Цель: ознакомление родителей с основными артикуляционными и дыхательными упражнениями.
Материал и оборудование: ватные шарики и круги из картона жёлтого цвета по количеству участников, плакат с перечисленными артикуляционными упражнениями.
Ход мероприятия
Информационная часть
Ведущий. Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Я рада приветствовать вас.
Гимнастика для рук и ног — это занятие, которое мы хорошо знаем и любим. Мы развиваем их, чтобы они стали более проворными, мощными и активными. Но зачем нужно тренировать язык? Дело в том, что язык — это главная мышца органов речи. И, как для любой другой мышцы, для него без гимнастики просто не обойтись.
Вопрос: «Что представляет собой артикуляционная гимнастика?»
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают развивать и укреплять мышцы речевого аппарата. В процессе выполнения таких упражнений задействованы язык, губы, щёки, челюсти и нёбо.
В речи звуки произносятся не отдельно, а плавно, один за другим. Чтобы обеспечить это, органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Каждый орган, участвующий в процессе речи, занимает определённое положение.
Чтобы чётко произносить звуки, слова и фразы необходимо, чтобы эти органы были достаточно подвижны, могли быстро перестраиваться и работать согласованно.
Задача артикуляционной гимнастики — развитие способности к выполнению точных движений и сложных позиций речевых органов, а также объединение простых движений в комплексные, которые требуются для корректного произнесения звуков. А целью дыхательных упражнений является выработка длительной, направленной воздушной струи, которая также нужна для правильного звукопроизношения.
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, следует помнить о нескольких простых правилах:
- Упражнения должны выполняться каждый день.
- Выполнять артикуляционную гимнастику в виде игры без какого-либо принуждения.
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.
- Продолжительность занятия — от 3 до 5 минут.
- Не следует акцентировать внимание на неудачах ребёнка (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнение того или иного упражнения).
Практическая часть
Педагог знакомит родителей с общим комплексом артикуляционных упражнений, предлагает повторить их.
Бегемотики
Широко откройте рот и удерживайте его в таком положении, считая от одного до пяти.
Лягушка и слоник
На счёт «раз» — улыбаемся, зубы вместе, держим. На «два» — вытягиваем губы трубочкой и тоже держим. Чередуем «улыбка — трубочка».
Обезьянка
Приоткрыть рот и расположить язык между нижней губой и нижними зубами. Язык в таком положении не менее пяти секунд.
Бульдог
Слегка раскрыть рот и расположить язык между верхней губой и передними зубами.
Зафиксировать язык в таком положении на 5 секунд и более.
Часики
Улыбнитесь, откройте рот, тянитесь попеременно, то к левому углу рта, то к правому.
Маляр
Представьте, что вы — маляр, который красит стену. Улыбнитесь, откройте рот, высуньте язык и проведите им по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Делайте это медленно, считайте до восьми.
Замешиваем тесто
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и покусайте его зубами: «ТА-ТА-ТА», пошлёпайте язык губами: «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
Хомяк
Губы сомкнуты. Язык поочерёдно касается правой и левой щёк, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд.
Киска сердится
Улыбнитесь, откройте рот, кончик языка поместите за нижние зубы, выгните «спинку» языка, а боковые края прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении, считая до восьми-десяти.
Лопатка
Улыбнитесь, рот приоткройте, а кончик языка положите на нижнюю губу. И так считайте до пяти-десяти, не расслабляясь. И улыбайтесь пошире, нижнюю губу не подворачивайте.
Лошадка
Пожалуйста, улыбнитесь, широко откройте рот и произнесите звук «т-т-т», энергично двигая языком. Важно, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а двигался только язык.
Чашечка
Давайте превратим язык в чашечку. Улыбнитесь, откройте рот и высуньте язык. Тяните его к носу. Старайтесь, чтобы бока языка были приподняты, а не поддерживайте его верхней губой. Удерживайте язык в таком положении, считая до пяти-десяти. Повторите упражнение 3–4 раза.
Грибок
Давайте сделаем грибок. Откройте рот, присосите язык к нёбу, удерживайте язык в таком положении под счёт до пяти—десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкайте медленно языком, как лошадка, почувствуйте, как язык присасывается к нёбу.
Сладкое варенье
Представьте, что вы испачкали губы вареньем и вам нужно их аккуратно облизать.
Улыбнитесь, откройте рот и, не закрывая его, «слизывайте» варенье с верхней губы, стараясь не касаться языком нижней губы.
Сдуй снежинку
Чтобы звуки звучали чётко, необходимо правильно и с достаточной силой выдыхать. Давайте потренируемся! Улыбнитесь, слегка высуньте язык и положите его широкий край на нижнюю губу. Сделайте вдох носом и протяжно скажите: «Ф-Ф-Ф», сдуйте ватный шарик со своей ладони. Действие повторите 3—4 раза, контролируя, чтобы щёки не надувались. Важно, чтобы ребёнок, выполняя упражнение, произносил звук, похожий на звук [ф], а не на [х], т.е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная.
Загони мячик в ворота
Вытяните губы вперёд и подуйте на шарик, лежащий на столе перед ребёнком или родителем. При этом постарайтесь загнать шарик между двумя кубиками.
Ведущий. Всё зависит от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку или покатать по столу небольшие игрушки. Чтобы получить направленный поток воздуха, попробуйте подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под каких-нибудь капель). При точном попадании струи воздуха в бутылку возникает характерный гудящий или свистящий звук. («гудит пароход»). Обычно это очень нравится детям.
Контролируйте, чтобы щёки не раздувались. Чтобы шарики не выскакивали, нужно слегка придерживать их пальцами. Загонять их нужно на одном выходе, чтобы воздушная струя была непрерывной.
Фокус
Чтобы фокус получился, нужно открыть рот, сложив губы «чашкой», положить маленький кусочек ваты на нос, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть на ватку через рот таким образом, чтобы та взлетела вверх (В результате должен получиться звук, похожий на [ф], но не на [х]).
Ведущий. Вот и подошла к концу практическая часть нашего мастер-класса. Все эти упражнения направлены на развитие подвижности и гибкости речевых мышц, а также на повышение точности их движений. Поскольку артикуляционная гимнастика — это фундамент для развития речи и коррекции её нарушений.
Заключительная часть
Ведущий. Перед вами на столе лежат жёлтые кружочки. Предлагаю оставить их на плакате около того упражнения, которое больше всего вам запомнилось или понравилось его выполнять.
Большое спасибо за участие. Пусть ваше общение с детьми будет наполнено радостью и спокойствием!