Что ни день, то новые предложения по осчастливливанию отечественных автомобилистов. На этот раз отличился Российский союз автостраховщиков (РСА). Организация предлагает вернуть обязательный техосмотр. Разбираемся, на чём основана эта идея и кого она может затронуть.
Для начала вспомним, что в 2021 году президент России отменил обязательный техосмотр для всех, сделав его по большей части добровольным. Основная причина заключалась в том, что прохождение техосмотра превратилось в формальность. Почти никакой пользы водители не извлекали, зато тратили время и деньги.
В РСА же соскучились по обязаловке, но на этот раз предлагают меры якобы не столь всеобъемлющего масштаба. Страховщики полагают, что ТО в обязательном порядке должны проходить водители легковых авто старше 10 лет. Которых, к слову, в 2024 году “Автостат” насчитал на дорогах РФ 37 млн штук или 70% от всего автопарка страны.
Возвращение к старому по-новому
Специалисты РСА небезосновательно считают, что у “железных коней” возрастом старше 10 лет растёт вероятность ухудшения технических параметров. Да кто бы мог подумать?!
Кроме того, по мнению страховщиков, “авто-старички” из-за неисправностей наносят больше вреда экологии и могут стать причиной дорожных происшествий.
Поэтому владельцев таких машин нужно в принудительном порядке отправлять в сервисы, заключают в РСА.
Звучит, как будто, логично, но есть интересный нюанс. Бывает, что “ласточка” и за 3-4 года “наматывает” свыше 500 тыс. км, например, если её активно пользуют в такси. При этом 10-летние авто подобного пробега могут и близко не иметь, на что автоэксперты обратили внимание страховщиков.
В ответ лоббисты из РСА закрутили хвостом и нехотя признали, что инициативу в любом случае нужно будет тщательно прорабатывать, особенно касательно вопроса установки возраста авто для обязательного техосмотра. Вполне возможно, что порог в 10 лет будет увеличен до 15 лет… Но это не точно и вообще нечего придираться к мелочам.
Сначала “старички”, а потом и все остальные
Однако некоторые эксперты полагают, что предложение РСА является лишь предпосылкой к возврату обязательного техосмотра для всех, а не только для легковушек старше 10 или даже 15 лет.
Предполагается, что послабление 2021 года – временное явление, которое рано или поздно будет преобразовано. Возвращение к обязательному ТО для “автомобилей-старичков” может стать чем-то вроде эксперимента. Если результаты его одобрят, то подтянут и всех остальных.
Так страховщики хотят вернуть себе контроль над техосмотром, а чтобы не вызвать народного негодования, предлагают “варить лягуху медленно”, для начала внедрив обязаловку для старых авто с 2026 года.
Как отреагировали на предложение РСА в Госдуме
Примечательно, что в Госдуме инициатива РСА не вызвала тотального одобрения и мнения народных избранников разделились.
К примеру, лидер фракции “Справедливая Россия – За правду” Сергей Миронов высказался против данного предложения. Он заявил, что доля аварий из-за технических неполадок авто всегда была небольшой и после отмены обязательного ТО она не увеличилась.
При этом президент Союза транспортников России Виталий Ефимов из фракции “Единая Россия” заметил, что автобусы, используемые в качестве общественного транспорта”, проходят обязательный техосмотр два раза в год. Он уверен, что и остальные участники дорожного движения должны ездить только на проверенном транспорте.
На что влияет наличие или отсутствие диагностической карточки в наши дни
Оформить автостраховку в наше время можно и без прохождения техосмотра. Более того, диагностическую карту страховщикам предоставлять не обязаны даже владельцы транспортных средств, которые должны проходить ТО в обязательном порядке.
В случае ДТП наличие или отсутствие диагностической карты на страховой выплате никак не скажется. Причём неважно, отсутствует эта карта у виновника или у пострадавшего, или у всех участников дорожного инцидента.
Регресс и штрафные санкции за отсутствие ТО относятся только к водителям, управляющим ТС, для которого прохождения техосмотра остаётся обязательным. Речь идёт о грузовиках, такси, автобусах и транспорте юрлиц.
Так, наличие или отсутствие диагностической карты не повлияет на разбирательства после ДТП. Зато в установлении виновника и защите своих прав могут помочь качественные кадры с видеорегистратора.
Вывод
Инициатива РСА о возвращении обязательного техосмотра на сегодняшний день весьма “сырая”. Страховщики и сами до конца не продумали ключевые моменты собственного предложения. Остаётся лишь наблюдать за дальнейшим развитием событий вокруг этого ностальгического проекта.
Благодарим за ваше внимание, лайки и обратную связь. Берегите себя, близких и своего “железного коня”!
Автор: Дмитрий Казанцев
Редактор: Николай Виноградов