Смоктуновского в театре в местной газете «За металл»: «Стандарт пугает юношу больше всего…». Журналисты отмечали непохожесть артиста на других и то, что он ищет новые краски, чтобы показать своих героев.
В Норильском Заполярном театре драмы Иннокентий Смоктуновский прошел настоящую актерскую школу. Сюда он попал юным, имел образование 8 классов школы, а уехал мастером. «Такое созвездие талантов можно было встретить только в старом Малом и во МХАТе. Благодаря им я и стал артистом», — вспоминал Иннокентий Михайлович.
Вчера, сегодня, завтра
Фундамент, который удалось заложить актерам, режиссерам, художникам во времена становления театра, стал прекрасной почвой для плодотворной работы нескольких поколений творческих коллективов Норильского Заполярного театра драмы. Театр растет и развивается, гастролирует и принимает участие в конкурсах. Он каждый год получает призы за свои постановки.
Желаем Заполярному театру драмы творческих удач и новых ярких звезд!