Найти в Дзене

Фильм "Субстанция" - смысловые слои и мысли по ходу

Оглавление

"Субстанция" для меня стала тем фильмом, который нужно пережить, утрамбовать в себе, а потом уже сможешь начать думать.

Первой эмоцией по выходу из кинозала был шок. Думаю, сыграло свою роль то, что я не люблю ужастики. Вообще. Я больше по драме и комедии. Но в том, что я знала о фильме, было столько фем-посыла, что не сходить я не могла.

Фильм тяжёлый, жуткий и местами мерзкий, тут я даже ничего расписывать не буду. Думаю, это и без меня все обсудили.

А вот что я хочу обсудить, так это...

Метафора материнства

-2

Женское тело - буквально смысловой центр всего фильма. То, что с ним делает индустрия медиа, то, как его показывает индустрия медиа, и то, какое оно есть на самом деле. Упругая картинка против слизи и крови - картинка в медиа против суровой реальности.

И конечно, самое глобальное и страшное из естественного, что может произойти с женским телом в жизни - материнство.

То, что происходит между Элизабет и Сью - отличная метафора материнства. Но не просто материнства, а его уродливого аналога, созданного патриархатом.

Сначала мы (точечно) видим, как тело Элизабет воспринимают как инкубатор для новой жизни - я о сцене, когда молодой медик без её информированного согласия проводит осмотр для своих целей.

Потом - боль, кровь, травма. Элизабет буквально создаёт своим телом новую жизнь, переживая абсолютный кошмар. Но это полбеды. Главное - она не знала, что ей предстоит. Нигде в информации о "субстанции" не говорилось, через что придётся пройти человеку после приёма препарата. Похоже на то, через что проходят женщины, правда?

Метафора продолжается дальше, и Элизабет сама становится питательной субстанцией для дочери-Сью. Питает её своим телом, даёт жилплощадь, квартиру, дарит свои ресурсы. И готова делать это сколько угодно, ведь она любит Сью - лучшее, что в ней когда-либо было, если бы Сью не относилась к ней так потребительски.

Даже конфликты Элизабет и Сью, жалобы друг на друга по телефону, максимально напоминают конфликт поколений.

Всё это так похоже на материнство в патриархате - когда женщина не имеет ресурсов и буквально кормит ребёнка собой, когда её ценность в обществе так низка, что даже ребёнок, её творение, воспринимает её как питательную среду для себя, а не как человека.

Локус ценности

-3

И что ещё было важно для меня. "Субстанция" - фильм о том, что происходит с женщиной, когда локус её ценности находится не внутри, а снаружи. Когда не она сама определяет свою ценность, а позволяет делать это кому-то вовне.

Когда я увидела Элизабет в первых сценах, я была в восторге. Эта женщина была прекрасна, энергична, знаменита. Её возраст не портил её, а наоборот, придавал значимости и веса.

А потом я увидела, что сама Элизабет не способна это всё увидеть, потому что, метафорически, глаза её закрыты. Так что она просто слушает других и видит в себе то, что они описали.

Она позволяет другим решать, значима ли она, ценна ли. И её ощущение себя качается на этих качелях внешнего мнения - от низа "ненужная старуха" до верха "всё ещё самая прекрасная женщина". Так что ничего удивительного, что она захотела встретиться с одноклассником, явно ей не соответствующим.

Какая разница, каков статус того, кто рядом, если он позволяет ей почувствовать себя лучше?

И вот спустя почти месяц после просмотра я всё думаю об этом фильме, думаю. О метафоре материнства, о локусе ценности, о бедной Элизабет, сгубившей свою бесценную жизнь из-за идиота в дорогом пиджаке и шума восхищённых возгласов.

Я этот фильм пересматривать точно не буду. После первого просмотра не оправилась.

Но фильм хорош.