Найти в Дзене

Поговорим об учебной литературе

Учебная литература – то, чем пользовался почти каждый в процессе своего обучения. Благодаря ей можно “нагнать” упущенный материал, закрыть пробелы в знаниях или даже самостоятельно освоить целый пласт информации в новой для себя области. По всей видимости, письменные источники (включая их электронные версии) будут актуальны еще долгое время. Поэтому имеет смысл сделать их использование наиболее эффективным. Нам стало интересно, какие именно критерии делают один учебник приоритетнее для обучающегося, чем другой учебник по схожей тематике. Это знание может помочь улучшить информационный контакт между автором и читателем, а также в целом понять, какие приемы в литературе делают ее более доступной, удобной и качественной по мнению самих обучающихся. Этому исследованию мы и посвятили нашу статью. Итак, было опрошено более 60 человек. По итогам опроса, в котором была предоставлена возможность дать открытый полный ответ, были выделены следующие ключевые аспекты: структура, актуальность, редак

Учебная литература – то, чем пользовался почти каждый в процессе своего обучения. Благодаря ей можно “нагнать” упущенный материал, закрыть пробелы в знаниях или даже самостоятельно освоить целый пласт информации в новой для себя области.

По всей видимости, письменные источники (включая их электронные версии) будут актуальны еще долгое время. Поэтому имеет смысл сделать их использование наиболее эффективным.

Нам стало интересно, какие именно критерии делают один учебник приоритетнее для обучающегося, чем другой учебник по схожей тематике. Это знание может помочь улучшить информационный контакт между автором и читателем, а также в целом понять, какие приемы в литературе делают ее более доступной, удобной и качественной по мнению самих обучающихся. Этому исследованию мы и посвятили нашу статью.

Итак, было опрошено более 60 человек. По итогам опроса, в котором была предоставлена возможность дать открытый полный ответ, были выделены следующие ключевые аспекты: структура, актуальность, редакция информации, содержание, дизайн, визуализация, наличие цифровой версии, наличие примеров.

Структура

Грамотная структуризация позволяет выстроить последовательную линию повествования. Как правило литература строится по принципу “от простого к сложному” или “от основ к комплексным темам”. При таком построении нецелесообразно вставлять в начало книги материал, который читатель заведомо не может понять, если он не изучал данный предмет ранее.

Актуальность

В естественнонаучных дисциплинах есть много незыблемых теорий, однако есть вещи, которые все же можно считать устаревающими (например, архаизмы в названиях химических веществ). Так или иначе, люди предпочитают наиболее актуальную информацию.

Редакция информации

Без сомнений, создать большое издание или методическое пособие – огромный и кропотливый труд. В процессе вполне вероятны допуски ошибок или опечаток. И, к сожалению, редакция не всегда может их отловить. Когда они попадают в готовое издание, они могут привести к дезинформации или введению в заблуждение читателя. Есть такие издания, о которых можно сказать “ошибка на ошибке” – их студенты бракуют.

Содержание

Широкое содержание позволяет учащемуся постигнуть предметную область глубже, при этом, не перескакивая с одного источника на другой в процессе первого знакомства. Это позволяет исключить ситуации, когда приходится перечитывать одно и то же в процессе поиска новой информации в другом источнике. Впрочем, стоит понимать, что у каждого издания есть свои конкретные цели, целевая аудитория, поэтому большой объём не всегда лучше. Однако у объемных изданий есть одно преимущество – они имеют тенденцию переиздаваться, дополняться, редактироваться, что также повышает общее качество, актуальность и т.д.

-2

Дизайн и визуализация

Отсутствие грамотно выстроенного дизайна не приносит дискомфорта, максимум – легкая монотонность текста, которая не идет в счет, если у книги есть другие, более весомые достоинства. Однако, дизайн может стать прекрасным приемом. Цветовая индикация, выделение разных тематических разделов, визуализация информации – очень сильные инструменты.

-3
-4
-5
-6

Наличие официальной цифровой версии

Огромным плюсом является наличие цифровой дистрибуции, т.к. многие студенты читают материалы с планшетов, телефонов и компьютеров. Это так же позволяет избежать всех минусов печати: мелкие и не очень элементы могут быть не очень различимы, в то время как на электронном источнике это решается выбором необходимого масштаба.

-7

Наличие примеров

Обучение – интеграция новых знаний в имеющийся жизненный опыт по определению. Если полученные академические знания находят отражение в жизни или практическом опыте обучающегося, то усвоение знаний пройдет намного эффективнее. Конечно, не каждую тему можно так представить, но периодическое прокладывание связей между изучаемым материалом и бытовым/лабораторным знанием – однозначно идет на пользу.

-8

Наличие ссылок

Иногда возникает необходимость углубиться в конкретную тему. Очень хорошо, если автор упрощает задачу, приводя ссылки на различные источники. Это так же позволяет лишний раз валидировать актуальность информации и расширить свой кругозор по мере надобности.

-9

Напоследок, стоит отметить, что по многим вопросам мнения опрашиваемых сошлись, а это значит, что при учёте некоторых нюансов каждый автор может путём небольшой доработки превратить свой учебник в проводника в мир естественных наук.