Найти в Дзене
СЦЕНКА

Персы не должны никогда лгать, они и не лгут.

Книга “Сотворение мира” пылилась в списке моих хотелок 12 лет, и отталкивала меня в первую очередь объемом, а во вторую тем, что я ошибочно представлял себе какую-то очередную трактовку про “Адама и Еву”, даже то, что аннотация указывала на другой временной период, меня мало успокаивало. Помню, что занёс книгу в хотелки именно в 2012 году потому, что тогда же я впервые и услышал про её автора - Гора Видала, а услышал в сюжете по поводу его смерти. Политолог, критиковавший американское устройство, сценарист множества фильмов, современный классик американской литературы - солидный набор определений, обращающий на себя внимание. Ну а роман “Сотворение мира” обратил на себя внимание, видимо потому, что интересным показался выбор в качестве героя древнего перса. Как-то так уж получилось, что Древнюю Грецию я не очень люблю, не легли на душу их запутанные и жестокие мифы, не проникла в сердце противоречивая история, да и бородатые дядьки - философы, поэты, скульпторы, не слишком
Коллаж "Современники: Леонид, Пифагор, Будда, Конфуций" (https://dzen.ru/a/YGDI-DAcnEPrXS6F)
Коллаж "Современники: Леонид, Пифагор, Будда, Конфуций" (https://dzen.ru/a/YGDI-DAcnEPrXS6F)

Книга “Сотворение мира” пылилась в списке моих хотелок 12 лет, и отталкивала меня в первую очередь объемом, а во вторую тем, что я ошибочно представлял себе какую-то очередную трактовку про “Адама и Еву”, даже то, что аннотация указывала на другой временной период, меня мало успокаивало. Помню, что занёс книгу в хотелки именно в 2012 году потому, что тогда же я впервые и услышал про её автора - Гора Видала, а услышал в сюжете по поводу его смерти. Политолог, критиковавший американское устройство, сценарист множества фильмов, современный классик американской литературы - солидный набор определений, обращающий на себя внимание. Ну а роман “Сотворение мира” обратил на себя внимание, видимо потому, что интересным показался выбор в качестве героя древнего перса.

Гор Видал (1925-2012)
Гор Видал (1925-2012)

Как-то так уж получилось, что Древнюю Грецию я не очень люблю, не легли на душу их запутанные и жестокие мифы, не проникла в сердце противоречивая история, да и бородатые дядьки - философы, поэты, скульпторы, не слишком заражали своим авторитетом. Поэтому книг про доримскую античность практически всегда избегаю, а если вдруг брался (например за “Таис Афинскую”), то результат не слишком вдохновлял. В качестве главного героя “Сотворения мира” автор выбрал представителя Персии из рода Спитама, а ведь род этот не простой - к нему принадлежал сам Зороастр (Заратустра). Время действия 6-5 вв до н.э.(это, например, времена Марафонской битвы) а географический охват - от Греции до Китая. Литературное полотно в общем получилось довольно обширное, что не всегда является синонимом классного романа, но в данном случае я смело скажу, что прочитал его не зря.

Роман написан в форме автобиографического повествования Кира Спитамы, посла Дария и Ксеркса в различных уголках мира, где он не только участвует в важных исторических событиях, но и пытается ответить на важные вопросы мироздания. В этом опять же были скрыты две опасности для меня как читателя. Во-первых, не люблю я биографии, по той причине, что если в обычной художке у героев есть какая-то цель (например, отомстить клеветникам), вокруг которой и крутятся все события, сплетенные в хороший клубок, то биографии размазаны по длинному временному отрезку и сотканы из частей, мало связанных друг с другом, никакой целостной интриги, стало быть, не дающие. В данном случае, такой объединяющей идеей автор попытался сделать поиски героем Истины, как же устроен мир.Во-вторых, в этих философских исканиях автор с героем тоже могли так потеряться и запутаться, что читателю было бы сложно пробраться сквозь эти дебри к последней странице. Но и тут Видал справился довольно-таки неплохо, не перегрузив книгу лишней метафизикой.

Как вы уже поняли, на страницах книги мелькает множество исторических личностей - цари Персии Дарий и Ксеркс, их жены и братья-принцы, множество греков - Фемистокл, Мильтиад, Поликрат, Перикл, индийские князьки Бимбисара и Аджаташатру, китайские правители (честно говоря, их подлинность я не стал проверять). А поскольку Кир Спитама еще интересовался проблемами креационизма, то и собеседники ему (как внуку основателя зороастризма) нужны были соответствующие. В качестве мыслителей на страницах книги встречаются Пифагор, Сократ, Сидтарха Гаутама, Лао Дзы и Конфуций. Меня сперва даже покоробило, как так автор смешал их всех в одном временном контуре, но потом проверил - оказывается вполне себе да, один человек мог их всех знать. Не буду заострять внимание на сути теологических взглядов, скажу лишь, что хотя зороастриец Спитама был в силу своей монотеистичности скептичен ко всем остальным учениям, тем не менее к некоторым из мыслителей он проникается симпатией. А некоторые даже смогли поколебать веру в незыблемость учения о Мудром Господе (как раз-таки в вопросе о сотворении мира). В любом случае, видеть в книге Будду, Лао Дзы и Конфуция обычными людьми - большая редкость, тем более в одной и той же.

Исторический аспект произведения наверное наиболее интересен и во много нетривиален. Как-то мы привыкли учебники истории читать со стороны древних греков - колыбель современной цивилизации, достигшая небывалого уровня культуры, в какой-то момент подвергается нашествию полчищ с востока. И конечно эти полчища представляются полуварварскими, несущими зло, разрушение и наверняка огромный культурный откат назад. Ну а что ожидать, там же восточная диктатура, подчиненная полубезумным царям, жаждущим всё новых завоеваний. Чего стоит история про то как Ксеркс приказал море высечь. (я всё ждал интерпретацию этой истории в данной книге). А в этой книге взгляд на данные события со стороны перса, который с первых страниц утверждает, что Геродот - фантазёр. Персия - более культурная страна нежели Греция, да хотя бы потому, что в её составе такие культурные центры как Вавилон, Египет, Милет, Галикарнас. Персидские города и двор царя, маневрирующий к слову между несколькими “столицами” (в зависимости от сезона) очень богаты и величественны. Греческая земля невелика и непривлекательна, там мало плодородия и ресурсов, её на греков-то не хватает, поэтому они и открывают колонии на западе от себя. Греческие походы персов вызваны в основном подстрекательствами… греческих же тиранов, стратегов и других мужей, в многочислии своем заполонивших персидские города и обивающие пороги царского трона, с целью заручиться поддержкой великой державы, чтобы вернуть себе власть. Греция вся раздираема междоусобицами, там нет ни единой державы, города воюют между собой, да и нет твердой власти - демократы борются с аристократами, поочередно свергая своих правителей, а в Персии - твердая власть Великого Царя и единое богатое унитарное государство. Возможно с какой-то натяжкой, но пожалуй, что автор во всём этом прав, и даже Демокрит , которому Спитама и пересказывает свою историю, не слишком с этим спорит. Мне еще показалось, что Гор Видал тут и американскую демократию заодно немного поддевает. Итак, персы - цивилизованнный мир, греки лгуны, и своей задачей Кир Спитама видит повернуть взоры персидских царей от Греции на Восток. Так он оказывается и в Индии и в Китае.

Империя Дария Великого: от Дуная до Инда.
Империя Дария Великого: от Дуная до Инда.

Эти две страны, а тем более по состоянию дел в 5м веке до нашей эры для нас полнейшая экзотика, и если Гор Видал писал со знанием дела, то я просто снимаю шляпу. По крайней мере названия государств и правителей он, как будто бы не придумал, и упомянутые междоусобицы и правда имели место. А то, что все эти страны погрязли в многочисленных разборках - несомненно. Казалось бы, “просвещенная” централизованная Персия могла б просто придти и всех подчинить. Да видно не судьба. Автор не уделяет много внимания сражениям тех времен, даже знаменитые битвы при Платеях, Марафоне и другие, описаны очень бегло и не глазами очевидца, а в пересказе. Зато дворцовые интриги в перечисленных странах представлены весьма колоритно. Как и некоторые особенности бытия, в том числе конечно и сексуальные традиции и имевшиеся жестокости. Как же негуманны были те времена, как ничтожна человеческая жизнь, и опять же всё это приводит Кира Спитаму к философским размышлениям. Но Кир Спитама с легкой руки Видала не просто скучный старик, он обладает острым умом, здравым цинизмом и тонким чувством юмора и такта. Приведу пару цитат, достаточно хорошо показывающих и тон повествования и отношения героя к окружающим.

Я взял себе за правило никогда не реагировать на оскорбления варваров. К счастью, злейшие оскорбления меня минуют, греки приберегают их друг для друга. Большая удача для всего остального мира, что друг друга они ненавидят куда сильнее, чем иноземцев.

Как все индийцы, принц Джета умел плести венки из цветистых фраз. Как все персидские придворные, я тоже. Но после обеда мы дали цветам увянуть и перешли к более насущным вопросам.

Книга может показаться затянутой, кому-то местами скучной. Но для меня она стала открытием - такая обширная панорама лиц и событий, причем с очень нетривиального ракурса. А сколько новых названий, обычаев, деталей. Прочитанным хочется поделиться и обсудить - это уже признак хорошего произведения. А я своим знакомым все уши прожужжал с вопросами - про Видала слышали, а читали, а там же такая книга! Действительно, не могу понять, как и автор и этот роман не входят в многочисленные топы, рекомендации.

Заставило задуматься, что раз Гор Видал - сценарист, то рассматривал ли он свою книгу как объект для экранизации. И если сам не рассматривал (думаю ,что нет), то есть ли у неё такая перспектива. Как мне кажется, в качестве целостного объекта, от А до Я книга к экранизации не подойдёт. Слишком разбросаны её части по времени и географии, и не вплетаются в единый сюжет. Вряд ли философские концепции будут интересны киношным зрителям. А вот сделать несколько мини-сериалов (греческие войны. Индия, Китай) вполне возможно, так как в каждой части свои герои, свои битвы, сюжеты и интриги.

Ну а самому роману ставлю 5 и highly recommended.

PS. В завершении, для лучшего знакомства с Гором Видалом приведу вопрос из спортивного ЧГК.

В 1959 году Гор ВидАл не утвердил этого кандидата на роль в пьесе "Самый достойный", хотя был им впечатлен. Назовите этого кандидата.

Вопрос, ответ и комментарии из базы вопросов ЧГК.

"Знатокиада - 2017" (Всемирные игры знатоков) (Пярну). Олимпийский кубок стран. 1 тур. Вопрос 11 | Что? Где? Когда?.