Анивское побережье очень популярно летом у отдыхающих. Здесь мелкие песчаные пляжи и море прогревается быстрее, чем на других берегах. Кто-то останавливается в Аниве, куда можно доехать автобусом из Южного, кто-то едет в Таранай – если есть своя машина. В Таранае неплохой пляж, но и кое-что интересное для прогулки тоже имеется.
С незапамятных времён здесь жили айны, с 1905-го по 1945 год – японцы. Редкий случай: после перехода юга Сахалина Советскому Союзу айнско-японское название (переводится как «рыбная река») на советское менять не стали. Сейчас здесь живёт несколько сотен человек (по данным 2021 года – около 800), застройка представлена многоквартирными советскими домами и частными коттеджами. Есть магазины, школа, дом культуры с библиотекой и ФАП.
Самое интересное в селе – памятник «Проводы на фронт»: мать обнимает напоследок сына, уходящего на войну. Его открыли в 1970-х годах, с инициативой выступил председатель совхоза «Пограничный» Александр Смирнов. Небольшая несостыковка: в 1940-х отсюда, с юга Сахалина, в лучшем случае на фронт уходили японцы. Ну что есть, то есть.
Артефакты начинаются за селом. Асфальт исчезает, и раздолбанная грунтовка ведёт нас к маяку. Аналогичная железяка стояла на въезде в село, вторая – в нескольких километрах от него. Дверь открыта, но чтобы подобраться к ней, нужно подтянуться. Длинная винтовая лестница уходит вверх, она достаточно крепкая. По пути – круглые окошки, напоминающие иллюминаторы на корабле.
Сверху открывается вид на море и окрестные просторы.
Потом мы отправились на поиски главной цели поездки – танковых башен. Аналогичные есть в Стародубском, но там они хорошо проглядываются с пляжа. С таранайскими же нам пришлось повозиться. С берега их не было видно вообще. Расстроившись, мы повернули к дороге, и тут сбоку увидели дуло.
Башня расположена на бетонном основании. Судя по всему, под неё ведёт ход, который тоже облачён в бетон. Всё это давно заросло нашей брутальной сахалинской травой.
Пройдя пешком ещё немного в сторону Тараная, увидели другую башню. Подобраться к ней было сложнее: скользкие земля и трава не оставили шанса сохранить чистоту одежды. Устроена эта башня была так же, как предыдущая.
Других мы не нашли, хотя на карте были обозначены аж шесть танковых башен. Видимо, для их обнаружения надо приезжать, когда трава сходит на нет.