Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Почему люди Средневековья спали два раза за ночь, и как это помогало им выживать

В Средние века, когда не было электричества и современных развлечений, люди следовали совершенно иному режиму сна, чем мы сегодня. Первый сон начинался примерно через 2 часа после заката и длился около 4 часов. Затем следовал период бодрствования продолжительностью 1-3 часа, после чего наступал второй сон до рассвета. В Средневековье это называли "первым" и "вторым" сном (на латыни "primus somnus" и "secundus somnus"). Археологические находки, включая дневники и хозяйственные записи того времени, показывают, что такой режим был распространен по всей Европе – от Британских островов до Византии. После первого пробуждения, которое обычно происходило между 23:00 и 01:00, средневековый человек не лежал праздно в постели. Историки обнаружили множество документов XIII-XIV веков, описывающих активную ночную деятельность. В это время люди занимались домашними делами, молились, размышляли, общались с соседями или даже ходили по гостям. В монастырях этот промежуток использовался для наиболее соср
Оглавление

Загадочный ритм средневекового сна

В Средние века, когда не было электричества и современных развлечений, люди следовали совершенно иному режиму сна, чем мы сегодня. Первый сон начинался примерно через 2 часа после заката и длился около 4 часов. Затем следовал период бодрствования продолжительностью 1-3 часа, после чего наступал второй сон до рассвета. В Средневековье это называли "первым" и "вторым" сном (на латыни "primus somnus" и "secundus somnus"). Археологические находки, включая дневники и хозяйственные записи того времени, показывают, что такой режим был распространен по всей Европе – от Британских островов до Византии.

Ночная жизнь под покровом темноты

После первого пробуждения, которое обычно происходило между 23:00 и 01:00, средневековый человек не лежал праздно в постели. Историки обнаружили множество документов XIII-XIV веков, описывающих активную ночную деятельность. В это время люди занимались домашними делами, молились, размышляли, общались с соседями или даже ходили по гостям. В монастырях этот промежуток использовался для наиболее сосредоточенных молитв – считалось, что именно в эти часы душа наиболее восприимчива к божественному.

В период между снами на улицах часто можно было встретить людей, занятых различными делами. По данным хроник города Руана за 1356 год, около 25% горожан регулярно использовали это время для посещения соседей или совместных трапез. В некоторых городах даже существовали специальные "ночные пекарни", работавшие именно в эти часы и производившие свежий хлеб к утру.

Медицинский взгляд на двухфазный сон

Средневековые врачеватели считали такой режим естественным и полезным для здоровья. В медицинских трактатах X-XII веков упоминается, что промежуток между снами – идеальное время для зачатия детей, так как организм находится в состоянии глубокого покоя. Исследования современных ученых подтверждают, что в этот период в организме человека происходит активная выработка пролактина – гормона, способствующего релаксации.

Известный средневековый медик Авиценна в своем "Каноне врачебной науки" посвятил целую главу двухфазному сну, утверждая, что такой режим способствует лучшему пищеварению и более глубокому отдыху. По его наблюдениям, люди, практиковавшие двухфазный сон, реже страдали от бессонницы и меланхолии. В монастырских больницах того времени даже существовали специальные предписания по организации режима больных с учетом двухфазного сна.

Социальное значение ночного бодрствования

В городах XII-XIV веков ночное бодрствование играло важную социальную роль. По данным городских хроник, около 30% жителей средневекового города регулярно использовали этот период для общения. Таверны могли быть открыты в эти часы, а в некоторых городах существовали специальные ночные рынки. В документах городской стражи Парижа XIII века упоминаются регулярные обходы между "первым" и "вторым" сном, во время которых стражники нередко заставали горожан за беседами у очагов или за совместными трапезами.

Интересно, что этот период часто использовался для решения важных общественных вопросов. В архивах города Тулузы сохранились записи о том, что городской совет иногда собирался именно в эти ночные часы, особенно когда требовалось принять срочные решения. А в некоторых гильдиях существовала традиция проводить важные переговоры между мастерами именно в период между снами, считая это время наиболее благоприятным для достижения соглашений.

Экономическая целесообразность двухфазного сна

Исследования историков экономики показывают, что такой режим сна был экономически оправдан. В условиях, когда освещение было дорогим (одна свеча могла стоить до 1/6 дневного заработка ремесленника), возможность использовать естественные периоды бодрствования позволяла более эффективно распределять ресурсы. Документы монастырских хозяйств XIV века свидетельствуют, что около 15-20% всей работы по дому выполнялось именно в период ночного бодрствования.

В городских архивах Флоренции XV века сохранились подробные расчеты экономии на освещении, которую получали ремесленные мастерские, использующие период между снами для подготовительных работ. По этим данным, такая организация труда позволяла сократить расходы на освещение на 30-40% в зимний период.

Сезонные изменения в режиме сна

Продолжительность и время промежутка между снами менялись в зависимости от сезона. Зимой, когда ночи были длиннее, период бодрствования мог достигать 3-4 часов, в то время как летом он сокращался до 1-2 часов. В сельскохозяйственных календарях XV века содержатся подробные рекомендации по корректировке режима сна в зависимости от времени года и сельскохозяйственных работ.

Особенно интересны записи монастырей северных регионов, где зимние ночи были особенно длинными. Там период между снами мог достигать 5 часов, и монахи использовали это время для переписывания книг и различных хозяйственных работ. В летний период, напротив, второй сон часто сокращался до минимума или вовсе пропускался из-за короткой ночи.

Влияние на творчество и интеллектуальную деятельность

Средневековые интеллектуалы высоко ценили период между снами как время особой ясности ума. В монастырских библиотеках сохранились свидетельства о том, что многие важные рукописи создавались именно в эти часы. Известный теолог XIII века Фома Аквинский писал, что некоторые из своих важнейших богословских прозрений он получил именно во время ночного бодрствования. Статистика показывает, что около 40% всех монастырских рукописей того периода содержат пометки о работе над ними в ночные часы.

В университетских архивах Оксфорда и Парижа сохранились свидетельства о том, что студенты и преподаватели часто использовали время между снами для занятий и дискуссий. Считалось, что в эти часы разум особенно восприимчив к сложным философским концепциям.

Постепенное исчезновение традиции

С появлением более эффективного освещения в XVI-XVII веках и изменением социально-экономических условий практика двухфазного сна начала постепенно исчезать. По данным исторических исследований, к 1650 году в крупных европейских городах только около 20% населения придерживалось традиционного режима сна, а к началу XVIII века эта практика практически исчезла среди городского населения, хотя в сельской местности сохранялась дольше.

Интересно проследить, как это изменение отразилось в литературе того времени. Если в рукописях XIV-XV веков постоянно упоминаются "первый" и "второй" сон как нечто обыденное, то к концу XVII века эти термины начинают использоваться все реже, а в произведениях XVIII века они уже встречаются только как архаизмы или в описаниях деревенской жизни.

Культурное наследие двухфазного сна

Отголоски этой традиции сохранились во многих европейских языках и культурных практиках. В старофранцузском языке существовало более 20 различных выражений, описывающих действия между первым и вторым сном. Некоторые из них дошли до наших дней в виде идиом и поговорок. В архитектуре средневековых домов часто предусматривались специальные помещения для ночного бодрствования, так называемые "ночные залы", которые археологи находят при раскопках городов XIII-XIV веков.

Исследования показывают, что в некоторых изолированных сельских общинах Европы элементы двухфазного сна сохранялись вплоть до начала XX века. Этнографы XIX века описывали подобные практики в отдаленных деревнях Шотландии и Скандинавии, где они были тесно связаны с местными традициями и верованиями.