Как известно, Джон Толкин при создании своего фэнтезийного мира опирался на кельтскую и скандинавскую мифологии. Из эпического произведения скандинавской поэзии "Прорицание вёльвы" Толкин заимствовал дворфов (гномов), которых в других источниках называли ещё цвергами. Поговорим немного об этих мифических существах.
В эпосе "Старшая Эдда" есть описание того, как появились дворфы. В теле мёртвого великана Имира, которого, к слову, убили боги-асы (Один, Ве и Вили) зародились прародители дворфов. Изначально прародители были червями, но в будущем червеобразные приобрели человеческие части тела и разум. Однако боги решили ко всему прочему наложить заклятие на созданных существ: солнечный свет стал превращать дворфов в камень.
Внешне, как вы могли заметить на картинке, дворфы невысокие существа ( максимум их рост достигает до 130 см, не более). Телосложение у этих существ разное, оно преимущественно крепкое, но бывает и худощавое. Части тела устроены интересным образом: плечи у карликов чаще всего мощные, голова непропорционального размера, а вес, в свою очередь, может у некоторых перевалить даже за сто килограммов! Карлики, конечно же, были бородатыми с длинными или не очень волосами.
Имена карликов нам известны из "Прорицании вёльвы": Вейг, Аурванг, Лони, Яри, Хорнбори, Фрег, Хар, Хлеванг, Дув, Вирвир и т.д.
Живут дворфы достаточно долго, а именно до 300 - 400 лет. Каждый дворф на протяжении своей жизни занимался каким-либо ремеслом. У народа в почёте шахтёрское, кузнечное и строительное дело.
Дворфы, остерегаясь солнечного света, воздвигали свои жилища под землёй или в горах. Горы считаются излюбленным обиталищем карликов, потому что именно там шахтёры находили необходимую руду и драгоценные камни. Долгая жизнь под землёй без дневного света сказалась на зрении дворфов - глаза стали великолепно различать предметы при полной темноте, что само собой являлось преимуществом для них (люди не могли похвастаться тем же).
Сделанное дворфами оружие ценилось и среди асов. Вот, например, молот Тора - Мьёлльнир - был изготовлен как раз ими. Копьё Одина - Гунгнир - и цепи, сковывающие огромного волка Фенрира, также были созданы руками дворфов.
Поговорим о характере дворфов. Первая по важности черта характера - это справедливость, которая как бы становится "отправной точкой" для воспитания в дворфах других благодетелей. Справедливость выражается в отношении любых вещей, но особенно часто она проявляется во время торговли. Если кратко, то дворф всегда знает цену своему кованому оружию, созданному украшению, найденному драгоценному камню и прочим товарам. Из этого следует, что подземные жители не поднимают и не снижают изначальную цену. По этой причине люди начали называть дворфов скупыми.
Подарки тоже имеют место быть, но они лишь в почёте среди родни.
Второй чертой характера является честность. Обладая ею, дворф считался здравомыслящим, мудрым. Однако в скандинавских эпосах встречаются и коварные дворфы, к таким можно отнести братьев Фьялара и Галара, убивших поэта Квасира. Причиной убийству послужило то, что братья хотели научиться искусству поэзии и другим разным премудростям, а для этого нужен был "поэтический мёд", который изготавливался из крови жертвы ( название эпоса -"Поэтический мёд").
Как же не упомянуть о мстительном нраве дворфов. Месть возникает из чувства справедливости и работает по принципу "взаимных отношений". Так, например, навредив дворфу, ты в ответ почувствуешь на себе соизмеримый вред, исходящий от него (такая же закономерность работает и с добрыми поступками).
Сказанное подмечает ещё одну черту характера дворфов - обидчивость. Почувствовав её, дворф может начать испытывать презрение к обидчику, а в худшем случае карлику свойственно предпринимать более жестокие меры. Но, повторюсь, это зависит от содеянного проступка.
Подземный народ имеет свою письменность. И эта письменность представляет собой руны. Писали их дворфы на камнях, металле и дереве, вкладывая в написанное магическую силу. Частое использование рун зависело от поверхности, на которую их наносили. На созданном дворфами Гунгнире, копье Одина, тоже была руна, наделявшая оружие особой силой. Название ей - Вирд.
В том числе дворфы не чуждались и поэзии. Ими было сложено множество разнообразных скальдовых вис ( стихов с отсутствием рифм, но с преобладанием аллитерации).
Поговорим про созидательность дворфов. Как вы поняли из вышесказанного, смысл жизни для подземных жителей - это труд. По их мнению, трудиться нужно для того, чтобы получить результат в виде добытого месторождения или выкованного изделия; материальная (финансовая) выгода для дворфа уходит на второй план.
Второе по важности занятие для дворфа - это обучение. Старшее поколение может обучать младшее не только работе в шахтах и изготовлению изделий из металлов, но и управлению всем государством или каким-то отдельным городом.
Заговорив о государстве, упомянем властную вертикаль. Она у дворфов простая: есть король, который раздаёт указание, и совет, созываемый в редких случаях, когда нужно было решить какую-то наболевшую проблему. У изолированного народа внутренняя политика играет большую роль, чем внешняя, по этой причине у дворфов нет профессиональной армии. Однако в чрезвычайной ситуации у королей есть возможность мобилизовать население, создавая так ополчение. К врагам дворфов причисляют троллей и драконов, жаждущих заполучить сокровища подземных королевств. Люди, в свою очередь, считаются нейтральными.
Подытоживая описание мифологических дворфов и их культуры, скажем несколько слов о выкованном без огня железе, которое, как гласит поверье, может с лёгкостью разрезать сплав или какой-любо другой металл. Это свойство было оценено подземным народом по достоинству и впоследствии оно оберегалось им как от людских, так и от других рук. Чаще всего его использовали для создания оружия и доспехов.
Переходим к дворфам (гномам) Средиземья.
В "Сильмариллионе" Джона Толкина говорится, что дворфов создал Аулэ - один из Валар, придававший материальный вид Арде (Средиземью) и наделявший её разными видами месторождений, а также являющийся искуснейшим кузнецом после Мелькора. Однако, вдохнув жизнь в Семь Праотцёв дворфов, Алуэ навлёк на себя гнев Эру Илуватара, верховного бога всего мира и по совместительству создателя Валар. Его гнев легко объяснить, Эру перед тем, как отправить своих недавних подопечных, сказал им, чтобы те дожидались прихода Перворождённых, то есть эльфов. Алуэ не дождался прихода первых и этим навредил своим созданиям.
В тот момент, когда из-за угрызения совести Алуэ поднял молот над карликами, Илуватар сжалился и простил своё дитя, так как увидел, что Алуэ было горько убивать дворфов и что сами они, увидев смертоносное оружие, отпрянули в сторону и принялись из-за всех сил просить о милосердии. Только, как оказалось позже, у бога имелось одно условие насчёт новоиспечённого народа.
"Одного я не допущу: чтобы пришли они в мир прежде задуманных мною Перворождённых, вознаграждая тем самым твоё нетерпение. Теперь же уснут они во мраке под скалою и не выйдут на свет, пока на земле не пробудятся Перворождённые; до того времени будут ждать и они, и ты, хоть и долгим покажется срок. Когда же пробьёт час, я пробужу их, и станут они тебе, точно дети...". (с) Квента Сильмариллион
Аулэ послушался отца и погрузил в сон дворфов, перед этим расположив их в отдалённых друг от друга местах.
Проснувшись, дворфы стали представлять из себя сильных и выносливых существ. Также они обладали и иными качествами, в числе которых были: несгибаемость, верность в дружбе, непримиримость во вражде, терпение и долголетие. Жили они не вечно, как эльфы, но намного дольше, чем люди.
Дворфов (гномов) ещё верили в некоторые интересные мифы про свой народ: "Говорят они, будто Аулэ Творец, коего зовут они Махал, заботится о них и созывает их после смерти в особый чертог Мандоса и что объявил он их Праотцам в давние времена, будто в Конце Илуватар благословит и их и назначит им место среди своих Детей. Тогда станут они служить Аулэ и помогать ему в возрождении Арды после Последней Битвы. Они говорят также, будто Семь Праотцёв Дворфов возвращаются в мир живых, воплощаясь в своих потомках, и снова принимают свои древние имена; из них же в последующие века превыше прочих прославлен был Дурин, прародитель рода, наиболее дружественного к эльфам; а дворцы его были в Кхазад-думе" (с) Квента Сильмариллион
В Первой эпохе Средиземья дворфы называли себя кхазад, но эльфы им дали свои название: наугрим (Низкорослый народ) и гонхиррим (Повелители камня). Первые свои города наугрим построили в восточной части Эред Луин и назвали их Габилгатхол и Тумунзахар. На эльфийском эти города названы иначе: Габилгатхол назывался как Белегост или Миклебург (Великая крепость); Тумунзахар был переведён как Ногрод или Холлоуболд (Полое обиталище). Описанные города дворфов были наделены великолепными дворцами и залами и пока что по красоте и величии они обгоняли Кхазад-дум, другое название которого Дварроудельв (Дворфийские копи).
У дворфов к тому времени уже был свой язык кхуздул, который полностью отличался от эльфийского. Дело понятное, всё-таки дворфы проживали долгое время за Синими горами и пришли в Белерианд во времена прихода нолдор в Средиземье и заточения Моргота в своей крепости Ангбанд. Наугрим же, познакомившись с серыми эльфами под предводительством короля Тингола, обучились их языку; некоторые из эльфов также обучились языку дворфов.
Письменность горного народа представляла собой рунический алфавит, который назывался Ангертас. Есть две теории появления рун: первая - их придумал эльф Даэрон из народа синдар, вторая - руны были придуманы самими дворфами. Однако можно прийти к выводу, что у дворфов есть два вида алфавита. Первый предназначался для надписей, которые могли бы читать другие народы, второй применялся дворфами лишь в общения с сородичами.
Между дворфами и эльфами народа синдар не было какой-то великой дружбы, зато у этих двух народов долгое время оставались налаженными торговые связи. Больше дворфы из Белегоста и Ногрода общались, конечно, с эльфами из народа нолдор, так как те, как и сами дворфы, уважали Аулэ и любили драгоценные камни превыше всего. Кроме того, общая угроза в виде Моргота (Мелькора), а потом и Саурона, неоднократно подталкивала дворфов и эльфов объединяться и идти на войну.
Были среди эльфов и те немногие, кого дворфы приглашали в свои крепости в качестве друзей. Такими эльфами были Эол и сын его Маэглин, жившие в Первой эпохе Средиземья. Впоследствии Эолу удалось создать сверхпрочный и чрезвычайно ковкий металл - галворн.
Дворфы Средиземья умели безупречно работать с камнем и металлом. Однако во времена Первой эпохи они предпочитали работать с железом и медью, чем с серебром и золотом. В будущем дворфы полюбили любой вид металла, так как каждому находили своё предназначение. Кроме того, дворфы намного позже начали добывать невероятно прочный и лёгкий металл митрил, использующийся в создании оружия и доспехов.
Королю серых эльфов Бедерианда, Тинголу, гномы Белегоста выстроили сеть пещер, которая стала называться с эльфийского как Менегрот (Тысяча Пещер). И, в "Сильмариллионе", кстати, Толкин подметил одну важную деталь, подтверждающую знакомую нам черту характера дворфов - справедливость.
"Охотно откликнулись дворфы (на призыв Тингола), ибо в те времена они ещё не устали от трудов и с радостью брались за новое дело; и хотя дворфы всегда требовали платы за любую исполненную работу - не важно, показалась ли она им приятной или обременительной..." (с) Квента Сильмариллион
Королевская чета вознаградила дворфов. Так, Мелиан "научила их многому из того, что дворфы стремились постичь" (имеется в виду постичь что-то из эльфийской культуры и магии). Тингол вознаградил их материально, подарив им особые жемчуга. Дворфам они очень понравились, так как до этого момента такие сокровища им не приходилось видеть. Это не удивительно, ведь жемчуга находятся на мелководье у острова Балар. К тому же дворфы сильно боялись моря и из-за этого они старались не подходить к нему близко. Джон Толкин описывает причину страха так: "... ибо ненавидели шум волн и при одном взгляде на море охватывал их страх".
Дворфы с давних времён стали прославленными кузнецами. Они научились отлично закаливать сталь и безупречно сплетать из колец кольчуги (эту броню впервые начали создавать в Белегосте). Среди всех кузнецов Первой эпохи выделялся своим мастерством дворф Тельхар из Ногрода.
Народ гор мог бояться моря, но битв он не страшился никогда. Воинственность и ярость дворфов нашла отражение в битвах против разных врагов: слуг Мелькора в Первой эпохе и Саурона во Второй и Третьей эпохах, эльдар (эльфов) в той же Первой и Третьей, с сородичами дворфов из иных королевств в Первой эпохе. Так, например, мы знаем о "Битве пяти воинств", которую описал нам Джон Толкин в книге "Хоббит, или туда и обратно". Масштабное сражение началось с атаки дворфов Железных холмов на эльфов Лихолесья, закончившиеся ничем значимым, кроме незначительных потерь с двух сторон, так как совсем скоро подошла армия орков, против которой эльфы, дворфы и люди Озёрного города объединились и одержали победу.
В сюжетах книг "Сильмариллион" и "Хоббит, или туда и обратно" присутствуют драконы. В "Сильмариллионе" дворфы Белегоста участвовали в битве Нирнаэт Арноэдиад (Битва Бессчётных Слёз), в ней они отважно сражались с драконом Глаурунгом. Во время схватки с драконом королю дворфов, Азагхалу, удалось вонзить кинжал в брюхо змеевидной твари. После полученного ранения Глаурунгу пришлось бежать с поле боя. Но, к сожалению, из-за других проблем "Битва бессчётных слёз" эльфами, людьми и дворфами была проиграна.
В книге "Хоббит, или туда и обратно" дворфы сражались с драконом Смаугом, обороняя город-крепость под горой Эребор. Оборона стала губительной для большинства дворфов, а остатки выживших во главе с Торином, его отцом Трайном и дедом Трором вынуждены были бежать из своего дома. Сам же дракон, одержав победу, лёг спать на сокровищах подгорного королевства, которые ещё долгое время будут охраняться им, пока не придёт Торин с группой дворфов и хоббитом Бильбо, чтобы вернуть гору истинным владельцам.
Говоря про дворфов Средиземья, мы должны упомянуть 7 колец, дарованных им Сауроном, чтобы впоследствии завладеть душами подгорных жителей. Дворфам же Тёмный Властелин сказал, что кольца позволят им обогатиться и сделать свои королевства сильнее. Они поверили ему и стали их использовать, однако, к глубокому сожалению Саурона, кольца подействовали иначе на своих обладателей, так как всё-таки наши бородатые друзья были упрямыми и неуступчивыми. Впоследствии дворфы продолжали пользоваться кольцами, умножая богатства, пока не пришло то время, когда гнев и алчность завладели их сердцами.
По мере разложения королевств дворфов кольца продолжали пропадать. Четыре поглотило пламя драконов, нападавших на семь Караков, а другие три вернулись обратно в руки Саурона.
Последнее, что мы с вами затронем - это имена дворфов. Для того, чтобы изучить тему, возьмём карликов, отправившихся к горе Эребор в книге "Хоббит, или туда и обратно".
Имена тех дворфов означают предметы, характеры или какие-то явления: Глоин (светящийся), Бофур (боб), Кили (клин), Двалин (спящий), Бифур (трясущийся или бобр), Бомбур (опухший), Дори (укрепитель или бурильщик), Фили (падающий), Нори (маленькая бритва), Ори (безумный), Торин (дерзкий). Вы могли бы подумать, что эти имена придумал Толкин для главных героев книги "Хоббит или туда и обратно", но нет, автор их заимствовал из вышеупомянутого эпоса "Прорицание вёльвы" и немного изменил, как посчитал нужным. Ойна (застенчивого) и Балина нет в списке, так как они встречаются в других историях. Первый упоминается в эпосе "Песнь о Нибелунгах" под именем Оинн, а второй - в книге "Смерть Артура" Томаса Мэллори под именем Балин, по прозвищу Дикий.
Прочитав описания дворфов из мифов и дворфов Толкина, может сложиться впечатление, что оба вида этих существ похожи друг на друга. Скандинавские дворфы так же, как и средиземные, упорные, трудолюбивые, верные и справедливые (с некоторыми исключениями). К тому же в двух вселенных дворфы занимаются одними и теми же ремёслами: добычей руды, торговлей, строительным и кузнечным делом. В конце концов, все они пользовались рунами, сражались с драконами и добывали либо разрабатывали ранее неизведанные металлы и сплавы.
Однако среди сходств есть и различия. Начнём с того, что дворфы скандинавских мифов боятся света, а дворфы Толкина нет. Этому можно найти множество подтверждений, вот одно из них - Торин Дубощит и его компания ушли из дома Бильбо утром. Вторым отличием послужит нам профессиональная армия: у дворфов Средиземья она есть, у дворфов скандинавов её нет. К третьему отличию можно отнести порядок отношений между дворфами и другими народами. Дворфы Средиземья, в отличии от своих скандинавских собратьев, более открыты ко всему миру, что помогает им узнавать новое и становиться лучше в своих излюбленных ремёслах.
Если понравилась статья, то ставьте палец вверх.
В будущей статье поднимем тему отношений между гномами и людьми во вселенной Джона Толкина.