Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Правда ли, что кешбэки, скидки и акции способствуют экономии

Повышенный кешбэк в категориях от банка, акции в магазинах, знаменитая "чёрная пятница", "два по цене одного", "купи товар и получи деньги за отзывы" - чего только не придумали маркетологи, чтобы раскрутить потребителя потратить как можно больше. Буквально сегодня мне попалась на глаза статья о том, как известный российский маркетплейс, якобы, обманул девушку, играющуюся со всевозможными акциями и увлекающуюся всем бесплатным, не заплатив ей за отзывы на товары, которые она покупала по акции "деньги за отзыв". Если бы деньги за отзывы она получила, приобретённые на маркетплейсе товары остались бы у неё совершенно бесплатно, на что она изначально и рассчитывала. По итогу участия в этой программе, девушка заплатила 45% от стоимости всех приобретённых товаров, то есть получила скидку в размере 55% от той цены, за которую эти товары на момент проведения акции продавались. Как вы понимаете, цены на данном маркетплейсе меняются, и уже на следующий день товар может продаваться на 20% дешевле
Оглавление

Повышенный кешбэк в категориях от банка, акции в магазинах, знаменитая "чёрная пятница", "два по цене одного", "купи товар и получи деньги за отзывы" - чего только не придумали маркетологи, чтобы раскрутить потребителя потратить как можно больше.

Или, может, к экономии?
Или, может, к экономии?

Способы экономии?

Буквально сегодня мне попалась на глаза статья о том, как известный российский маркетплейс, якобы, обманул девушку, играющуюся со всевозможными акциями и увлекающуюся всем бесплатным, не заплатив ей за отзывы на товары, которые она покупала по акции "деньги за отзыв". Если бы деньги за отзывы она получила, приобретённые на маркетплейсе товары остались бы у неё совершенно бесплатно, на что она изначально и рассчитывала. По итогу участия в этой программе, девушка заплатила 45% от стоимости всех приобретённых товаров, то есть получила скидку в размере 55% от той цены, за которую эти товары на момент проведения акции продавались. Как вы понимаете, цены на данном маркетплейсе меняются, и уже на следующий день товар может продаваться на 20% дешевле, чем стоил вчера.

Как так получилось, что маркетплейс не заплатил девушке за отзывы, которые она написала в рамках акции "деньги за отзыв"? Оказалось, что количество товаров для участия в акции было ограничено. Например, всего 100 гелей для душа фирмы "Мойдодыр", и пока девушка оформляла покупку, ещё множество других покупателей по всей стране успели купить оставшиеся в рамках акции гели. Таким образом её покупка могла стать стопервой или стопятой и не войти в лимит товаров, предназначенных для акции. Информация на сайте обновляется не моментально, поэтому подобная ситуация могла произойти со многимии другимии участницами этой игры в бесплатность.

Друзья, мы же с вами понимаем, что производитель не заинтересован в том, чтобы подарить неограниченное количество единиц продукции в рамках такой маркетинговой акции. Расчёт, наверняка, был на теорию больших чисел. Чем больше участниц, тем больше единиц товара купят, и все эти люди будут писать отзывы, чтобы вернуть деньги, уплаченные за покупку, и вернут деньги только за 100 отзывов, написанные первыми.

Я покупаю только нужное

В комментариях к статье некоторые девушки написали, что покупали в период этой акции только то, что им действительно нужно, поэтому им совсем не обидно, в отличие от автора статьи, которая рассчитывала просто заполучить халявные товары. Она просто любит всё бесплатное. Неважно, нужно ей это для использования или нет. Участие в таких акциях для неё - просто игра, игра порой азартная, ведь используются реальные деньги. Выигрыш даёт чувство победы - как будто она побеждает в этом меркантильном мире, где всё строится на товарно-денежных отношениях. Обманывает систему. И вот девушка проиграла. Расстроилась, но написала об этом статью, которую многие прочитают, и, как пишет она сама, потраченные на те гели для душа деньги отобьются. В конечном итоге она окупит затраты на приобретение товаров, которые хотела получить за отзывы. А могла бы на эти деньги сходить в кино. Или фруктов купить. А те девушки, которые в комментариях написали, что покупали то, что им нужно, наверное, принимают душ три раза в день и на Новый год всем дарят гели для душа.

Вау, скидка!

Недавно, совершив покупку продуктов в магазине "Магнит", я обратила внимание на скидки, которые предлагались в дополнительных к чеку "корешках". Один из них обещал скидку 20% на замороженную продукцию "Горячая штучка", в том числе на товары с жёлтыми ценниками, кроме, кажется, куриных наггетсов и пельменей. Готовые пельмени в магазинах я не покупаю, как не покупаю вообще мясной фарш и что-то, содержащее мясной фарш, потому что намешать туда могут что угодно. Решила посмотреть, что же за продукты выпускает эта "Горячая штучка", о которой я до этого не слышала. Вообще, я крайне редко покупаю заморозку. Это могут быть овощные смеси или брокколи, но никак не мясные продукты. Не доверяю я. Итак, "Горячая штучка" была представлена в том магазине наггетсами, пельменями и какими-то мини-хачапури, которые достаточно разогреть в микроволновке. То есть продукция с мясным фаршем. Были ещё блинчики с какой-то мясной начинкой. Короче, ничего такого я обычно не покупаю. Самое любопытное было в том, что на все эти товары в магазине уже была акция "два по цене одного", а скидка 20% по корешку к чеку в таком случае не применяется. "Два по цене одного" - это не жёлтый ценник.

У меня, конечно же, возник вопрос: зачем предлагать скидку на товары по акции? Ответ пришёл моментально: а чтобы обратить внимание посетителей магазина на товары данного производителя. Представим себе типичного любителя халявы: он идёт в магазин с целью купить товар со скидкой 20%, а тут видит, что можно купить два по цене одного, то есть получить скидку 50%. К тому же, скидка по "корешку" может быть использована только на одну товарную единицу, и если хочешь купить больше, за остальные заплатишь полную цену. Как думаете, сколько человек, заинтересовавшиеся скидкой в "корешке", купят товар по акции "два по цене одного"?

Я в итоге ничего от производителя "Горячая штучка" не купила, потому что не употребляю такую продукцию вообще. Я не целевой клиент, даже за полцены не надо мне. Так же я никогда не гоняюсь за акциями на маркетплейсах.

Кешбэки от банков в категориях

Я клиент двух крупнейших банков нашей страны - Сбера и ВТБ. Оба банка отличаются максимальным консерватизмом, но и они начали играть с клиентами в денежные кешбэки, чего прежде за ними не наблюдалось. Были бонусные программы, но не начисление кешбэка. С недавних пор оба эти банка каждый месяц предлагают выбирать категории для получения кешбэка.

Один мой знакомый на днях написал гневную статью на тему того, как его раздражают призывы выбирать эти категории в мобильных приложениях банков, а он клиент большего количества банков, чем я, а так же, как его раздражают всевозможные акции и скидки. Не хочет он видеть ни скидки, ни акции "два по цене одного", ни кешбэк получать за покупки. Хочет честные цены и прозрачные условия. Желательно, одинаковые во всех магазинах на одинаковые товары.

Что такое честные цены - тема для отдельного поста. От чего зависит эта честность? Если говорить коротко и упрощённо, цены на товары включают в себя не только их закупочную стоимость, зарплату сотрудников магазина, стоимость аренды, включая площадь под склады, а ещё и затраты на доставку, которые зависят не только от расстояния, но и от объёмов доставолямого товара. Закупочная цена, в свою очередь, тоже зависит от закупаемых объёмов, а ещё от формы оплаты - в рассрочку или предоплатой. Срок хранения товаров, средний объём порчи при доставке, погрузке и разгрузке, магазинные кражи - всё это входит в стоимость товаров на прилавках. Остаётся ещё такая составляющая, как процент прибыли продавца. И даже если последний станет одинаковым для всех магазинов в стране, другие составляющие могут разниться, поэтому цены на одни и те же товары в разных магазинах и торговых сетях вряд ли будут одинаковыми.

Есть, к примеру, товары, которые в магазинах сети "Красное и Белое" всегда продаются дешевле, чем в сети "Пятёрочка" или "Магнит". Цены могут быть сопоставимыми, когда вторые две сети ставят скидки, но даже в этом случае цена в "Красное и белое" может быть ниже на рубль или два. Кажется, владельцы этой сети отслеживают цены у конкурентов в режиме нон-стоп. Примечательно, что для покупки товаров в этой сети магазинов по их привлекательным ценам вовсе не обязательно иметь карту лояльности. Это цены без акций и скидок.

Чек из магазина "Красное и белое". Особенно, можно отметить цены на яйцо куриное и пирожное "Мишки Барни".
Чек из магазина "Красное и белое". Особенно, можно отметить цены на яйцо куриное и пирожное "Мишки Барни".

В чём же секрет? Например, в том магазине "Красное и белое", где я покупаю продукты чаще всего, отсутствует отдельное складское помещение. Все товары находятся на полках и на проходе. Стеллажи забиты от пола до самого потолка. Проходы узкие. Два покупателя разойдутся, только если уйдут в противоположные стороны или бочком, впритирку друг к другу. Кроме алкогольной продукции, обычные продукты питания там представлены в узком ассортименте. Если это рис или гречка - только одного производителя и только одного вида. Если это цельнозерновые хлебцы - это один вид хлебцов одного производителя. В "Пятёрочке" вас ожидает богатый выбор хлебцов, но и цены на них тоже богатые.

Так вот, про кешбэки. Что-то отвлеклась я, простите меня великодушно.

Покажу, какой кешбэк я "заработала", совершая оплату кредитной картой банка ВТБ в октябре:

Кешбэк, начисленный банком ВТБ в рублях.
Кешбэк, начисленный банком ВТБ в рублях.

Этот кешбэк будет зачислен на счёт до 20-го ноября один к одному. А вот такой кешбэк я получила от Сбера и уже забрала деньгами, но не один к одному, а в размере 50%:

Сберспасибо обменяла на рубли по курсу 0,5.
Сберспасибо обменяла на рубли по курсу 0,5.

Итак, получается, что, совершая платежи картой Сбера, я "отработала" те 150 рублей за обслуживание карты, которые у меня были списаны в прошлом месяце. Заодно, потратив в сумме более 5000 рублей, я выполнила условие по бесплатному обслуживанию СберКарты в этом месяце. Итого, потратив по СберКарте сумму немного более 5000 рублей, я получила выгоду, равную 300 рублей. Остаётся ещё отключить СМС-уведомления до 15-го числа, тогда я не заплачу 99 рублей. Вот такие крохи, друзья, я считаю.

При этом, отмечу, что все платежи СберКартой совершались только за то, что мне действительно было необходимо. В основном, это проезд в общественном транспорте: автобусы, электрички, речная переправа. Вот, смотрите:

Сбер сейчас предлагает повышенный кешбэк за оплату проезда в общественном транспорте.
Сбер сейчас предлагает повышенный кешбэк за оплату проезда в общественном транспорте.

Была у меня ещё и покупка в аптеке, за которую кешбэк был 5%, и которая сама по себе составила львиную долю от потраченных в октябре средств картой Сбера. Все остальные покупки оплачивала картой ВТБ, потому что кешбэк на все покупки там выше, чем в Сбере. И всё равно это крохи, друзья.

У кого-то в Дзене в комментариях я читала, как люди получают кешбэк в размере 25% от всех трат. Вроде бы, это акция на первые два месяца в каком-то банке, при условии, что хранишь там деньги в сумме не менее 30 000 рублей. Мол, это гораздо выгоднее, чем держать эту же сумму на накопительном счёте того же ВТБ. А вот я держу все доступные средства там. Удобно. Когда нужно, могу взять оттуда часть, когда деньги появились - добавить. Процент начисляется на ежедневный остаток. Получается, что копейка рубль бережёт. Но суммы не такие значительные, конечно. В сумме, за октябрь чуть более 400 рублей начислено. Это даже меньше того, сколько я плачу в месяц за мобильную связь. Это меньше суммы взноса за капитальный ремонт. Но, если взглянуть на это иначе, то это 10-12 поездок на городском автобусе, трамвае или в метро. И вот так картинка выглядит уже радужнее. Ведь деньги на проезд в транспорте тоже нужно как-то раздобыть.

Супер-кешбэк для любителей бега от Т-банка

На ЭКСПО Dagestan Wild Trail была отдельная зона выдачи стартовых пакетов для клиентов банка Тинькофф, теперь он называется Т-банк. Позже я узнала, что этот банк предлагает кешбэк 20% на покупку слотов серии Wild Trail.

Информация об акции на сайте Т-банка
Информация об акции на сайте Т-банка

Как считаете, стала я оформлять карту Т-банка? Нет, друзья. А почему? Ведь предложение такое выгодное! А потому что все мои беговые планы на 2024-ый год были уже составлены, включая планы по путешествиям. Новая регистрация на забег, даже со скидкой, это затраты, в том числе затраты на дорогу и проживание в месте проведения забега. Поэтому каким бы выгодным ни было предложение, я от него воздержалась, ещё и потому, что выполняю условия тех двух банков, в которых обслуживаюсь. И мне удобнее оставаться в рамках двух банков и не расширять этот перечень, увеличивая вместе с ним перечень условий, необходимых к соблюдению, чтобы ни один из банков не начал меня обкрадывать какими-то комиссиями, как это начал делать Сбер. Чем больше банков, тем больше условий, тем больше внимания требует эта сфера. А как часто я регистрируюсь на гонки серии Wild Trail? Пока это было всего один только раз, в Дагестан.

В общем и целом, здорово что Т-банк поддерживает спорт и кешбэк даёт действительно крутой, но я пока прохожу мимо. Может, зря?

Вот такой светоотражающий браслет подарили с рекламой в форме карты на ЭКСПО Dagestan Wild Trail.
Вот такой светоотражающий браслет подарили с рекламой в форме карты на ЭКСПО Dagestan Wild Trail.

Сверхпотребление сжирает всё

Несмотря на всевозможные ухищрения, описанные мною выше, всё сэкономленное улетает мигом при одной эмоциональной покупке какого-нибудь геля для душа "Мойдодыр", аналогов которого в квартире может быть запасено ещё на год и более. Подарки на Новый год, на 8-е марта, на День рождения - лично я давно уже не покупаю гели для душа.

Покупка, потому что сейчас скидка, оправдана лишь в том случае, если вещь уже была нужна или точно будет нужна в оборзримом будущем. В моём случае, это кроссовки для бега и ботинки для треккинга. Также, я время от времени покупаю снаряжение и экипировку для походов и сверх-длинных забегов в горах. Когда бывают скидки, я могу купить обувь на два-три сезона вперёд, потому что обувь в последние годы только дорожает.

Недавно я посетила магазин "Сплав", потому что у магазина был день рождения, и они анонсировали скидку 15% на все товары. Такая скидка предоставляется в день рождения покупателя, если он держатель карты серебряного уровня. В общем, у меня как раз такая карта, и я ждала своего дня рождения, чтобы кое-что купить в этом магазине, а тут они анонсировали такую скидку для всех, и ждать не пришлось. Значит, я уже в начале зимы смогу сходить в поход в новых треккинговых ботинках. Итак, в моём случае, я бы всё равно пошла в этот магазин за покупками, потому что треккинговая обувь для холодных условий у меня износилась. При этом, если бы там продавали гель для душа, и на него поставили бы 50% скидки, я бы не купила, потому что гелей у меня ещё запас. И их подарят ещё.

Как понять, что купленная вещь нужна

Спросить себя: если бы на эту вещь не было скидки, я стал бы её покупать? Купил бы я эту вещь по её первоначальной цене?

Понимаю, что кто-то ответит, мол, я купил бы более дешёвый аналог этой вещи. Менее качественный, менее технологичный, если это касается экипировки или снаряжения. Я купил эту вещь, потому что со скидкой она уже не так сильно дороже менее качественного и технологичного аналога. Я готов доплатить за качество и, например, лёгкий вес при тех же теплоизоляционных свойствах, 4000 рублей, но не 8000, то есть купить вещь за 14 000, а не за 18 000 при стоимости менее технологичного аналога 10 000 рублей. Описанное здесь касается автора канала. Я, к слову, долгое время таскала трёхместную палатку в свои одиночные походы, прежде чем сподобилась купить маленькую и лёгкую одноместную, потому что не хотела покупать что-то сомнительного качества и не соответствующее условиям, в которых бываю. Но купила со скидкой.

Резюме

Как-то надо всё это подытожить. В моём случае, все танцы с бубнами вокруг экономии и трат сводятся к тому, чтобы не выходить за пределы нулевого баланса и не зарастать кучей дешёвого и ненужного барахла. Я, стоит отметить, вещизмом не больна. Шопоголизм тоже не моя история. Ходить по магазинам в свободное время не люблю. На маркетплейсы заглядываю, только когда возникает потребность в конкретной вещи. В этом заключается ещё один секрет того, как много путешествий мне удаётся совершить в течение одного года. Я просто редко что-то себе покупаю и не играю в игры, связанные с халявой. По этой причине я не оформляла карту "Халва", которую так агрессивно рекламировали везде и всюду, и не стала клиентом Альфа-банка, который часто является партнёром магазинов, предлагая высокий кешбэк и какие-то ещё "плюшки", потому что нужно всё изучать, вникать, искать подвох, ведь если где-то раздают что-то очень бесплатное, ты позже можешь заплатить за это вдвое больше его номинальной цены. Будь готов сначала заплатить своим временем и вниманием - разберись дотошно и досконально в условиях игры и убедись, что готов выполнить все условия, чтобы не потерять.

Есть у меня подарочные сертификаты в баню, которыми до сих пор не воспользовалась из-за особых условий их применения. Дешевле сходить и заплатить обычную цену, чем пойти так, чтобы можно было использовать скидку по такому сертификату:

Целых 4 сертификата на 500 рублей, которыми так и не воспользовалась
Целых 4 сертификата на 500 рублей, которыми так и не воспользовалась

Ещё по теме читайте тут 👇