Неловко признаваться, но до посещения этой выставки я понятия не имела о том, что художник Васнецов - автор культовых «Богатырей» и «Аленушки» - не единственный художник Васнецов.
Странноватая получилась фраза, но не смогла подобрать более адекватной формулировки для общего потока сознания, который привел меня в этот субботний вечер к одному из самых интересных московских парков – Музеону.
Радовалась, как ребенок – я всё же смогла успеть – еще одна дивная конструкция, но опять же – точнее не передашь настроение.
Я собиралась к Васнецову еще в конце мая, когда выставка только открылась. Не получилось. Хотела сюда прийти в середине лета, когда всё было в самом разгаре. Не смогла. И вот этим осенним нежно-солнечным утром, когда все, заранее выстроенные планы сломались по независящим от меня причинам, я вдруг осознала, как жизненно необходим глоток чистого, настоящего, незамутненно простого в своей гениальности искусства. Время идти к Васнецову.
А посмотрев на даты проведения выставки – 23 мая – 4 ноября - решила: сейчас или уже никогда.
Позвала подругу, дочь и племянницу, купила билеты на доступный сеанс. И вот в такой – девичьей компании мы отправились за прекрасным.
Здание Новой Третьяковки очень просторное, но народу в эту субботу было очень много.
Еще перед началом осмотра можно прослушать вводную мини-лекцию по аудиогиду – она доступно но и коротко объясняет, почему в названии выставки фамилия Васнецовых дана во множественном числе, о ком пойдет речь, и чьи произведения мы будем смотреть помимо хрестоматийных «Ивана-царевича» и «Царя Ивана Васильевича Грозного».
Итак, пора. У входа – семейные портреты. Умные, одухотворенные и просто красивые лица. Характеры, взгляды, эмоции – всё живо, всё дышит, и выглядит удивительно настоящим.
Следом – один поворот головы - и на тебя летит «Ковер-самолет» - с Иваном-царевичем и сияющей жар-птицей в роскошной клетке-фонаре. Забавно, что картина эта при всей сказочности сюжета была создана по вполне реальному и приземленному поводу - по заказу от Правления железных дорог.
Она должна была стать символом новой индустриальной эпохи с её вечным движением, энергией, скоростями, погоней за мечтой. И ещё более удивительно и странно, что заказчик отказался принимать шедевр – сочли его слишком уж былинно-сказочным, далеким от реальности. Ну и где сейчас эти заказчики... и где картина... А могли бы войти в историю как меценаты гения.
Далее двигаемся по нарастающей – от одного знакомого образа к другому. Их невозможно не любить. И с каждой почти картиной у меня связаны забавные и милые воспоминания, накопленные за годы работы в школе. Дети всегда живо реагируют на репродукции картин Васнецова, помещенные в учебниках.
«Витязь на распутье» - «Богатырь у камня читает инструкцию по выживанию. Трудно им было без навигаторов и Яндекс-карт» – описание сюжета от третьеклассника.
«Аленушка» - «А где козленочек?!» - еще ни разу не разочаровали! Каждый класс все 20 лет! – рекорд стабильности!)
«После побоища» - «Бедненький – такой молоденький. Может он просто спит? Может, его просто ранили?» - очень трогательный диалог двух девочек из четвертого класса.
Удивительно, как дети улавливают интуитивно то, что до них высоколобые умники и маститые критики анализировали, интерпретировали и буквально вменяли в вину великому художнику. «После побоища» для своего времени стало вызовом – слишком ярко, слишком декоративно, слишком красивы эти павшие воины, даже вражеские, слишком много света, воздуха и надежды, несмотря на боль и грусть сюжета. За что и сам Лев Николаевич Толстой не поленился ругательно высказаться и потопать ножкой в сторону живописца.
Но даже эти топанья, цоканья и прочие плевки критики не сбили с пути человека, который верил и знал, что и зачем делает.
Такое вот трудное счастье гения – отказаться от прибыльного и стабильного пути портретиста, отстаивать свое видение, оставаться верным своему выбору. Двигаться туда, «где до него не ступала нога живописца» - в сторону русского фольклора – в то время практически никому неизвестного.
Настолько, что само существование русской мифологии считалось, по сути, мифом. Такая вот смелость таланта.
Дальше выставка закручивается по спирали – в центре выставочного пространства установлены белые стены – словно стена древнего Белого города. По внешней стороне – Те самые – известные всему миру шедевры.
Внутри этих белых стен – как в крепости – собрание картин младшего брата – Аполлинария Васнецова. Он так же, как и старший – учился в духовной семинарии, так же ушел оттуда, чтобы стать художником.
И он тоже интересовался родной историей. Но в отличие от Виктора, младшего больше занимали архитектурные детали, инженерные и дизайнерские решения наших предков. Он оставил изумительной красоты рисунки – яркие свидетельства глубокого погружения в изучаемый предмет.
А еще он путешествовал на Урал, изучал природу движения красок, света и тени в облаках. И даже картины именовал «движением света». Обидно, что ничего не знала о нем раньше.
Серия графических зарисовок о строительстве первого деревянного кремля в Москве времен Ивана Калиты, бытовые зарисовки о жизни московских районов 16го века. Удивительно тонкие, исторически точные и очень талантливые.
В этом зале хочется бродить неспешно, рассматривать детали на рисунках, подмечать мелочи. Ощущать движение воздуха на полотнах.
Но есть еще и другие залы – возвращаемся к творчеству старшего брата – сценография к опере «Снегурочка», грандиозные эскизы росписи Владимирского собора.
И немного портретов и пейзажей из Абрамцево. Дружба с Мамонтовым и его кружком гениев не проходит бесследно. Это – целая жизнь. И любимые модели для портретов и сказочных персонажей. Для образа Алеши Поповича позировал Андрей Мамонтов – младший сын друга и мецената.
Повзрослевшая «Девочка с персиками» – Вера Мамонтова –- очаровательная героиня одного из нежнейших русских портретов эпохи модерна. «Девушка с кленовой веткой»
Оба зала этой выставки хороши, особенно, когда людей в них становится меньше. При наличии времени можно ходить, рассматривать, отдыхать на банкетках, снова возвращаться к тому, что зацепило и просто нравится.
А еще можно послушать ароматы живописного настроения – в зале Аполлинария Васнецова на стене притаилась колба с ароматами ремесленной слободы 16го века – очень яркий насыщенный, какой-то, игриво-ироничный аромат.
А во внешнем зале – у Богатырей – установлены на серой стене 2 колбы с ароматами: «Темный лес» и «Светлый лес» - совершенно разные, но оба интересные. «Светлый лес» захотелось приобрести, но увы, до магазина сувениров мы так и не добрались, поскольку гуляли по залам почти до закрытия выставки, о чем, впрочем, не жалеем.
И в общем, не особенно жалею о том, что совсем немного времени осталось на осмотр нижнего уровня – полностью отданного младшему из династии Васнецовых – Андрею.
Возможно, дело было в октябрьской погоде, в вечерней мгле за окнами, или в личном настроении и в простоте моих вкусов, но основоположник «Сурового стиля» в русской живописи, на мой скромный любительский взгляд, порой был слишком суров – к реальности, к палитре, к эпохе и людям, которых изображал. Это безусловно талантливо и незаурядно. Но любоваться не хотелось. Точнее – не получилось.
Повторюсь, я не претендую ни на какие экспертности. Высказываю лишь свое непосредственное, местами даже слишком, мнение об увиденном. Оно полностью субъективно и не имеет целью принизить значимость одного художника на фоне другого.
Итак, выставка – огромная удача Третьяковки и всех, кто смог на ней побывать.
У вас, уважаемые читатели, есть еще буквально 3 дня, чтобы успеть – увидеть мировые шедевры национальной живописи, собранные из разных музеев страны, под одной крышей в прекрасном месте Москвы. Одно из тех событий, которые жаль пропустить, потому что "записи эфира", повторов и камбэков не будет в ближайшие 100 лет.
Теперь немного советов из личного опыта от «бывалого фаната Третьяковки»:
1. Если решите посетить выставку, о билетах лучше позаботиться заранее, не тратить время на попытки купить билет на сайтах-агрегаторах типа «Афиша» или «Руспасс» - они могут показывать, что билеты на определенный сеанс доступны в то время, как на самом деле их уже в продаже нет. Так было и у меня – в спешке зашла по рекламному баннеру руспасса, пыталась купить билеты, но на предпоследнем шаге вся покупка «слетала» без объяснения причин. И только вспомнив об официальном сайте самой Третьяковки, смогла купить билет сразу.
2. Одно но: нужного количества билетов на желаемый дневной сеанс не было. Купила на тот, что был.
3. И в общем, правильно поступила: никто ни разу не всмотрелся в графу «время» на наших электронных билетах. Был нужен только qr-код для контроля оплаты.
4. В здании слева от турникетов центрального входа есть кафе – довольно симпатичное, но там большей частью людно.
5. Приходить лучше в рабочий день. В выходные в залах очень много любителей живописи. Будьте готовы к шуму, ждать в очереди, чтобы встать в нужную точку для созерцания картины и для лучшего снимка себя на фоне Аленушки и «Царевны Несмеяны»))
6. Аудиогиды действительно помогают – пояснения к истории сюжетов, байки, акценты, немного из биографии персонажей и моделей – интересно, нескучно, недлинно.
7. По выставке водят групповые экскурсии. Есть смысл прислушаться, если оказались рядом. Это не запрещено. Есть очень интересные, яркие, гиды, погруженные в тему, явно готовые к интерактивности. Показывают и рассказывают гораздо больше, чем аудиогид, что и понятно. Делают это увлекательно, с юмором и большой любовью к художнику и его произведениям, практически в форме квеста.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Желаю вам, уважаемые читатели добраться до этой замечательной выставки и успеть приобщиться к прекрасному, глубокому – бесценному нашему наследию.
Всем настоящего искусства и красоты.
Буду признательна за ваши комментарии, если вы уже были на этой выставке или только собираетесь успеть.
А также буду очень благодарна за лайк и подписку, они помогут каналу восстановиться после большого перерыва и развиваться.