- Господа. Я собрал вас несколько насильственным образом, но извиняет меня лишь то, что каждому из вас было послано приглашение.
Этой фразой принц Флоризель с замечательном фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» начинает опознание загадочного Председателя «Клуба самоубийц». На опознании принц представил присутствующим портрет, написанный несчастным художником Перкинсоном.
- Сейчас я покажу вам портрет, - говорит Принц, а затем с усмешкой добавляет: - Я предупреждаю вас, что это именно портрет, во всяком случае я прошу вас отнестись к нему как к портрету.
Сарказм принца понятен. Ведь когда с так называемого портрета падает ткань, закрывающая картину, перед нами предстает некая абстракция, написанная в стиле кубизма. Если бы Перкинсона спросили в наше время, почему хорошо известную ему особу он изобразил в таком странном виде, художник гордо ответил бы:
- А я так вижу!
Не будем строги к Перкинсону, ведь в конечном итоге в странном портрете присутствующие незамедлительно узнали Председателя и в ужасе повскакивали с мест.
Над этим пресловутым «а я так вижу», мы часто смеемся. Поскольку этой фразой можно легко прикрыть бездарные каля-маля, выдаваемые за гениальное полотно. Искусство ХХ века внесло серьезные коррективы в станковую живопись, позволив художнику творить, не опираясь на законы академической живописи.
Познакомиться с современным искусством вы можете в нашей статье «Современное искусство, какое оно»
https://dzen.ru/a/ZCP2Mkw44SYI-bQN
А почему, собственно, усмехается принц Флоризель? Почему так не серьезно относится к творчеству художника-абстракциониста Перкинсона? Если бы принц жил во второй половине XX века, то вел бы себя совершенно по-другому. С видом знатока он отошёл бы на почтительное расстояние от картины, склонил голову и многозначительно приподнял брови, что означало: Какая великолепная работа! А еще и купил бы за внушительную сумму, и тем самым спас Перкинсона от бедности. Впрочем, вполне возможно, что художник был бы настолько богат благодаря своему абстрактному видению мира, что цена оказалась бы принцу не по карману. ХХ век он такой, противоречивый и непредсказуемый.
Вот на эту тему мы и задумались. Почему художники ХХ века вдруг стали стремительно перемещаться в клуб авангардистов, отказываясь от академической живописи? И почему достаточно приличный пласт обычных людей не воспринимает серьезно авангардные работы и даже высмеивает? И никогда не пойдет на выставку художника-авангардиста. А может художник, действительно так видит? Размышляя на эту тему, мы решили поговорить не об искусстве как таковом, а о нашем видении мира. Мы ведь все в той или иной степени художники, даже если не пишем картин. Эта статья не претендует на научность, мы просто хотим поразмышлять и подумать, почему все мы видим мир по-разному, даже цвета в нашем сознании отражаются не одинаково, ваш зеленый и зеленый у вашего соседа имеют разные оттенки.
В 2015 году Сесилия Блисдейл из Англии, собираясь на свадьбу дочери Грейс, сфотографировала в дизайнерском аутлете платье, в котором планировала пойти на свадьбу, и отправила фото дочери. Однако эффект оказался вовсе не тем, которого ожидала Сесилия. Вместо того, чтобы обсудить, подходит это платье или нет для столь выдающегося события, мать и дочь стали спорить о цвете платья. Дочь утверждала, что платье белое с золотыми кружевами, а мать возражала и уверяла, что платье синее с черным. Согласитесь, разница существенная. Друзья, получившие фото, так же разошлись во мнении. Тогда Кейтлин Макнил, которая должна была выступить на свадьбе со своей музыкальной группой, опубликовала платье на своей страничке в соц сети и попросила определиться, какого же цвета это злосчастное платье. В общей сложности пост набрал 37 млн. просмотров, споры разразились не шуточные, все видели платье по-разному. Этот феномен заинтересовал ученых и вошел в историю как «Сине-чёрное платье».
Восприятие цвета – это сложная совместная работа мозга и органов зрительной системы, особенно сетчатки, где расположены специальные клетки – колбочки и палочки, так называемые фоторецепторы. Они и обеспечивают цветовое зрение. Как таковых цветов нет, есть электро-магнитное излучение оптического диапазона, которое после обработки этой сложной системой превращается в нашем восприятии в цвет. А восприятие это сугубо индивидуально. Оно зависит от разных факторов, включая психологические.
Однако, вернемся к нашим баранам.
Есть такие особые люди – синестеты. Они видят мир особым образом. Например, числа и буквы у этих людей имеют конкретный цвет и даже форму. Скажем, номер телефона для этих людей – это не набор цифр, а геометрические фигуры разного цвета или просто набор цветов. Это так называемая Графемно-цветовая синестезия.
При хроместезии или акустико-цветовой синестезии люди видят цветными звуки. То есть каждый звук в зависимости от высоты и тона невольно превращается у синестета в определенный цвет или целую цветовую палитру, если речь идет не об отдельном звуке, а о музыкальном произведении. Именно поэтому эту форму синестезии называют «цветной слух». Цветным слухом обладали Скрябин и Римский-Корсаков. Композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис и чешский художник Карел Лишка (Karel Liška), обладающие этим даром, изображали на картинах свое музыкально-цветовое восприятие. Они действительно так видели.
Есть и другая форма синестезии, при которой люди слышат не существующие звуки, гладя на движущиеся предметы. Это кинестетико-слуховая синестезия. Но к нашей теме она не имеет отношения.
При этом здесь важно отметить, что синестезия не является психическим заболеваниям. Просто эти люди, действительно, «так видят» окружающую их действительность.
Однако, почти все люди в той или иной мере «видят» мир абстрактно. Напрягите воображение и представьте себе год, обычный календарный год. Как вы его видите? Почти все люди видят по-разному, и, как привило используют разные абстрактные ассоциации. Некоторые говорят, что они видят ровную окружность, подобную циферблату часов. Другие утверждают, что год это не что иное, как равнобедренный треугольник, где 1 января это вершина, а основание - лето. Причем есть люди, у которых, как бы они себя не убеждали, год начинается не 1 января, а 1 сентября, а 1 января лишь перевалочный пункт. Как правило, это тянется из детства, когда окончание летних каникул и начало нового учебного года становились точкой отсчета. Школа уже позади, а осадочек, как говорится, остался. Для кого-то год это дневник, где каждая страница постепенно заполняется, по мере смены дней и месяцев. Кто-то даже «вклеивает» в этот дневник фотографии-воспоминания. Или альбом с рисунками, где каждый рисунок это какой-то запомнившееся событие. Есть люди, у которых год ассоциируется с книгой. Представили свой год? А теперь представьте, где все эти книги, альбомы, геометрические фигуры – прошедшие годы – у вас хранятся. Кто-то говорит, что «видит» их вверху справа, там они висят в некоем пространстве. У кого-то в воображение есть целая библиотека, где все аккуратно расставлено по полочкам. У всех по-разному. Ну а теперь остается взять карандаш и кисти и нарисовать этот абстрактный мир, который родился в нашем сознании. Вот мы и создали собственную абстракцию.
До сих пор мы говорили о психически здоровых людям, ну то есть о нас с вами, а ведь существуют люди с психическими отклонениями, для которых нет различия между иллюзорным и реальным миром. Временами они видят такое, что нам и не снилось. Причем галлюцинации настолько реальны, отличить больному человеку их от действительности невозможно. Хорошая качественная галлюцинация подарит вам такой образ, где вы будете не только видеть и слышать, но и ощущать запахи. Причем эти образы и запахи далеко не всегда тождественны тем, которые мы видим в реальном мире, зачастую они искажены и деформированы. То есть абстрактны.
Однако, вполне возможно, что это вовсе не галлюцинация. Просто если мы не видим того, что видит наш сосед по палате, это вовсе не означает, что этого нет:))
В психиатрии подобные «видения» называют «расстройством восприятия». Расстройства бывают разные. Это нарушения ощущений: анестезия, гипостезия, гиперестезия и др.; иллюзии, когда мы воспринимаем предмет искаженным; галлюцинации, которые вообще бывают самыми разными, от простых, до чрезвычайно сложных, или, скажем, экстракампинные, когда человек видит нечто, что находится вне поля зрения, например, позади себя. Галлюцинации могут случаться даже со здоровыми людьми от усталости, стресса или нервного перенапряжения, тогда во время засыпания или пробуждения может возникнуть перед глазами то, чего на самом деле нет. В общем, если видишь в стенке люк, не волнуйся, это глюк. Такие галлюцинации называют гипногогическими и гипнопомпическими.
Таким образом мир человека наполняется самыми удивительными образами. Ну а если этот человек художник, то при пробуждении он спешит перенести их на холст. Как, например, это делал Сальвадор Дали.
А еще есть люди, которые так и не повзрослели. С виду они совсем взрослые, иногда с морщинками и даже седые. Но в их теле по-прежнему сидит маленький ребенок, который робко выглядывает из-под стола, где он спрятался от взрослого мира, и протягивает нам рисунок с замысловатыми каракулями. А вот не надо смеяться! Ну видит он так!
В общем, не будем ругать художников, пишущих абстрактные картины, и обзывать их нехорошими словами. (Это мы обращаемся к тем, кто не любит и не воспринимает абстрактное искусство.) Через определённую комбинацию линий, цветов, геометрических фигур, через систему символов, знаков и узоров художник передает нам свое мироощущение, свое видение мира. И если эти работы вызывают у нас различные ассоциации, волнуют, отражаются на нашем настроении, значит этот абстрактный мир чем-то созвучен нашему. Умение синтезировать реальный мир в абстрактный доступно каждому человеку, стоит лишь начать придумывать ассоциации известным нам предметам и понятиям, как мы сделали это выше. И тогда даже самый серый и унылый день можно наполнить цветом и превратить из однообразных будней в живую и яркую картину.
Так все-таки в платье какого цвета отплясывала на свадьбе дочери Сесилия Блисдейл?