Термин “Архетип”, как элемент коллективного бессознательного, стал популярен благодаря психиатру Карлу Юнгу. Чуть позже появилась архетипическая психология, в частности система Кэрол Пирсон “Путешествие героя” и 12 Архетипов, о которых поговорим ниже.
А пока рассмотрим Архетипы, как ценный инструмент в продвижении личного бренда и важности использовании его в выборе образа.
Маркетологи уже доказали, что известные бренды продают не товары, а ценности. Их рекламные кампании продуманы до мелочей и работают на конкретную целевую аудиторию. Люди выбирают не сам продукт, а именно ценности, которые он транслирует.
Архетипы есть в каждом мифе, религии и в любом традиционном художественном образе. Например, Василиса Премудрая — умная девушка, которая найдет выход из любой ситуации. Иван-дурак — добрый малый, свой в доску. Монах-отшельник, который посвятил всего себя религии. Воин — справедливый защитник.
Если Вы создаете бренд или персонаж, используя определенный Архетип, аудитория быстрее поймет и запомнит его суть. Когда люди находят резонанс с Архетипом бренда, они становятся более лояльными к нему и чувствуют себя частью чего-то большего, с чем идентифицируют себя.
В свою очередь Ваше позиционирование перед аудиторией через Архетип так же становится естественным, запоминающимся и привлекательным. Согласованность внешнего вида с внутренним миром создает целостный, гармоничный образ, который соответствует внутреннему "Я". За этим следует чувство уверенности и комфорта.
Использование Архетипов в подборе образа — это стратегический подход, который ведет к достижению поставленных целей, будь то продвижение бренда компании, построение личного бренда или создание персонажа. Это помогает четко позиционировать себя на рынке и выделять из конкурентов.
В профессиональной сфере, использование Архетипа так же помогает выстроить эффективное взаимодействие с клиентами или партнерами, создает желаемый имидж и внушает доверие на глубоком эмоциональном уровне.
Людям становится понятно, что именно они получают от Вас во время взаимодействия. Если на данном этапе жизни они разделяют Ваши ценности, проникаются доверием и симпатией, они становятся Вашими адептами, последователями и поклонниками.
А если добавить сюда ещё харизму, хорошую энергетику и незаурядную внешность - у окружающих включатся дополнительные рецепторы эмоционально ассоциативного восприятия, и первое впечатление надолго останется в памяти. Для окружающих Вы - ролевая модель, которой хочется подражать. У Вас хотят учиться, брать пример. Но, что самое важное – у аудитории возникает желание использовать и применять результаты Вашей деятельности. Будь то продукция компании, которую Вы представляете или Ваш жизненный опыт и знания.
Все дело в том, что Архетипы – это хорошо понятные, исторически сформировавшиеся образы или символы, которые легко идентифицируются и вызывают определенные эмоции, определяют паттерны поведения, восприятия и реакции, управляют ассоциациями и впечатлениями на бессознательном уровне.
Архетип "Мудрец", например, ассоциируется с экспертностью и надежностью, а "Исследователь" – с приключениями и новыми открытиями. «Заботливый», несет в себе послание о безопасности и надежности. Если Ваша целевая аудитория – молодые, активные люди, образ "Воин" или "Исследователь" может быть более эффективным, чем образ "Правителя". Архетип "Маг" ассоциируется с трансформацией, а "Шут" – с юмором и легкостью.
Важно, чтобы Ваши образ и действия соответствовали Архетипу – иначе возникнет диссонанс и недоверие.
Итак.
Архетипы — это базовые образы, которые складывались в культуре и жизни многими поколениями до нас. Американский филолог Кэрол Пирсон и ее помощник Хью Марр разработали классификацию из 12 Архетипов.
Рассмотрим некоторые базовые примеры стилистического проявления этих Архетипов:
1.Простодушный (Ребёнок)
Основные черты: наивность, оптимизм, доверчивость, радость, непосредственность, вера во все хорошее, в светлое будущее, отрицание несправедливой действительности, безответственность, неорганизованность.
Стиль одежды:
Стремление к простоте, природе, традиционному и понятному. Натуральные ткани. Мелкий и цветочный принт, возможны сказочные и фантастические тематики, а так же традиционные мотивы. Уютные вещи мягких силуэтов. Пастельные и нежные цвета. Кружево, рюшечки, воланы.
2.Славный малый
Основные черты. Славный малый – это в общем-то обычный человек. «Парень или девушка из соседнего двора». Для него важна сопричастность. Это отзывчивый, добрый, дружелюбный человек. Он понимает, что каждый в мире имеет такое же значение, как и он сам. Несмотря на оптимизм и открытость, Славный малый при этом реалистично смотрит на жизнь.
Стиль одежды:
Славный малый ценит комфорт и удобство. Одежда не “с иголочки”, не всегда экстра модная, но и не консервативная. Основной стиль – это casual (повседневный). Славный малый не особо любит выделяться. Джинсы, в том числе и потертые, клетчатые рубашки, худи и толстовки, объемные свитера – важные элементы стиля. Обувь на плоской подошве (типа кеды) или на удобном каблуке. Украшения допустимы, но немного (часы, кулоны).
3. Войн (Герой)
Основные черты: защита и преобразование мира, справедливость, победа, сила, дисциплина, отвага, могущество, смелость. Войн всегда готов принять вызов, исправить ситуацию и защитить слабого.
Стиль одежды:
Минималистичный и четкий силуэт. Удобство, практичность, готовность к движению и действию. Натуральные, практичные цвета, в том числе и напоминающие военную форму, тот же хаки. Однако возможны и яркие, динамические цвета, которые часто встречаются в спортивной одежде. Украшения, если есть, то связанные с военной тематикой или геральдикой. Возможны и другие элементы стиля милитари: погоны, медали, крой как у шинели.
4. Опекун (Заботливый)
Основные черты: надежность, безопасность, благообразность, доверие, предпочитает стабильность, дисциплину, порядок, системность. Это человек, которым движет сочувствие, щедрость и желание обеспечить стабильность и безопасность для объекта заботы.
Стиль одежды:
Опрятность и аккуратность, как основа образа. Симметричный крой. Строгий силуэт. Цвета приглушенные, сдержанные. Принты классические, например, полоска, клетка. Ткани плотные. Самая классика – это твид. Ему подходят элементы стиля ретро и винтажные элементы.
5. Искатель
Основные черты. Искателя также называют авантюристом или странником. Он ценит свободу, возможность познания, самостоятельность, возможность жить полной жизнью. Искатель большой оптимист, он всегда в поиске своего пути, всегда в движении.
Стиль одежды:
Одежда должна давать свободу движения. Быть комфортной. Многослойность – это только про стиль, но и про практичность. Цвета натуральные или нейтральные. Ткани прочные и натуральные. Принты как правило не используются, но возможно использование этнических или природных мотивов. Сумка через плечо или рюкзак, шляпа или бейсболка – как важные элементы стиля. Удобная обувь.
6. Любовник (Эстет)
Основные черты. Архетип Любовника еще называют Эстетом. Любовник про чувственное удовольствие. Это человек, для которого красота имеет большое значение. Он получает настоящий экстаз от красивых вещей. Любовник тонко чувствует мир, для него важны эмоции, впечатления.
Стиль одежды:
Красота важнее удобства. Именно Любовник будет носить корсеты, высокие каблуки и другие не самые удобные вещи во имя внешней привлекательности. Облегающие силуэты и обнаженные участки кожи (например, глубокое декольте или открытая спина). Достаточно декорированная одежда: воланы, рюши, пайетки. Украшения броские, но стильные. Яркие, сочные цвета. Тактильно приятные материалы, такие как шёлк, шифон, кашемир. Макияж умеренно яркий: заметный, но не вульгарный. Обязателен парфюм.
7. Бунтарь
Основные черты: Жизнь Бунтаря состоит в том, чтобы будоражить и возмущать окружающих. Он не связывает себя правилами. Он смелый, сильный, непокорный, бескомпромиссный, даже конфликтный. Бунтарь полон протеста избавиться от всего чужого, наносного и неважного.
Стиль одежды :
Образ хаотичный, асимметричный с элементами деконструктивизма. И хотя часто образ Бунтаря описывают, как цепи, кожа, металл (намекая на стилистику Панков), это не самоцель. Так как Бунтарь против устоев, то и его гардероб – это всегда вызов традиционному, моде. В этом смысле женщины 19 века, носившие брюки, такие же Бунтари, как и современные панки и готы.
8. Творец
Основные черты: Творцом движет страсть к самовыражению в материальной форме. Процесс создания для него - это сама жизнь. Творец уверен, что именно он создает будущее нашего мира. Это человек с высоким воображением. Самая важное для Творца – это оставить что-то вечное после себя. Ему необходимо признание.
Стиль одежды:
Характерна легкая небрежность в одежде, прическе. Театральность, эпатажность, смешение стилей. Одежда должна позволять оставаться активным. Многослойность, обилие деталей, фактур, смелое сочетание узоров и цветов. Аксессуары замысловатые. Возможны рукотворные элементы.
9. Правитель
Основные черты: стремление к власти, престижу, порядку, статусности и богатству. При этом Правитель не боится брать на себя ответственность. Правитель все контролирует и за все отвечает. Он желает структурировать мир.
Стиль одежды:
Дорогая статусная одежда, обязательно хорошо сидящая. Из элементов – сильная вертикаль (вспоминаем царские одеяния всегда в пол), сильная линия плеча (помним костюмы монархов), воротники-стойки. В целом общая аристократичность образа. Даже в повседневной одежде возможны роскошные материалы (бархат, жаккард, камни и драгоценные металлы). Если украшения, то это скорее ювелирные украшения. В крайнем случае дорогая бижутерия. Цвета чистые и глубокие. Полностью белый образ.
10. Маг
Основные черты. Маг – это человек действия. Он выступает катализатором изменений. Маг точно знает, что внешние изменения начинаются внутри, и в этом его главная сила.
Стиль одежды Мага:
Сложные и глубокие цвета. Классический вариант – черный и фиолетовый. Однако возможен и полностью белый образ. В целом для образа Мага характерна низкая контрастность. Допустимы и принты, связанные со звездами, космосом, загадочными символами. Закрытая одежда, сложного кроя, часто ассиметричная. Может быть силуэт в принципе и текучим. Типичные аксессуары — крупные подвески на длинной цепочке, любые украшения, похожие на амулеты, предметы с изображениями тотемных животных, украшения с перьями, мехом и кожей. В образ Мага впишутся широкие декоративные пояса. Магу подойдут особенные головные уборы (шляпы, чалма, шляпы с вуалью и широкими полями).
11. Мудрец
Основные черты. Мудрец всегда находится в поиске истины. Его сила и оружие – это интеллект. Он склонен к саморефлексии. Мудрецы любопытны, всегда докапываются до сути вещей, стремятся к объективности и справедливости. Так же Мудрецы достаточно спокойны и рассудительны.
Стиль одежды:
Минималистичность на уровне аскетизма, но при этом без намека на небрежность. Одежда комфортная, часто свободная, но хорошо сидячая. Цвета неброские, нейтральные. Отсутствие украшений и декора. Может использовать элементы классического офисного стиля, такие как рубашки, галстуки, пиджаки. Просто потому что не надо дополнительно думать об одежде. Обувь комфортная и устойчивая.
12. Шут
Это человек, который любит посмеяться. Но не надо думать, что это поверхностный архетип. Он в чем-то Бунтарь и может нарушать правила. В чем-то Мудрец и Маг: способен разглядеть суть вещей и иронично их воспринять. В чем-то Искатель, так как находит новые горизонты. Иногда Шут может быть и трикстером (более отрицательным).
Стиль одежды:
Яркие цвета, порой с трудом между собой сочетающиеся. Образ может быть вполне гротескным: с преувеличенными или абсурдными деталями. Классические аксессуары необычных форм. Например, очки-сердечки. Много сложных украшений. Яркий макияж с необычными цветами. Скажем, синяя помада. Для Шута не существует правил и это главное в его образе.
У каждого человека есть доминирующий Архетип, и два, три менее выраженных. Именно это позволяет раскрываться для общества с разных сторон.
Иногда кажется, что Архетипы - слишком разные по своему смыслу, ценностям и звучанию, чтобы уживаться в одном человеке. Однако, даже очень разные Архетипы находят точки пересечения, отлично уживаясь в одной личности через разные сферы жизни (любовь, партнерство, дружба). Один человек может быть жёстким руководителем на рабочем месте и в тоже время шутом в кругу друзей.
Прекрасный тому пример - Джекки Чан, которого мы все знаем, как гения-каскадера, на чьем счету миллионы сложнейших трюков, переломанных костей и травм. И это все, конечно же, про Архетип Героя: бесстрашного, рискового, постоянно тренирующегося и отрабатывающего свое мастерство.
Но у того же Джекки сильно проявлен Архетип Простодушного, а потому все его герои - добрые, милые и очень искренние, особенно те, в которых он снимался в возрасте.
Сейчас есть много онлайн-тестов, с помощью которых можно узнать какой у Вас Архетип преобладающий, а какие второстепенные. Но в зависимости от ситуации, любой из Ваших Архетипов может выйти на первый план - решать важные стратегические или житейские вопросы. Это могут быть переговоры, например, где вам пригодится "Правитель", или Вас пригласят на вечеринку, где образ "Любовника" (Эстета) способствует романтическому знакомству.
Архетипичный образ - вызывает мгновенное понимание и эмоциональный отклик, поскольку отражают основные человеческие стремления и страхи.
Однако - это не жесткая рамка. Можно и нужно экспериментировать, добавляя индивидуальные нотки и адаптируя его под конкретную ситуацию. Ключ в том, чтобы использовать Архетип как основу, на которую Вы будете накладывать свою уникальность.
Для более виртуозного использования Архетипов в стиле -для начала необходимо хорошо поработать с базовым гардеробом. Он послужит прочным фундаментов для любых проявлений и экспериментов.
Будьте красивыми!