Очень часто в последние годы наблюдается утверждение о том, что копье, дескать, лучшее оружие и точка, и что дайте крестьянину копье — он убьет профессионального латника на раз-два. Мол, владению копьем легко обучиться, чего там, знай бери да тыкай нужным концом, и в строю оно универсально. Отчасти так оно и есть, однако это очень и очень серьезное упрощение.
Сегодня я постараюсь развеять наиболее популярные мифы о копье, а также рассказать краткую историю этого по-своему уникального в своей простоте оружия и дать характеристики основным его видам. Речь пойдет в основном про Европу, а не про Азию и другие регионы.
Что такое, собственно, копье?
Копье — это метательное или древковое оружие, состоящее из древка и собственно копья (наконечника), который может иметь самые разнообразные формы, размеры и материал изготовления. Копье может быть разной длины, от коротких метательных дротиков и сулиц, до длинных строевых копий (но не путать с пикой, это все же другое оружие!).
Вероятно, первые копья появились еще 300 тысяч лет до нашей эры, по крайней мере, на это указывают находки из Шёнингена (8 копий, Германия), другие находки (Гадемотта в Эфиопии, например) датируются позже, примерно 280-120 тысячами лет до нашей эры. Эти копья представляли собой просто заточенные палки в рост человека, обоженные на костре для пущей твердости наконечника. Подобные копья способны делать даже шимпанзе, разве что без костра — просто заточенные палки для охоты за живностью, что подтверждают современные исследования.
Просто заточенная палка использовалась вообще всеми народами на разных этапах их истории, вплоть до того, что большинством крестьян (например, мятежников) заточенные колья использовались в качестве оружия вплоть до поздних Средних веков, а то и позже. Само собой, эта заточенная палка не была оружием строевым, или вообще оружием в привычном понимании — скорее хоть что-то острое от безнадеги, кустарная поделка на один-два хороших удара.
Поначалу копья являлись охотничьим и рыболовным орудием — метательные копья (дротики) использовались для охоты за живностью любых размеров (подробнее про метательные копья в моей статье https://dzen.ru/a/Zv_fk590NFoGSiWR?share_to=vk), а остроги (двуручные копья или заточенные палки) применялись для добычи рыбы. Со временем, с появлением лука, сетей и снастей и освоением металла, копья постепенно перешли от охотничьего и рыболовного инвентаря в разряд инвентаря для убийства себе подобных.
Примерно в эпоху палеолита для наконечников копий стали применять кость и камень, например, кремень. Тогда же они и получили четкое разделение на метательные и копья для ближнего боя.
РАЗВИТИЕ КОПЬЯ КАК ОРУЖИЯ
Поначалу почти у всех народов в использовании копий как оружия преобладали короткие копья, которые могли быть использованы и как метательные, и как древковые в ближнем бою. Яркие примеры таких копий — древнегерманская фрамея с наконечниками из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон. В таком случае, когда копье было универсальным, обычно воины носили два или даже три копья — метнув одно или два из них, они оставляли последнее в качестве оружия ближнего боя, если не было лучшей альтернативы (топора, например, или булавы).
Первыми, кто успешно применил копье в строевом бою в качестве оружия ближнего боя, были греческие гоплиты — до них другие народы пытались использовать подобную тактику, но именно греки довели ее до совершенства, превратив затем в фалангу, где использовались уже не просто копья, а стандартизированные пики. В каком-то смысле рассматривать греческих гоплитов как воинов с копьями не совсем верно — все же, их копья (дори, или дору) являлись копьями лишь условно, позже больше походили уже на пики, но тем не менее, использовались одной рукой (во второй руке воин держал тяжелый характерный щит-гоплон). Тактика фаланги господствовала на поле боя Европы довольно долгое время, позже усовершенствованная Александром Македонским (который ввел разные длины копий, появились сариссы, особенно длинные копья, а по сути своей пики), но у нее был существенный недостаток: отсутствие мобильности. Кроме того, подготовка гоплитов была долгой и трудной, они были эффективны лишь при слаженном и профессиональном бое, потому просто вооружить этим тяжелым комплектом случайного горожанина не представлялось возможным.
Впрочем, фаланга довольно эффективно и долго ломала лица всем окружающим народам, покуда не пришли римляне. Эти ребята знали, что делать, и их манипулярная тактика оказалась куда более эффективной, ведь фаланга была слаба в непосредственно ближнем бою, слишком длинные копья мешали друг другу (если не могли удержать врага на расстоянии), когда тяжеловооруженные легионеры, прикрываясь щитами-скутумами, врывались в клинч, коля и рубя греков и македонцев своими гладиусами. После разрубания фаланги она утрачивала все свои преимущества. Кроме того, пилумы — метательные копья римлян — обладали очень важной и неприятной для греков особенностью: они делали бесполезными их тяжелые щиты, даже просто несколько пилумов, попавших в гоплон и застрявших там, вынуждали бросить его, делая гоплита уязвимым для лучников и других застрельщиков, да и в рубке без щита шансы выжить стремительно падают.
Вот мы и подошли к гвоздю программы. Римский пилум овеян множеством мифов и расхождений. Вопреки распространенным заблуждениям, пилум не обязательно гнулся после первого же броска, однако у него были другие хитрости в конструкции. Во-первых, он имел металлический стержень, а не был цельнодеревянным, как, например, сулицы на Руси. Во-вторых, он имел на конце зазубрину, потому больше походил на гарпун. Все это позволяло ему, даже не нанеся вреда противнику, а попав в щит, стать серьезной проблемой: зазубрина мешала вытащить его, а металлический стержень не давал обрубить, что заставляло врага либо бросить щит, либо бегать с внушительным утяжелением в нем. В основном пилум использовался гастатами и принципами, передовыми частями легиона, которые бросали его с 10-12 шагов единым валом по команде, чтобы достичь наибольшего эффекта. Помимо пилумов на вооружении римской армии были также обычные копья, похожие на греческие дору, однако в куда меньшем масштабе (в основном у триариев). Сам же пилум почти никогда не применялся для ближнего боя, за исключением нескольких эпизодов (например, Марк Антоний в стычках с парфянами приказывал использовать их для стягивания врага с коней, ранее также подобная тактика использовалась, по Плутарху и Страбону, против кельтов и других варваров).
КОПЬЯ ПРОТИВ КОННИЦЫ
В римскую эпоху пехотное копье, по факту, достигло своего пика: сами римляне предпочитали мечи (гладиусы для пехоты и спаты для конницы), а копьям была отведена вспомогательная роль, и уже к 3-4 веку нашей эры римские легионы почти полностью отказались от пилумов. В основном это было связано с появлением спикулумов — более легких, коротких и удобных метательных дротиков, а еще позже отказались и от них в пользу плюмбат. Все это было связано с тем, что пилумы стали слишком тяжелыми и избыточными в бою — на смену кельтам, галлам, германцам и парфянам, которые знали толк в щитах и доспехах (в случае последних), пришли быстрые и маневренные враги-кочевники, которые не особо хотели сходиться с легионерами в честном кумите ближнего боя, и в которых попасть тяжелыми пилумами было почти невозможно. Плюмбаты же метались не столько в людей, сколько в лошадей, чтобы спешить супостатов и лишить их основного преимущества. Для таких целей облегченный свинцовый дротик подходил идеально. К тому же, плюмбат можно было носить хоть 5 штук, в отличие от пилумов или спикулумов, которых больше двух не взять без потери эффективности при всем желании.
Однако затем случилось то, что случилось: Великое переселение народов, падение Западной Римской империи, появление множества варварских королевств, начало Средних веков... С развитием феодализма и особого воинского феодального сословия (будущей рыцарской и просто тяжелой конницы), пехота стремительно утратила свои доминирующие позиции, ведь у большинства пришедших варварских народов сильнее были традиции кавалерии. Появление стремян, а также веками складывающейся элитной прослойки тяжелой конной знати, определило ход истории на несколько веков вперед: теперь тяжелые всадники правили полем боя.
Из-за общего экономического упадка пехота значительно откатилась назад, и вместо стройных профессиональных римских легионов в Европе появились наемничьи шайки, а также полурегулярное ополчение, которое не могло похвастаться ни дисциплиной, ни строевой выучкой. Вопреки стереотипам, никто не призывал случайных крестьян или горожан в войско, армии состояли в основном из профессиональных воинов, пусть и зачастую плохо экипированных, однако им точно не хватало слаженности, и потому средневековый бой зачастую от стены щитов и давки разбивался на отдельные стычки и дуэли. В таких условиях тяжелая конница, против которой отдельные воины не могли сделать почти ничего, стала страшной силой.
Лэнс, или ланец — тяжелое кавалерийское копье, появившееся еще в Античности, но получившее свое развитие и достигшее апогея именно в Средние века как оружие рыцарей и родственной им тяжелой и средней конницы. Оно будет использоваться вплоть до 20 века (например, казачьи кавалерийские пики тоже производные от лэнса). Такое копье использовалось как основное оружие таранного удара, которое на полном скаку вгонялось во врага, не оставляя ему ни шанса, даже прикрывшись щитом, устоять на ногах. Правда, часто оно ломалось при ударе, или гнулось, но на этот случай у всадников были мечи, топоры, булавы и другое оружие ближнего боя.
Хотя копья против кавалерии использовались с древних времен, например, триарии римского легиона по некоторым данным оставались в его составе в малом числе как раз чтобы противостоять натиску кавалерии, в Средние века общая экономическая ситуация привела к деградации пехотных армий. Потому копейщики, хоть и являлись основным количеством пехоты, не могли почти ничего сделать тяжелой коннице: они не обладали необходимой слаженностью и дисциплиной. И хотя история знает примеры, когда конница заезжала в строй пехоты и увязала в нем, после чего терпела поражение, это было исключение, а не правило. Как правило, пехота ввиду своей малой дисциплинированности и слаженности ломала строй еще до удара кавалерии, и этим обеспечивала успех всадников.
Ситуация кардинально изменилась к 13-14 векам, когда из рогатины — тяжелого копья для загонной охоты на большого зверя — появился новый вид копья, тяжелого и длинного. Путь эволюции пики и в целом древкового оружия был долог и труден, и по большей части оно не является копьем, но очень схоже с ним. В отличие от копья, пики не использовали для прямых ударов, они просто для этого не годятся, а упирали в землю и направляли на врага, оказывая давящее, проталкивающее воздействие. Это и стало ответом тяжелой коннице: так, в битве при Бэннокберне шотландцы нанесли решительное поражение английским рыцарям за счет обилия копий и пик, в битве при Куртре фламандское ополчение нанесло сокрушительное поражение французским рыцарям также с помощью копий и пик, а также годендагов, особого древкового оружия.
Пика стала основным пехотным оружием в 13-14 веке и далее, вплоть до полной замены огнестрельным оружием со штыком ближе к 18-19 векам. Копье было ей вытеснено, оставшись лишь в виде метательных дротиков и вспомогательной роли. Пиковая баталия, например, знаменитых швейцарцев, долгое время считалась неуязвимой до появления массового огнестрельного оружия и артиллерии. В основном такой эффект достигался выучкой и дисциплиной, вновь вернувшимися в пехотные армии Высокого средневековья, а также за счет стандартизации длины древкового оружия, которое позволяло впервые со времен Рима действовать слаженно даже против элитной тяжелой конницы.
Какое-то время на поле боя господствовали испанские терции, представлявшие собой особую помесь пикинеров и мушкетеров, однако стремительное развитие артиллерии и в целом огнестрельного оружия окончательно вытеснило пики из пехотных построений примерно в 17-18 веках с массовым появлением штыков, и по факту, роль пик на себя взяли мушкеты и их производные. В кавалерии же пики и копья применялись вплоть до середины 20 века, покуда и сама кавалерия не устарела и не пропала, кроме конной полиции и жандармерии и особых родов войск.
ОСНОВНЫЕ МИФЫ ПРО КОПЬЯ
С историей разобрались, теперь пробежимся кратко по основным мифам, связанным с этим простым, но удивительным оружием.
1) Обучиться владению копьем очень легко. Полный вздор, и конечно же, никто не вооружал копьями первых попавшихся крестьян. Копье пусть и было сравнительно дешево, ведь состояло из небольшого наконечника и древка, однако все же стоило денег. Обучить человека эффективно пользоваться копьем было не так просто, как, например, стрелять из арбалета. Кроме того, армии Средних веков почти никогда не состояли из крестьян (см. мою статью про Средневековье https://dzen.ru/a/ZvbWpEnAED2xcuwF?share_to=vk). Профессиональные воины обучались владению копьем годами. Таким образом, копье совершенно точно не является легким в освоении оружием, особенно если речь про строевое копье по типу греческих дору или тем более тяжеленных поздних пик. Но нельзя отрицать, что большинство армий мира чаще всего использовали именно копье в качестве основного оружия, благодаря его дешевизне и универсальности.
2) Копье в чистом поле всегда побеждает конницу. Зависит от очень многих факторов. Прежде всего, насколько дисциплинирована пехота, насколько она слажена и обучена действовать в плотном строю. Потому что если пехота побежит, едва увидит несущихся на нее тяжелых всадников, не поможет даже пиковая баталия. А чаще всего именно поэтому конница и побеждала пехотный строй копейщиков, а не потому что копья неэффективны — они эффективны, но не по одиночке. Всадник всегда сильнее в дуэли, чем пехотинец, конь дает колоссальное преимущество. Конечно, на пересеченной местности конница еще менее эффективна, но опять же, если пехота не обучена держать строй, даже холм не поможет. В остальном, копья исторически как раз зачастую использовались против кавалерии.
3) Чаще всего копьем управлялись одной рукой и прятались за щитом. Такая практика действительно была, однако напротив, чаще всего копьем пользовались двумя руками из второго, а то и третьего ряда. Копье неудобно для использования одной рукой (если речь не про короткие копья и дротики), а потому за некоторыми исключениями (вроде гоплитов) копья почти никогда не использовали в построении с щитами, ввиду неудобства и уязвимости в ближнем бою против мечей, топоров и другого подобного оружия. Тем не менее, связка копье-щит оставалась основной, но копья там были короткие, а полноразмерные копья использовались в двуручном хвате.
А ЧТО ПО АЛЕБАРДЕ?
Видов древкового оружия великое множество. Это и алебарды, и рунки, и глефы, и более ранние фалькасы, и бердыши, и протазаны, и многие, многие другие. Все они схожи с копьем и конструктивно (тоже состоят из древка и наконечника разной формы), и по применению (используются из второго или третьего ряда), однако в этой статье мы затрагивать их не будем.
Таким образом, копье — действительно универсальное оружие, которое использовалось как против кавалерии, так и против пехоты, а также как вспомогательное метательное оружие. Однако обучиться владеть им далеко не так просто, как это рисуют в играх и популярной культуре, и было оно основным для многих армий не ввиду простоты освоения, а ввиду сравнительной дешевизны и универсальности. Со временем копье эволюционировало и разделялось на различные виды древкового оружия, но затем было почти полностью вытеснено огнестрельным вооружением, благодаря появлению штыка оно полностью заменило функционал копья и пики, а после исчезновения массовой кавалерии как рода войск и это стало не нужно. В то же время, в ближнем бою копье значительно уступало многим другим видам вооружения, как меч или топор, и было сильно исключительно в плотном строю.